Особо ценные рекомендации

Совет Федерации рас­смотрел ситуацию с незаконными рубками в России. С докладом по этой теме выступил член Совета Федерации В. А. Лебедев — в прошлом замминистра Минприроды России и руководитель Рослесхоза. Проект постановления «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия её незаконной заготовке» был подготовлен и представлен комитетом Совета Федерации по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию.

В проекте постановления были приведены следующие данные о масштабах незаконных рубок в России:

«Объёмы незаконных рубок лесных насаждений, выявляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не превышают 2 млн. кбм древесины, что составляет менее 1% процента от объёма законного лесопользования.

По оценкам международных организаций (IUFRO, UNEP), Международной организации уголовной полиции (Интерпол), общественных природоохранных объединений, объём незаконных рубок лесных насаждений составляет 20-­25% от законного лесопользования. Расчёты федерального государственного бюджетного учреждения науки Центра экологии и продуктивности лесов Российской академии наук с применением метода исчисления баланса рубки лесных насаждений и потребления древесины показали превышение объёма древесины, использованной для переработки, экспорта и внутреннего потребления, над объёмом законного лесопользования на 16%.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что, несмотря на прини­маемые уполномоченными фе­деральными и региональными органами государственной власти меры, состояние законности в сфере заготовки и реализации древесины остается неудовлетворительным.

В ходе рассмотрения проблем незаконного лесопользования в рамках Всероссийского лесного форума, круглых столов, а также региональных совещаний (Чита, Хабаровск, Барнаул) Комитетом Совета Федерации по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию с участием федеральных органов исполнительной власти отмечалось, что наибольшее распространение незаконные рубки лесных насаждений получили при проведении санитарно­-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и повреждённых лесных насаждений, — 7,5 млн. кбм, отпуске древесины, необходимой для удовлетворения собственных нужд граждан, — 5­-6 млн. кбм.

Объёмы незаконных рубок лесных насаждений, осуществляемых с целью получения незаконного дохода, не превышают 4-­5 млн. кбм. Таким образом, общий объём незаконного лесопользования в Российской Федерации оценивается в 16-­18 млн кбм или 8-­10% от законного лесопользования».

В проекте постановления говорится о социальных корнях незаконных рубок: «Изучение причин и условий незаконного лесопользования и противоправного характера поведения лиц, производящих незаконные рубки лесных насаждений, позволило выявить ряд факторов, связанных с низким уровнем жизни сельского населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях. Обеспечение доступа граждан, проживающих в сельской местности, к лесным ресурсам, создание дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве должны стать приоритетными направлениями государственной политики, направленной на борьбу с незаконными рубками лесных насаждений».

По итогам рассмотрения этого вопроса Советом Федерации принято постановление, содержащее большое количество разнообразных предложений. Вот некоторые наиболее интересные из них (цитируются по проекту постановления — итоговая редакция может от него отличаться):

«Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:

...о пересмотре принципов распределения экспортных квот на необработанную древесину в пользу организаций, имеющих арендованную лесосырьевую базу;

о комплексе мер, направленных на обеспечение доступа к лесным ресурсам населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях, создание дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве;

о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;

о проработке механизма обращения средств, полученных от реализации конфискованной древесины, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в целях их использования для обеспечения охраны лесов;

о дополнении полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путём проведения контрольно­-надзорных мероприятий за пределами границ лесного фонда, а именно проведения проверок мест приобретения древесины и сопроводительных документов при её транспортировке;

о разработке и утверждении системы оценочных показателей и целевых индикаторов осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по охране лесов от незаконных рубок лесных насаждений;

о наделении арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по охране лесов от незаконных рубок лесных насаждений».

«Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

разработать и утвердить правила осуществления конт­роля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральное агентство лесного хозяйства;

рекомендовать проведение в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта по отработке модели отпуска древесины с мест проведения выборочных рубок по факту её заготовки;

...установить для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующих полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, требования по размещению лесных деклараций на официальных сайтах».

«Рекомендовать Федеральной службе государственной статистики принять меры по обеспечению достоверного отражения в государственной статистической отчётности объёмов производства лесобумажной продукции».

Состоявшееся в Совете Федерации обсуждение проблемы незаконных рубок может стать важным для российских лесов и лесного хозяйства событием.

Во­-первых, впервые за много лет орган государственной власти признал, что реальные масштабы этого бедствия многократно превосходят те, которые отражаются в официальной статистике: лес воруют не сотнями тысяч, а десятками миллионов кубометров.

Во-­вторых, приведённые данные и оценки показали, что принимаемых мер по борьбе с незаконными рубками, несмотря на благостную отчётность уполномоченных органов исполнительной власти, недостаточно, чтобы победить это зло.

В-­третьих, теперь официально признаётся, что незаконные рубки — это следствие социальных бедствий: нищеты сельского населения и нехватки рабочих мест в лесном хозяйстве. И наконец, выполнение некоторых рекомендаций может действительно сущест­венно помочь в искоренении незаконного лесопользования. Пока непонятно, насколько всё это повлияет на реальную работу органов управления лесами и законодателей, — но некоторая надежда есть. Как говорится, вода камень точит — постепенное признание реальных масштабов лесных проблем в России само по себе помогает их будущему решению.

Но при всём этом нельзя забывать, что основной вред лесам России наносят не незаконные рубки, а формально законные, но при этомсовершенно бесхозяйственные, варварские. Огромные массивы сплошных рубок, за считанные десятилетия опусташившие целые лесные районы — это результат деятельности отнюдь не «чёрных лесорубов», а вполне законных лесопользователей, заготавливающих древесину в полном соответствии с действующим законодательством, с ведома и согласия уполномоченных органов исполнительной власти. Леса России опустошаются варварскими рубками не потому, что лесозаготовители нарушают законы и правила, — а потому, что законы и правила дозволяют такие рубки и никаких реальных мер по сбережению и воспроизводству эксплуатационных лесов не требуют.


Дата публикации: 11 февраля 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №02(239)
Теги: Откровенный разговор, Криминал




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий