Зачем подписали «Соглашение»

Комитет Государственной Думы по энергетике провёл круглый стол на тему «Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК».

Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный (на фото) заметил, что, хотьпроведение его было запланировано давно, однако эта неделя сделала тему горячей – в понедельник Россия приняла Парижское соглашение, которое определяет рамки многостороннего сотрудничества в связи с изменением климата на период после 2020 года. Соответствующее постановление было подписано председателем Правительства РФ. Так что участники круглого стола должны обсуждать свершившийся факт и его последствия.

По мнению Завального, Россия ведёт себя климатически ответственно, и принятие Парижского соглашения в очередной раз подтверждает эту ответственность. «Сегодня 44% выбросов парниковых газов в мире производят всего четыре страны – Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего 3% эмиссии. При этом наша страна является мировым лидером по снижению выбросов с показателем 49% за период 1990-­2017 гг.

Для сравнения: Евросоюз, занимающий второе место, за этот же период сократил эмиссию парниковых газов на 24,5%. 75% выбросов парниковых газов в России приходится на четыре отрасли – электрогенерацию, нефтегазодобычу, транспортный сектор и металлургию, причём во всех секторах, кроме транспорта, происходит заметное снижение общих объёмов выбросов. Основными драйверами изменения выбросов парниковых газов в России являются общие тенденции развития экономики, изменение структуры ВВП, сдвиги в структуре топливного баланса, повышение энергоэффективности. Общий энергобаланс страны является «чистым»: в нём доминируют природный газ, атомная энергия и гидро­энергетика. Кроме того, Россия вносит существенный вклад в глобальное снижение эмиссии парниковых газов, распространяя по миру безуглеродныетехнологии – например, в области атомной энергетики», — отметил Павел Завальный.

Первый заместитель председателя комитета Сергей Есяков огласил список наиболее спорных вопросов, связанных с принятием соглашения. Среди них – потенциал Соглашения как инструмента влияния на мировую климатическую политику, механизмы, предлагаемые Соглашением, их обязательность, эффективность и риски для российской экономики и энергетики, корректность применяемых систем оценки выбросов, необходимые изменения в законодательную базу страны. Он отметил важность позиции ТЭК при принятии решений, с учётом его вклада в ВВП и бюджет страны.

Статс-­секретарь – замес­титель министра энергетики России Анастасия Бондаренко выразила мнение компаний и экспертов ТЭК. Важность принятия Соглашения очевидна: оно даст нашей стране возможность влиять на принятие решений по климату в мировом масштабе и участвовать в механизмах устойчивого развития. При этом российская доктрина энергетической безопасности указывает на недопустимость ущемления интересов стран-­производителей энергоресурсов при реализации международной климатической политики. Россия будет последовательно отстаивать свои интересы на всех площадках.

Также представитель Минэнерго перечислила меры, уже реализуемые для снижения негативного влияния на климат. В их числе повышение энергоэффективности (наибольшим техническим потенциалом в этом плане обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность), внедрение наилучших доступных технологий, расширение применения газомоторного топлива, повышение уровня утилизации и полезного использования попутного нефтяного газа, развитие лесного хозяйства и т. д.

Также она обратила внимание аудитории на проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития. Он должен будет сыграть ключевую роль в реализации задач в области климатической политики. Проект должен законодательно оформить регулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу и (или) к поглощению из атмосферы парниковых газов. Он предусматривает введение целого ряда мер — квотирование выбросов парниковых газов, установление разрешений на выбросы парниковых газов для юридических лиц, введение сбора за выбросы сверх разрешённых объёмов, внедрение механизма оборота единиц сокращения выбросов. Позиция профильных органов власти, и компаний ТЭК и экспертов по нормам, содержащимся в проекте, разнятся. В связи с этим Анастасия Бондаренко предложила комитету как можно скорее сформулировать и направить в правительство свои рекомендации, сформированные с учётом представителей ТЭК, пока проект находится в стадии согласования. Это необходимо для учёта интересов энергетической отрасли на начальной стадии.

 


От редакции.

Довольно странный шаг. На Россию приходится всего 3% выбросов. Причём за последние 17 лет выбросы сократились на 47%, что в переводе на общепонятный язык означает, что за эти годы экономика страны успешно разрушалась. Вызывает большое сомнение, что, участвуя в «Пражском соглашении», Россия сможет влиять на принятие каких-либо решений. Как показывает практика последних лет, Россия в международных организациях только платит взносы и выслушивает претензии в свой адрес. И нет никакой надежды, что «Соглашение» каким-то образом будет содействовать развитию лесного хозяйства России. А вот что можно прогнозировать, так это использование «Соглашения» для давления на экономику нашей страны.


Дата публикации: 7 октября 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(252)
Теги: Экономика




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий