Приоритетные инвестпроекты в области освоения лесов — крупнейшая лесная афера?

По данным Счётной палаты Красноярского края, из обещанных 7,3 млрд. рублей налоговых платежей, которые должны были принести приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, фактически поступило только 343,3 млн. рублей (т. е. 5% от обещанного). Из обещанных до 2025 года 148,7 млрд. рублей инвестиций фактически поступило только 44,7 млрд. рублей (напомним: приоритетные инвестпроекты в лесной отрасли России реализуются с 2008 года).

Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов были введены Лесным кодексом РФ 2006 года. Суть приоритетного инвестпроекта состоит в том, что под обещания инвестиций компания, реализующая проект, с одобрения органов власти субъекта РФ, Минпромторга России и Рослесхоза, может на льготных условиях и без торгов получить необходимые для обеспечения этого проекта древесным сырьём лесные участки.

Раньше, согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419, компания сразу получала право на заготовку древесины за половину минимальной таксовой стоимости; теперь, согласно постановлению Правительст­ва РФ от 23 февраля 2018 г. № 190, срок действия этого понижающего коэффициента устанавливается индивидуально, и должен начинаться «за 6 месяцев до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающей инфраструктуры». Однако абсолютное большинство действующих сейчас приоритетных инвестпроектов получило свой статус ещё до вступления в силу новых требований.

Согласно статье 22 Лесного кодекса РФ, в рамках лесных приоритетных инвестпроектов средства могут вкладываться в создание и модернизацию лесной или лесоперерабатывающей инфраструктуры, но не в собственно лесное хозяйство — выращивание лесов. Формирование высокопродуктивных ценных лесных насаждений, в том числе лесных плантаций, не может быть объектом вложений в рамках приоритетного лесного инвестпроекта. Лесной кодекс РФ 2006 года вообще рассматривает лесной сектор не как отрасль растениеводства, а как отрасль добывающей промышленности, нацеленной на добычу естественным образом выросшей в лесах древесины — и это в полной мере относится к приоритетным лесным инвестпроектам.

Ниже приводится сообщение Счётной палаты Красноярского края (ссылка).

Счётная палата Красноярского края настаивает на рассмотрении на сессии Законодательного Собрания края информации о реализации в регионе приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

16 мая 2019

На заседании комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания края рассмотрена аналитическая записка Счётной палаты Красноярского края «Оценка реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

В докладе Счётной палаты края отмечается, что по состоянию на 1 ноября 2018 года на территории Красноярского края в стадии реализации находилось 11 из 14 функционировавших приоритетных инвестиционных проектов. До 2025 года предполагается привлечь в эту сферу 148,7 млрд. рублей инвестиций, из которых фактически поступило только 44,7 млрд. рублей.

В рамках действующих приоритетных инвестиционных проектов выпущено 7 из 28 видов продукции, объём производства которых составил 1,6 млн. кбм. При этом общий объём вырубки леса достиг 10 млн. кбм, что может свидетельствовать о наличии рисков использования лесных ресурсов не по целевому назначению.

Также выявлено, что изначально концепциями приоритетных инвестиционных проектов предусмотрено поступление налоговых платежей в бюджет края в сумме 7,3 млрд. рублей. Из них фактически поступило 343,3 млн. рублей, бюджет недополучил 7 млрд. рублей.

Кроме того, Счётная палата края обращает внимание на низкий объём доходов от сдачи в аренду лесных участков, невыполнение в полной мере лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, а также отсутствие ожидаемого социального эффекта (создание рабочих мест) от реализации приоритетных инвестиционных проектов в регионе.

Материалы по итогам экспертно-­аналитического мероприятия Счётной палаты Красноярского края переданы в правоохранительные органы.


Лесной Гринпис России.

 

 

 


Ответ красноярского правительства

В Министерстве лесного хозяйства Красноярского края прокомментировали претензии Счётной палаты к реализации приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области освоения лесов. Как писал ранее РБК Красноярск, аудиторы обратились в правоохранительные органы из­-за найденных нарушений.

 

Претензия:

В бюджет края поступило лишь 343 млн. руб. налогов от реализации инвестпроектов. Их концепция предполагает порядка 7,3 млрд. руб. налоговых платежей. По состоянию на 1 ноября прошлого года в реализации находилось 11 из 14 приоритетных инвестпроектов. До 2025 года предполагается привлечь в эту сферу 148,7 млрд. руб. инвестиций, из которых поступило только 44,7 млрд. руб.

 

Комментарий министерства:

- По объёму инвестиций, создаваемых рабочих мест и налоговым платежам основные отклонения сложились по проекту, реализуемому ООО «Сибирский Лес». В результате проверок проект был исключён из перечня. При этом министерством не было допущено вырубки ни одного кубического метра леса.

В настоящее время в крае реализуются 10 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Пять проектов по решению Минпромторга России признаны завершёнными. Шесть проек­тов исключили из перечня приоритетных в связи со значительными нарушениями параметров.

 

Претензия:

В рамках действующих инвестпроектов выпущено 7 из 28 видов продукции, объём производства которых составил 1,6 млн. кубометров. При этом общий объём вырубки леса достиг 10 млн. кубометров. По мнению аудиторов, это может свидетельствовать о наличии рисков использования лесных ресурсов не по целевому назначению.

 

Комментарий министерства:

- Общий объём заготовки древесины в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с 2008 года — около 10 млн. кбм, что составляет 5,6% от общего объёма лесозаготовок в крае за этот период. Отметим, что теперь заготавливать древесину инвесторы могут лишь за два квартала до запуска производства, то есть фактически после того, как оно будет полностью построено. При этом сейчас именно ПИП вносят основной вклад в развитие отрасли переработки древесины в крае — предприятия отгружают почти 30% продукции лесного комплекса края на сумму 14,3 млрд. руб.

Сокращение количества видов выпускаемой ПИП продукции связано с изменениями в ассортименте некоторых действующих проектов в связи с невостребованностью, а также с исключением ряда проектов из перечня приоритетных. ООО «Ангара Пейпа», ООО «Сибирский Лес» планировали выпускать целлюлозу, ООО «Минусинский лес» — плиты OSB и ДПС, ООО «Мастер» — клеёный оконный брус.

 

Претензия:

В Счётной палате обратили внимание на низкий объём доходов от сдачи в аренду лесных участков, невыполнение в полной мере лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, а также отсутствие ожидаемого социального эффекта от реализации приоритетных инвестиционных проектов в регионе. Речь идёт о создании новых рабочих мест.

 

Комментарий министерства:

- К предприятиям, не исполняющим мероприятия по защите и воспроизводству лесов, применяются штрафы. В 2018 году по лесным участкам, представленным для реализации ПИП, вынесено 23 постановления на общую сумму взысканий 1,2 млн. руб.

Недополучение доходов краевого бюджета от сдачи в аренду лесных участков сформировано по проектам, которые были исключены из перечня ПИП в период с 2011 года по 2016 год. В отношении как действующих ПИП, так и остальных лесопользователей края министерством организована системная работа по недопущению и взысканию задолженности по аренде лесных участков. В частности, по факту неоплаты более двух раз договор аренды расторгается.

В результате реализации ПИП в регионе создано более 2,7 тыс. новых рабочих мест, что составляет 12,3% от общего числа занятых в лесной отрасли края.



Максим Табунов.


Дата публикации: 27 мая 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(246)
Теги: Инвестиции




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий