В лесу — и без леса

С самых высоких трибун говорили и говорят о необходимости в полном объёме осваивать расчётную лесосеку, развивать глубокую переработку древесины, вкладывать инвестиции в лесную отрасль. А в период мирового финансового кризиса звучат ещё слова о сохранении рабочих мест, о всемерной поддержке малого бизнеса, и даже глава правительства РФ считает необходимым собрать совещание с представителями малого бизнеса и выслушать, что же мешает успешной работе предпринимателей.

Сегодня мы решили побеседовать с предпринимателем из Верхнетоемского района Иваном Хабаровым и поинтересовались, как отработала возглавляемая им фирма «Двина» в прошлом году и что сегодня препятствует увеличению объёмов лесозаготовки.

По словам Ивана Николаевича, в последние 4 года объёмы лесозаготовки держатся в пределах 100120 тыс. кбм в год. При этом у предприятия нет ни кубометра леса в аренде, поскольку при проведении конкурсов взять лес в аренду не удалось, аукционов по передаче лесов в аренду в рай­оне не проводилось, и приходилось в основном проводить санитарные рубки по договору с лесхозом, а также заключать договоры краткосрочного пользования.

Всего в ООО «Двина» работает около 100 человек — в основном жители Верхне­тоемского и Виноградовского районов. Зарплата выплачивается в срок, задолженность по уплате налогов хоть и есть, но небольшая. Что мешает работе предприятия?

В Лесной кодекс недавно внесены изменения, и теперь запрещено заключать договоры краткосрочного пользования. В результате с 1 июля этого года ООО «Двина» должна будет прекратить свою работу в Верхнетомском районе. Большинство работников ООО «Двина» скорее всего станут безработными, поскольку найти работу в районе сложно, а в отдалённых лесных посёлках — практически невозможно.

Почти весь лесфонд, пригодный для освоения, передан в аренду. При этом арендаторы в своём большинстве едва ли осваивают половину «расчётки», а некоторые предприятия района, имеющие лесфонд в аренде, вообще не ведут заготовку леса.

Предложения по субаренде лесфонда не вызывают особого энтузиазма у Ивана Николаевича, поскольку лесфонд предлагается арендаторами либо по цене значительно превышающей арендную плату, либо субаренда обременена требованиями арендодателя. Например, весь заготовленный в лесфонде пиловочник отправлять в адрес арендатора по фиксированной низкой цене, едва покрывающей затраты на заготовку, а балансы, которые вообще не пользуются спросом – милостиво разрешается субарендатору реализовать по своему усмотрению. Такие условия субаренды лесфонда приведут лесозаготовителя лишь к банкротству.

По мнению Ивана Николаевича, с точки зрения здравого смысла с арендаторами лесного фонда, не осваивающими расчётную лесосеку, договор аренды должен расторгаться, а лесфонд с аукциона передаваться предпринимателям, способным вести заготовку леса. Возможно, есть и иные пути рационального использования леса, чтобы не простаивали лесозаготовительные предприятия изза отсутствия лесфонда.

Словно откликаясь на призыв руководства страны наращивать глубокую переработку древесины, ООО «Двина» построило в посёлке Двинском лесоперерабатывающий цех. Теперь оборудование цеха, готовое к эксплуатации, простаивает – нет сырья. А сырья нет потому, что в Лесной кодекс внесли пресловутые изменения, запрещающие аукционы по краткосрочному пользованию. Круг замкнулся.

В планах ООО «Двина» было построить цех, где дрова не только пилили бы на чураки, но и кололи на поленья механическими колунами.

Тогда бы не было необходимости жителям села запасать дрова на годы вперёд, устраивать огромные поленницы, повышающие пожарную опасность в населённых пунктах.

В планах ООО «Двина» было и увеличение объёмов заготовки леса, приём новых работников. Однако без лесфонда об этих планах придётся забыть.

Заготовка леса ведётся тремя современными лесозаготовительными комплексами. Пи­ловочник в плотах и баржах от
правляется на Соломбальский ЛДК и ОАО «Лесозавод № 3».

На вопрос о строительстве лесных дорог Иван Николаевич пояснил, что есть и техника, и специалисты, но, как правило, лесные дороги строятся в собственной арендной базе, а строить лесные дороги к небольшим участкам леса или в чужом лесфонде нет экономического смысла.

Казалось бы, в условиях кризиса, когда бюджеты всех уровней теряют доходы, когда растёт безработица, когда урезается зарплата работающих – государство как никогда должно озаботиться эффективным использованием лесных ресурсов, увеличением доходов от леса.

 

Как спасти
лесную отрасль?

 

Своим мнением по этой проблеме поделился с нашим корреспондентом мастер сплава ООО «Двина» Валентин Скрипов . Валентин Николаевич с 1974 года работает на сплаве леса, сначала трудился в Верхнетоемской сплавконторе, сейчас — в ООО «Двина».

По мнению Валентина Николаевича, главная беда приречных леспромхозов в том, что свою продукцию они могут реализовывать 67 месяцев в году, остальное время вынуждены работать на склад. Этим и вызвано бедственное положение лесозаготовителей, периодические банкротства леспромхозов, низкая зарплата в ЛПХ, задержки с её выплатой.

Более всего изза банкротств леспромхозов страдает местное население. Люди в лесных посёлках остаются без работы, без средств к существованию.

По словам Валентина Николаевича, нельзя все проблемы перекладывать на плечи лесозаготовителей, не должны они быть крайними в борьбе за выживание ЛПК.

Сейчас в связи с мировым финансовым кризисом цены на пиловочник снижаются, а цена балансов — меньше цены на дрова. Нет спроса даже на фансырьё. В таких условиях лесозаготовителям особенно сложно выживать.

Как считает Валентин Николаевич, и сами лесозаготовители должны постараться максимально снизить издержки производства, экономить где только можно, а лесопереработчикам, в том числе и ЦБК, необходимо найти возможность производить предоплату сплавным предприятиям, тем самым обеспечить их работоспособность.

Не должно оставаться в стороне и государство. В первую очередь поддержать лесозаготовителей, работающих устойчиво, эффективно. К примеру, в ООО «Двина» работает всего около 80 человек, а за год заготовили более 100 тыс. кбм. В плоты уложено около 70 тыс. кбм древесины, часть древесины подготовлена к отгрузке на Коряжму, поставлены дрова на котельную п. Двинской. В лесу работают современные лесозаготовительные комплексы, обновляется парк лесовозов, приобретается дорожная техника.

Стремясь снизить транспортные расходы, ещё в прошлом году ООО «Двина» было подготовлено и отбуксировано потребителям пять плотов навигационной сплотки. А вот река Северная Двина в летнее время перестаёт быть сплавной, и государство обязано найти средства для дноуглубительных работ, иначе плотов навигационной сплотки будет всё меньше и меньше.

И. Н. Хабаров является депутатом районного Совета МО «Верхнетоемский район», и ООО «Двина» активно участвует в различных социальных программах района. Но при высоком производственном потенциале ООО «Двина» не обеспечено лесфондом, хотя расчётная лесосека по Верхнетоемскому району не осваивается. Для поддержки лес­
ной отрасли государство дол­ жно эффективно использовать леса, отдавать их в аренду добросовестным лесопользователям, имеющим специалистов, технику для заготовки леса.

Выживание лесной отрасли зависит не только от лесозаготовителей, но главным образом от совместных усилий лесопереработчиков и государства.

 

От редакции

Почему в кризисной ситуации действия государства столь причудливы: сначала лишить лесозаготовителей рынка сбыта, необдуманно повысив таможенные пошлины на экспорт кругляка, затем внести изменения в Лесной кодекс, парализующие работу малого и среднего бизнеса, и чтобы уже окончательно добить лесную отрасль, внести изменения в ФЗ «О недрах», создавшие дополнительные препятствия для строитель­ства лесных дорог?

Как следует из сообщений зарубежной печати, канадские лесорубы не перестают хвалить руководство России за то, что оно обеспечило Канаде рынки сбыта лесоматериалов, создав препятствия для экспорта кругляка из России.

Когда же у российских лесорубов будет повод поблагодарить своё правительство
за заботу о них?

 

Когда верстался номер

Нам сообщили, что четыре плота ООО «Двина» уже взяты на буксир и направляются в адрес ХК «Соломбалалес» и ОАО «Лесозавод № 3». Сплавная навигация началась!

Сергей кондратьев.

АрхангельскВ.Тойма
Архангельск.
Фото автора.


Дата публикации: 18 мая 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий