Татьяна Гигель: лесная отрасль должна занять достойное место в экономике страны

Развитие лесного комплекса – задача, поставленная руководством страны, что было вновь особо подчёркнуто в ходе совещания Президента Российской Федерации Владимира Путина 29 сентября. Её решение требует не просто особого внимания органов государственной власти всех уровней, а безотлагательного принятия скоординированных на самом высоком государст­венном уровне эффективных мер.

Сегодня немалые усилия направлены на то, чтобы лесной комплекс страны восстановил своё ведущее положение, которое он занимал в российской экономике на протяжении не одного столетия.

Важную роль в этом процессе играет Совет Федерации. Вопросы развития лесного комплекса стоят на контроле. По инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко Правительством Российской Федерации ведётся подготовка новой редакции Лесного кодекса. Также по поручению главы СФ РФ организована работа по совершенствованию лесного законодательства. Работа ведётся в рамках межведомственной рабочей группы под председательством заместителя председателя Совета Федерации Юрия Воробьёва. Рабочая группа неоднократно выезжала в регионы, чтобы получать оперативную информацию на местах.

Кроме этого, при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в течение 5 лет над проблемами ЛПК работает Экспертно-консультативный совет по лесному комп­лексу, возглавляемый сенатором Татьяной Гигель (она также входит в межведомственную рабочую группу по совершенствованию лесного законодательства). Совет собрал высоких профессионалов, авторитетное научно-­экспертное сообщество страны. Учитывая, что Совет Федерации — это палата регионов, при выработке рекомендаций сенаторы опираются на мнение специалистов, практиков из субъектов Российской Федерации. Работа идёт в тесном контакте более чем с 60 регионами.Все замечания и предложения по развитию лесного комплекса, поступающие в адрес Комитета, направляются в Правительство Российской Федерации, соответствующие министерства и ведомства, высшие органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, несмотря на все предпринимаемые усилия, в отрасли остаются системные проблемы, которые необходимо решать безотлагательно.

Взгляд Совета Федерации на текущую ситуацию в лесной отрасли страны и её дальнейшее развитие представила сенатор Татьяна Гигель в рамках пленарной дискуссии на XXII Петербургском международном лесопромышленном форуме, который состоялся 29-­30 сентября в Северной столице.

Татьяна Гигель выделила сразу несколько первостепенных проблем, непосредственно влияющих на работу лесопромышленного комплекса. Безусловно, все они известны, но отклик и поддержку среди отраслевого сообщества, собравшегося на форуме, нашла именно позиция Совета Федерации и готовность и дальше работать над решением этих проблем.

 


Лесоустройство

Одним из первых сенатор подняла болезненный вопрос лесоустройства: на сегодняшний день отсутствует полная достоверная информация о состоянии и стоимости лесных ресурсов.

Принятые в последние годы меры позволили остановить падение объёмов лесоустроительных работ. Однако по состоянию на 1 января 2020 года доля земель лесного фонда с давностью лесоустройства до 10 лет составляет 15,6% (179,3 млн. га). На 2020 год запланировано проведение лесоустроительных работ на площади 41,2 млн. га на территории 46 субъектов Российской Федерации. Тем не менее, на большей площади лесов отсутствуют актуальные данные лесоустройства.

Потому для повышения качества работ по лесоустройству, совершенствования механизмов контроля за таксацией лесных насаждений и получения достоверной систематизированной информации о лесах и лесных ресурсах Минприроды России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства».

Законопроектом предусмотрено возложение на федеральный орган исполнительной власти проведения всего комплекса работ по лесоустройству на землях лесного фонда. Принятие законопроекта обеспечит получение актуальной информации о лесных ресурсах.

 


Лесные дороги

Ещё одна проблема отрасли, требующая скорейшего решения – труднодоступность значительной части лесных ресурсов ввиду отсутствия развитой лесной инфраструктуры. Речь в первую очередь про лесные дороги.

Общая протяжённость дорог на землях лесного фонда в нашей стране, по данным лесных планов субъектов РФ, на начало 2018 года, составляла 2,03 млн. км. При этом протяжённость лесных дорог с твёрдым покрытием – 312,3 тыс. км (около 15,4% от общей протяжённости лесных дорог); преобладают грунтовые дороги (966,0 тыс. км – 47,7%) и зимники (434,5 тыс. км – 21,4%). Плотность лесных дорог в целом по стране составляет только 1,7 км на одну тыс. га лесных земель, в то время как в странах Западной Европы и Северной Америки – 10-45 км!

Очевидно, что необходимо усовершенствовать законодательство о строительстве и содержании транспортной инфраструктуры в лесах, проработать механизм софинансирования строительства дорог за счёт бюджетных и внебюджетных источников на условиях государственно-­частного партнёрства.

К слову, по инициативе членов Экспертно-­консультативного совета уже идёт работа над законодательной инициативой «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»» в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог.

 


Лесное машиностроение

К сожалению, на сегодня техническое состояние отрасли находится на очень низком уровне, и не будет преувеличением сказать, что практически полностью разрушено отечественное лесное машиностроение.

Потребности российского рынка лесозаготовительной техники, в частности машин, используемых при сортиментной заготовке древесины, обеспечиваются за счёт импортной продукции.

Большинство заводов лесного машиностроения прекратили свою производственную деятельность, а действующие предприятия не обеспечивают необходимые технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования.

Те немногочисленные и часто морально и конструктивно устаревшие образцы специа­лизированных средств механизации, которые сегодня ещё выпускаются в нашей стране, существенно уступают импортным аналогам по производительности, материало-­ и энергоёмкости. Ситуация осложняется ещё и тем, что ранее развитая научно-­исследовательская, проектная база лесного машиностроения практически утрачена. Также почти разрушена система сервисного и эксплуатационного обслуживания.

Степень износа парка специализированных отечественных машин и оборудования для лесного сектора давно превысила критическую отметку и ещё в 2007 году приблизилась к 100%. Лесозаготовители час­то не могут приобрести запасные части к сильно изношенной технике из-за прекращения их выпуска и невозможности изготовления на критически изношенном оборудовании ремонтных предприятий, испытывающих при этом дефицит кадров.

Этот вопрос неоднократно рассматривался на мероприятиях Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Были направлены рекомендации Правительству Российской Федерации разработать и утвердить стратегию развития лесного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года, а также разработать и принять на государственном уровне программу отечественного машиностроения с научно-исследовательским обеспечением основных мероприятий по созданию современных лесных машин, способных конкурировать с зарубежными аналогами.

 


Недофинансирование лесного хозяйства

Недостаточность финансирования лесной отрасли не позволяет обеспечить должный контроль за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством.

Хотя справедливости ради надо сказать, что в последние годы на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета выделялись значительные дополнительные средства, в том числе:

• на увеличение численности государственных лесных инспекторов: начиная с 2018 года в объёме 1 млрд. рублей ежегодно, на 2020-2022 годы – ещё 450 млн. рублей ежегодно;

• на обеспечение кратности авиапатрулирования в лесах с 2018 года в объёме 1,4 млрд.рублей ежегодно;

• на приобретение лесопатрульной техники на 2019 год в объёме 499,2 млн. рублей, на 2020 год – 1620,4 млн. рублей, на 2022 год – 270,2 млн. рублей;

• на приобретение лесопожарной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на 2019 год в объёме 6329,5 млн. рублей, на 2020 год – 3265,3 млн. рублей, на 2021 год – 2550,0 млн. рублей, на 2022 год – 2055,2 млн. рублей;

• на приобретение лесохозяйственной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на 2019-­2020 годы в объёме 650 млн. рублей ежегодно, на 2021 год – 700 млн. рублей, на 2022 год – 400 млн. рублей.

Эти средства позволят повысить эффективность мер пожарной безопасности и оперативность обнаружения лесных пожаров, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в том числе мер по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины, а применение лесопатрульной техники даст возможность осуществлять лесную охрану на большей территории лесного фонда и сократить потребность в государственных лесных инспекторах.

 


Кадровое и научное обеспечение ЛПК

Кадровое и научное обеспечение лесопромышленного комплекса – это острейшая проблема, которая сильно тормозит развитие отрасли, подчеркнула Татьяна Гигель. Эта тема практически ежегодно стоит на повестке дня Комитета Совета Федерации, например, 6 октября на площадке ТПП РФ прошёл круглый стол на тему «Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения».

Откуда возникает кадровый дефицит? К сожалению, в результате недостаточного количества учебных заведений, готовящих отраслевых специалистов. В профильных учебных заведениях существует проблема теоретизации знаний из-­за не­достаточной связи образования и вузовской науки с практикой. Текущая потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 тыс. человек и превышает ежегодный выпуск (8-8,5 тыс. человек), что приводит к повышению в отрасли доли сотрудников, не имеющих профильного образования, и, как следствие, падению производительности.

Снижение качества научного обеспечения лесной отрасли связано с сокращением численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов и недостаточным финансированием лесных исследований и разработок.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-­конструкторские работы составляют всего 0,01% от валового внут­реннего продукта отрасли, что существенно ниже среднего зарубежного уровня (1,4% валового внутреннего продукта) и уровня стран-­лидеров (Финляндия – 2%, Норвегия – 3,1%).

Сегодня в России практически полностью разрушена действовавшая раньше система опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Не преодолены факторы, обусловливающие старение научных кадров. Нет соответствующего стимула для притока молодых исследователей в научные учреждения лесного комплекса. Недостаточное финансирование научных учреждений, низкая заработная плата, падение престижа отрасли – всё это самым негативным образом сказывается на ситуации. Субъекты Российской Федерации, которым передано большинство полномочий в области лесных отношений, и бизнес-­сообщество почти не участвуют в научно-исследовательской деятельности.

Ежегодные инвестиции в отраслевой НИОКР должны составлять не менее 8 млрд. рублей (1,4% от ВВП отрасли). Это позволит стимулировать восстановление научного потенциала отрасли и приведёт к увеличению экспорта с высокой добавленной стоимостью.

 


О Стратегии развития отрасли

«Все эти проблемы говорят о том, что сегодня нам нужно новое целеполагание. Необходимо разработать и принять скорейшие меры, направленные на модернизацию отрасли, – отметила сенатор и глава Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу Татьяна Гигель. – Мы надеемся и прилагаем все усилия к тому, чтобы разрабатываемая по поручению Правительства Российской Федерации новая «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» охватила все процессы отрасли и дала мощный импульс развития лесопромышленному комплексу. Она должна быть конкретным документом и содержать программу действий («дорожную карту») по выводу отрасли из кризиса в кратчайший срок».

Именно поэтому необходимо устранить межведомственные разногласия и различные подходы в решении задач охраны лесов и развития лесопереработки на современной экономической основе с эффективным системным использованием рыночных механизмов. Такое решение продиктовано временем и необходимостью превратить лесное хозяйство из дотационного в высокодоходное.

Вместе с тем для эффективной реализации мероприятий Стратегии её положения должны иметь оценку на основе предварительных расчётов. Она должна быть увязана с задачами и целями устойчивого развития по рациональному управлению лесами. Необходимо провести взвешенную оценку последствий предлагаемых новаций, обеспечить сохранение стабильности условий для инвесторов, в том числе для исключения негативного влияния на наблюдаемую устойчивую тенденцию увеличения объёма инвестиций в отрасль, повышения глубины переработки, сокращения экспорта круглого леса.

Комитет Совета Федерации по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию, поделилась Татьяна Гигель, получил отклики практически всех регионов на новую Стратегию. Все они проанализированы, предложения и замечания направлены в адрес разработчика документа – Минприроды России.

 


Российский лесной оператор

Более того, по мнению Комитета и экспертного сообщества, ключевой является задача реформирования системы управления лесной отраслью. Сегодня основные полномочия по управлению лесным комплексом переданы субъектам Российской Федерации, и далеко не всем по объективным причинам удалось навести порядок в отрасли. Практика показала, что система управления накапливает проблемы и не обеспечивает эффективного решения задач – сохранения и улучшения состояния лесов, развития глубокой переработки древесины.

Естественно, и всё профессиональное сообщество – эксперты и специалисты на местах и в Совете Федерации прекрасно понимают всю сложность и многообразие функционирования лесного комплекса в современных условиях. Поэтому считают необходимым для координации столь сложной и многогранной деятельности, для обеспечения устойчивого развития лесного комплекса, эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления включить в проект готовящейся Стратегии конкретное предложение по созданию в структуре исполнительной власти единого органа по управлению лесным комплексом России. При этом необходимо использовать накопленный за последнее десятилетие опыт регионов управления лесным комплексом. Новый орган должен осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-­правовому регулированию в сфере лесного комплекса, а также координировать все вопросы – от заготовки семян, выращивания посадочных материалов и деятельности питомников, ухода, защиты, воспроизводства лесов до глубокой переработки древесины.

В этой связи, как один из вариантов, рассматривается предложение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по созданию Российского лесного оператора, основными направлениями деятельности которого будут:

- обеспечение воспроизводства лесов при всех формах предоставления лесных участков, включая создание компенсационных механизмов при создании инфраструктурных объектов;

- проведение работ по лесоустройству;

- создание единой автоматизированной информационной системы, наполняемой достоверными актуальными данными об объектах управления и с созданной системой контроля за процессами её функционирования;

- планирование заготовки древесины, ориентированной на потребности перерабатывающих производств.

Кроме того, прорабатывается возможность оказания Российским лесным оператором услуг и выполнения работ по проектированию лесных участков, разработке документов лесного планирования, проведению лесопатологических обследований, оценке лесов, организации лесного семеноводства на генетико-­селекционной основе, организации системы опытных хозяйств, испытательных станций и полигонов, проведению электронных аукционов и открытых конкурсов, заключению соответствующих договоров на торгах, развитию информационных систем и реестров учёта оборота лесных ресурсов.

Такая централизация может повысить экономический эффект лесного хозяйства, обес­печив достоверной и полной информацией о лесах, а также качество выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

При этом, говоря о законодательстве в лесной отрасли и разрабатываемых законопроектах, сенатор отметила, что к некоторым из них отношение неоднозначное, они требуют дополнительного обсуждения. И именно такие законопроекты обязательно станут темой для дискуссий на заседаниях Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу. Татьяна Гигель подчеркнула, что главную цель видит в том, чтобы принятие законопроектов обеспечило повышение доходности лесного хозяйства, увеличение объёма заготовки древесины, повышение занятости населения в сельской местности и уровня средней заработной платы в лесной отрасли.

В завершение Татьяна Гигель подчеркнула, что объединение усилий власти и бизнеса в реализации всего комплекса запланированных мер позволит России стать мировым лидером не только по площади, но по эффективности использования лесных ресурсов. Поблагодарив организаторов и участников форума, она также отметила, что в рамках пленарной дискуссии были высказаны очень рациональные и разумные предложения, на которые в дальнейшем обязательно будет ссылаться в своей деятельности.

«Уверена, общими усилиями с вами, с органами госвласти, Правительством России и отраслевыми министерствами мы обязательно реализуем те задачи, которые нам поставил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, – подытожила Татьяна Гигель. – Мы обязательно справимся со всеми проблемами, сделаем правильные выводы, примем правильное решение, и лесная отрасль вновь будет занимать очень достойное место в экономике страны!».



Экспертно-­консультативный Совет по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию.


Дата публикации: 16 октября 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(272)
Теги: Лесное хозяйство, Экономика




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий