Лес рубят, куда щепки летят?

Незаконные вырубки идут на последнем месте по вреду, который они причиняют лесам: после пожаров, вредителей, болезней, а главное — совершенно варварского лесопользования.

Даже по самым пессимистическим оценкам годовые объёмы неразрешённых вырубок в России не превышают 20-25% общей заготовки древесины. Причём из этих 25% лишь малая доля приходится на «чёрных лесорубов». В основном древесина заготавливается сверх разрешённого объёма в легальных местах рубок или по «серым» документам, которые выдали нечистоплотные чиновники. На практике разница между законными и незаконными рубками в целом невелика, и не всегда она в пользу законных рубок. Основные принципы, перечисленные в первой статье Лесного кодекса РФ, практически не реализуются ни в остальных статьях этого кодекса, ни в основанных на нём документах.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Greenpeacе говорит: «За основу для расчётов лесозаготовок берутся сильно устаревшие данные о лесных ресурсах нашей страны, часто ещё — и собранные некачественно. В результате по закону разрешено вырубать значительно большие площади, чем это объективно допустимо. В защитных лесах формально действуют более жёсткие ограничения на вырубку, но их легко и часто обходят, применяя санитарные вырубки».

Нелегитимные лесорубы опасаются долго рубить на одном месте или долго возить древесину с одного места. Потому вырубают обычно меньше гектара или несколько гектаров. При этом лесных воров мало интересует нехозяйственная древесина, и они нередко оставляют после себя жизнеспособную лесную среду. Основной ущерб лесной природе причиняют не «чёрные лесорубы» — мелкие лесные воришки, действующие на свой страх и риск без разрешения высокого лесного начальства, — а лесорубы «белые» или «серые», чью деятельность органы управления лесами разрешили и одобрили.

Принцип обязательного восстановления лесов после вырубок на практике также не работает. Освоенный участок часто зарастает мелколиственным или смешанным лесом, а не тем, который нужен для промышленной заготовки. Но даже в этом случае можно отчитаться, что лесовосстановление состоялось, и пойти осваивать новые территории. Восстановление хозяйственно ценных лесов требует качественного ухода (на протяжении 15-­20 лет) за теми деревьями, которые высадили на вырубках или которые выросли там сами. А качественного ухода практически нигде в России нет. В этом законные и незаконные рубки практически не отличаются друг от друга: неухоженными молодняками одинаково зарастают и те, и другие, а хозяйственно ценные леса ни на тех, ни на других не воспроизводятся.

Безалаберность российского лесного хозяйства толкает заготовителей всё дальше в малоосвоенные леса — в дикую тайгу и на земли особо охраняемых природных территорий. По расчётам учёных, хозяйственных лесов в России осталось не так уж много — запас на 10-15 лет. А обойтись совсем без древесины человечество пока не может. Чтобы сберечь от вырубок наиболее ценные для природы и людей леса, нужно перевести заготовку древесины на освоенные человеком территории и вести на них цивилизованное лесное хозяйство.



Альберт КОРЫТОВ.


Дата публикации: 18 ноября 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(255)
Теги: Лесное хозяйство, Криминал




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий