«Развилки» нового Лесного кодекса

30 октября 2019 года в Рослесхозе состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ.

На заседании директор ВНИИЛМ А. А. Мартынюк представил результаты работы своего института по этой теме (конкурс на выполнение этой работы был объявлен Минприроды России 17 сентября 2019 года, а официальный государственный контракт, насколько известно, заключён только 25 октября). Судя по представленным на заседании материалам, конкретных идей по поводу того, каким должен быть новый Лесной кодекс РФ, у разработчиков пока нет — есть лишь перечень основных так называемых «развилок» (принципиальных вопросов, по которым должны быть приняты правовые решения). В представленных материалах содержится 21 такая «развилка», причём масштаб их очень разный: от концептуального (например, собственности на леса) до сугубо технического (например, учёта и маркировки древесины).

Вот так, например, выглядит в представленных документах описание первой «развилки» (в документах оно представлено в табличной форме):

 


НАИМЕНОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ

1. Право собственности на лесные участки (леса?)

 


СУЩЕСТВУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Действующий ЛК РФ, в отличие от предыдущего лесного законодательства, не определяет однозначно какую-­либо собственность на леса (на лесные земли) в целом. Комментарии экспертов объясняют это двумя причинами:

1) двойственным подходом к понятию «лес». Понятие «лес» принимается только с позиций использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а гражданско-правовые отношения, связанные с лесами, распространяются только на лесные участки;

2) первоначально предполагалось установить многообразие форм собственности, в том числе частной собственности на леса, чему должно было способствовать введение в ЛК понятия «лесной участок».

Данное предложение не было поддержано Президентом РФ, однако слова «лесные участки» остались. Некоторой компенсационной мерой принятого решения стала норма, введённая Федеральным законом от 04.12.2006 г. № 201-­ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусматривающая, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Обсуждение вопросов собственности на леса в настоящее время потеряло свою ост­роту. Это обусловлено консенсусом, который был достигнут между заинтересованными сторонами, и принятием Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов до 2030 года, в которых признаётся необходимость сохранения лесов на землях лесного фонда в федеральной собственности.

 


ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Лесной кодекс 1997 года однозначно устанавливал, что лесной фонд и расположенные на землях Минобороны леса находятся в федеральной собственности. Допускалась, в соответствии с федеральным законом, передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Существует положительный мировой опыт (Канада, Германия) по передаче собственности на леса провинциям (землям, регионам) при сохранении рамочного регулирования лесных отношений на федеральном уровне.

В ряде стран с рыночной экономикой (например, страны Скандинавии) частная земельная собственность (особенно мелкая собственность) на лесные земли рассматривается как основа социальной стабильности общества. При этом многообразие форм собственности, с превалированием или высокой долей частной собственности на леса, в этих странах сложилась исторически и сохранилась в силу политических и социально-­экономических причин. Вместе с тем, высокая доля площади лесов в мелкой частной собственности (Финляндия) создаёт определенные проблемы промышленным компаниям при решении вопросов по обеспечению сырьём.

 


ВАРИАНТЫ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Вариант 1.Сохранить действующие нормы, уточнив позиции по федеральной собственности на леса в целом, а не только на лесные участки (например, по аналогии с редакцией статьи 3 Федерального закона № 201-­ФЗ от 04.12.2006 г., предусматривающей, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Вариант 2.Введение государственной собственности на леса, расположенные на землях лесного фонда, с выделением федеральных, региональных и муниципальных лесов (близок к американскому варианту).

Вариант 3.Передача лесов на землях лесного фонда в собственность субъектов РФ (канадский вариант, вариант Германии — собственность федеральных земель).

Вариант 4.Введение многообразия форм собственности на лесные участки, включая частную собственность.

Де-факто частная собственность на леса уже существует на заросших лесной растительностью землях, собственниками которых являются лица и граждане (частные с/х компании, фермеры, паи граждан), получившие её в процессе реформирования сельскохозяйственных организаций.

Вариант 4а. Введение частной собственности на арендованных лесных участках крупных компаний.

Вариант 4близок к северо-европейскому, который предусматривает: государственную собственность на леса, муниципальную собственность, мелкую частную собственность, собственность частных компаний и т. п.

Согласно государственному контракту от 25 октября 2019 года № 0173100011319000014, работа по теме «Разработка научно обоснованных предложений по подготовке основных положений новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации» должна быть закончена ВНИИЛМ не позднее 10 декабря 2019 года. Согласно утверждённому министром Д. Н. Кобылкиным плану-­графику мероприятий по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ, концепция этой новой редакции должна быть подготовлена в первом квартале 2020 года, а сама новая редакция — до конца 2020 года. Какое-­то общественное обсуждение этой новой редакции, согласно этому плану-графику, предполагается только после завершения этой работы, в первом квартале 2021 года.

Таким образом, Минприроды пока идёт строго по пути повторения ошибок, допущенных разработчиками нынешнего Лесного кодекса РФ в 2004-­2006 годах. Результат, скорее всего, будет примерно таким же, или, с учётом значительного падения профессионального уровня федеральных органов управления лесами за последние полтора десятилетия, даже худшим.

Согласно приказу Минприроды России от 14 октября 2019 года № 680, возглавляет рабочую группу по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ новый руководитель Рослесхоза С. М. Аноприенко.



Лесной Гринпис России.


Дата публикации: 18 ноября 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(255)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий