ЛПК не рухнет от идеи правительства?

Развитие ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней (с дальнейшим её преобразованием во ФГИС лесного комплекса) является главной идеей недавно утверждённого правительством Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса. Однако если «хотелки» насчёт развития этой системы не сверять с реальностью – лесной комплекс может просто рухнуть.

Вот, например, один из пунктов плана, предусматривающий переход пользователей ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) на идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации – ЕСИА.

Чисто теоретически – идея здравая и логичная: если государство разработало единую систему идентификации пользователей, то почему бы её не использовать во всех государственных информационных системах, где такая идентификация требуется. Но практически – мы прямо сейчас видим, как в одной из лесных государственных информационных систем (а именно – в системе дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-­Рослесхоз) идентификация пользователей через ЕСИА не работает в течение уже полутора месяцев, и пока перспективы восстановления доступа пользователей к системе ИСДМ через ЕСИА совершенно не очевидны.

Часть важной информации о лесных пожарах (которая, кстати говоря, не может быть засекречена согласно ст. 42 Конституции и ст. 7 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-­1 «О государственной тайне») доступна для граждан России через портал государственных услуг – для зарегистрированных и подтверждённых пользователей этого портала. Но доступ к этой информации из-­за технического сбоя через систему ЕСИА перестал работать 8 сентября 2020 года. 9 октября доступ к ИСДМ через ЕСИА был восстановлен, некоторое время работал нестабильно, и 11 октября опять сломался. 13 октября он опять был восстановлен, опять несколько дней работал нестабильно, а 21 октября опять сломался – и не работает до настоящего времени.

Теперь правительственный план предусматривает устроить такой же доступ (через ЕСИА и, очевидно, тоже только для зарегистрированных и подтверждённых пользователей) к системе ЛесЕГАИС. И одновременно с этим правительство хочет преобразовать ЛесЕГАИС во ФГИС лесного комплекса с существенным расширением функционала этой системы, вплоть до оформления через неё всех сопроводительных документов на перевозку древесины.

А теперь представьте себе, что такое будет сделано – а затем доступ к ЛесЕГАИС/ФГИС ЛК через ЕСИА поломается так же, как сейчас поломался доступ через ЕСИА к системе ИСДМ-­Рослесхоз, и что на его восстановление так же уйдёт полтора месяца или больше. Это ведь будет означать полный коллапс всех перевозок древесины по всей стране (кроме разве что перевозок ворованной древесины по дорогам местного значения, которым от ЕГАИС и сейчас ни горячо ни холодно). В такой ситуации – а она, как показывает опыт ИСДМ, вполне возможна – почти вся легальная часть российского лесного комплекса просто встанет, а нелегальная, благодаря открывшемуся рынку, получит такие возможности для развития, о которых раньше не могла и мечтать.

Это лишь пример, показывающий нереалистичность одного конкретного пункта правительственного плана декриминализации и развития лесного комплекса. К сожалению, остальные пункты с точки зрения реалистичности и исполнимости не сильно лучше.



Лесной форум Гринпис.

Дата публикации: 2 ноября 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(273)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий