Опыт Республики Коми

Одним из самых интересных и содержательных на Петербургском международном лесопромышленном форуме стало выступление министра природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми Романа Полшведкина. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с министром.

По словам Романа Викторовича, Республика Коми обладает значительными запасами древесины, большая часть из которых спелые, хвойные насаждения. Площадь земель лесного фонда Республики Коми составляет 36,3 млн. га. Из них 40% приходится на защитные леса, большая часть которых расположены в лесотундровой зоне (29%). Кроме того, в эксплуатационных лесах 3 млн. га отнесены к особо защитным участкам.

В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора проводятся мероприятия по контролю в лесах, направленные в том числе на выявление и пресечение незаконных рубок, проводятся патрулирование территории лесного фонда и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков, а также осмотр лесосек после окончания лесосечных работ.

В первом полугодии 2019 года в результате мероприятий по федеральному государственному лесному надзору на территории лесного фонда республики выявлено 68 случаев незаконной рубки общим объёмом 770 кбм, ущерб, причинённый лесным насаждениям, составил 4,4 млн. руб., при этом 44 незаконные рубки совершены неустановленными лицами.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество незаконных рубок увеличилось на 9 случаев, а объём незаконной рубки — в 2 раза.

При этом удельный вес незаконных рубок в 1 полугодии 2019 года от общего объёма заготовки в Республики Коми (за тот же период) составил 0,02%.

Исходя из анализа данных за последние три года и 1 полугодия 2019 года, объём незаконно заготовленной древесины остаётся на одном уровне и не превышает 2,5 тыс. кбм в год. Надо отметить, что в сравнении с субъектами Северо-Западного федерального округа (за исключением Мурманской и Калининградской областей) количество и объём незаконных рубок на территории лесного фонда Республики Коми значительно ниже.

Сравнительно низкий показатель количества и объёма незаконных рубок связан:

- с отсутствием прямых каналов незаконного экспорта древесины;

- со снижения спроса на нелегально заготовленную древесину перерабатывающими предприятиями;

- с эффективной надзорной деятельностью (лесной охраны), мерами по профилактике и предупреждению нарушений лесного законодательства, во взаимодействии с МВД России по Республике Коми.

Также в 2019 году проводилась в два этапа операция «Лес»с 25 января по 2 февраля и с 26 марта по 16 апреля 2019 года. Государственные лесные инспекторы включались в составы совместных групп по запросам полиции. Лесными инспекторами проведено 184 мероприятия по проверке транспортных средств, транспортирующих лесоматериалы, на наличие сопроводительного документа.

По результатам проведённых мероприятий лесными инспекторами составлено и направлено в суд 4 протокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ. К административной ответственности привлечено 1 должностное лицо и 3 индивидуальных предпринимателя. Постановлениями суда назначено 2 административных штрафа по 30 тыс. руб. и вынесено 2 предупреждения.

Кроме того, по сведениям МВД по Республике Коми, сотрудниками полиции в 1 полугодии 2019 года составлено 137 протоколов по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, в результате рассмотрения которых наложено 37 административных штрафов на общую сумму 1132 тыс. руб. Вынесено 22 постановления о назначении наказания в виде предупреждения и 41 — о прекращении административного дела.

Однако в ходе исполнения требований закона выявился ряд факторов, снижающих его эффективность. В частности, это незащищённый сопроводительный документ на транспортировку древесины, сведения о котором не вносятся в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней. При действующих требованиях лесного законодательства недобросовестные предприниматели, перевозчики древесины могут использовать один и тот же сопроводительный документ на транспортировку древесины неоднократно, подделывать сопроводительный документ, используя данные о действующих в регионе юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют законный оборот древесины, а также вывозить древесину из лесосек, не указанных в сопроводительном документе.

Таким образом, сопроводительный документ не вносится в ЛесЕГАИС, нет требований по его хранению, он не защищён, что приводит к ситуации, когда сопроводительный документ не обеспечивает прослеживаемость оборота товара от лесосеки до переработки или экспорта, не является препятствием для легализации незаконно срубленной или незаконно поступившей в оборот древесины.

В настоящее время правительством республики принято решение об участии в проекте новых подходов учёта заготовленной и транспортируемой древесины с применением чипированных карт и мобильных устройств, работающих с использованием программного обеспечения, для ведения ЛесЕГАИС. В настоящее время организована работа по внедрению пилотного проекта по противодействию незаконным рубкам и нелегальному обороту древесины на территории рес­публики в 2019-­м и последующие годы.

Стоимость внедрения проекта на территории региона составит 25,7 млн. руб., при этом экономическая (бюджетная) эффективность от поступления платежей за использование лесов в первый год после внедрения проекта должна составить 81,2 млн. руб.

План мероприятий по внедрению пилотного проекта (далее ­ План) согласован Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерством внутренних дел по Респуб­лике Коми, Министерством инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми, Управлением федеральной налоговой службы России по Рес­публике Коми, Сыктывкарским таможенным постом, Управлением федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми, Центром информационных технологий Республики Коми.

Подобран лесопользователь, готовый включиться в работу по внедрению проекта, им стал крупнейший арендатор республики – АО «Монди СЛПК», подобрано специализированное государственное учреждение, способное решить поставленные задачи (АО «НПЦ «САПСАН»). Между министерством и АО «НПЦ «САПСАН» подписан договор на разработку мобильного приложения для реализации пилотного проекта.

В настоящее время идёт тестирование обновлённого функционала ЛесЕГАИС в части внесения бирок электронных сопроводительных документов (ЭСД), получение доступа к тестовому стенду ЛесЕГАИС для сотрудников АО «Монди СЛПК» для возможности ими внесения ЭСД и мест складирования древесины и тестирования дополнительного функционала.

Организация документооборота в ЛесЕГАИС обеспечит прослеживаемость перемещения древесины, контроль за её происхождением, фиксацию мест складирования древесины. Кроме того, внедрение такой системы позволит решить проблемы с нелегальной транспортировкой древесины по одним и тем же сопроводительным документам.



Записал Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 7 октября 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(252)
Теги: Лесной форум, Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий