Вятка — фанерный край

Губернатор Кировской области Игорь Васильев вместе с зампредом правительства Андреем Плитко и министром лесного хозяйства области Алексеем Шургиным встретились на пресс-­завтраке с кировскими журналистами. Правда, серьёзная тема — о судьбах лесной отрасли — не особо способствовала аппетиту.

 


Фанера и бумага — наше всё

Чиновники начали с того, что Кировская область входит в первую десятку регионов России по лесосеке, имеет один из лучших запасов древесины в европейской части страны. Правда, в основном она низкосортная, наиболее подходит для производства фанеры или бумаги. Такие производства есть — например, в Кирове, Слободском и Мурыгино. Но хотелось бы открыть больше таковых. «На мурыгинскую бумажную фабрику пришёл новый инвестор, сразу заплатил только в наш бюджет 380 млн. руб­лей. Что мешало так работать прежним собственникам? Ничего», — привёл пример Игорь Васильев.

По его мнению, у Кировской области есть хорошие шансы встроиться в цепочку мирового производства и стать «кластером производства фанеры для России и всего мира».

Другой факт: около 60% леса арендаторы лесосеки продают на корню. В том числе в Китай. В правительстве области такой подход считают «разбазариванием». У региональной власти задача другая — чтобы сырьевой базой были обеспечены в первую очередь местные производители. «Если фанерный кряж выгодно покупать Китаю у нас, то представьте, какую выгоду теряем мы здесь», — считает губернатор.

 


Со сбытом нет проблем?

Напомним, в конце января в Вятской торгово-­промышленной палате состоялось заседание комитета по деревообрабатывающей промышленности и промышленному лесопользованию. Его руководитель Сергей Скворцов заявил, что лесозаготовители просто не знают, куда девать берёзовые баланс и фанкряж. Склады переполнены, «оборотки» нет, нечем платить зарплату, а у многих ещё кредиты набраны. При этом лесоперерабатывающие предприятия работают, как и раньше, и выполняют все квоты на поставщиков.

Алексей Шургин назвал «передёргиванием» эту информацию, на днях опубликованную многими кировскими СМИ. Он заявил, что проблема перепроизводства есть, но далеко не в большинстве районов и точно не на всех предприятиях. «Все лесопользователи могут получить лесосеку в результате аукционов. Количество желающих участвовать в них не снижается», — привёл он аргумент.

В свою очередь губернатор высказал мнение, что главная проблема лесодобытчиков в них самих: «Стенают, ноют и плачут только те, кто боятся работать открыто».

 


Деловая по цене дров

Журналисты задали вопрос также о росте цен на дрова в районах области — в частности, в Афанасьевском. Андрей Плитко ответил, что населению предоставляют лесосеку для заготовки. Однако кое-­где в районах вместо дешёвой (по 40 руб. за кубометр) древесины людям выдавали гораздо более дорогую деловую. Скорее всего, в целях злоупотреблений. Например, приходит (в администрацию) человек, приносит 70 доверенностей от домохозяйств и один получает лесосеку с деловой древесиной по цене дровяной. А это потенциальная сверхприбыль. Минус откат за делянку, но это мелочи.

«Сейчас мы выстраиваем систему, которая предполагает невыгодность выделения такой лесосеки, потому что она будет слишком дорогой в качестве дровяной. Зато будем выдавать льготы для освоения дровяной, где деловой древесины не более 20%, — пояснил Плитко. — Цена для населения на дрова не будет увеличиваться, и в качестве приоритета можно будет выделять лесосеку для льготных категорий граждан».

 


Назад, к деревянным школам!

И на сладкое к пресс-­завтраку — два плана. Во-­первых, в районах области могут скоро появиться недорогие (70 млн. рублей) деревянные школы от компании «Хольцхаус» по типу тех, что строят в скандинавских странах. Игорь Васильев считает, что последние схожи с Вяткой по климату, и брусковые здания выдержат наши зимы, как выдержали бревенчатые, построенные век назад.

«Мы подготовили проект для малых поселений, где нужны школы на 100, максимум на 200 мест. Это будет современная одноэтажная школа из клеёного бруса со спортивным залом и кинотеатром. Вся мебель, оснащение тоже будут делаться здесь. Школа должна стать культурным, спортивным центром для небольших городов. Днём дети учатся, а вечером взрослые смотрят фильмы и занимаются спортом», — пояснил Игорь Владимирович.

Где именно и когда могут быть построены новые деревянные школы, он не уточнил. А жаль, ведь 100-­200 учеников для вятской сельской школы — год от года всё более и более оптимистичная цифра.

И во­-вторых: скоро незаконные рубки на территории Кировской области начнут выявлять с помощью беспилотника. Его приобретут за 10 млн. рублей из федерального бюджета. «По нормативам на одного лесника приходится 3 тыс. га. А у нас в области на одного лесника — 20 тыс. Обследовать такую территорию крайне проблематично. А если данные будут предоставлять и спутник, и беспилотник, мы сможем увидеть объективную картину и оперативно реагировать на нарушения», — пояснил Васильев.



Игорь Нелюбин.


Дата публикации: 25 февраля 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(240)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий