Александр Мариев: усиление контроля за оборотом древесины

В ходе 20-­го Петербургского Лесопромышленного форума удалось обстоятельно побеседовать с руководителем Проектной группы по реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ Александром Мариевым, который рассказал о новациях в борьбе с незаконным оборотом древесины путём усиления контроля и учёта. Вот что в частности сказал Александр Николаевич.

 - Известно, что к сведениям из ЛесЕГАИС имеют доступ заинтересованные ведомства, перед которыми стоит задача декриминализации лесной отрасли. Административная ответственность предусмотрена за непредставление в ЛесЕГАИС правоустанавливающих документов на рубку древесины; за нарушение порядка учёта древесины; за нарушение требований лесного законодательства в части маркировки древесины ценных пород (дуб, бук, ясень) при экспорте; за нарушение требований по декларированию сделок с древесиной в ЛесЕГАИС.

В Правительстве Российской Федерации и в Минприроды России есть предложения по усилению контроля за происхождением древесины. В ходе исполнения требований Федерального закона от 28.12.2013 № 415-­ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Россий­ской Федерации и Кодекс Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях» (далее – 415­-ФЗ) выявлен ряд факторов, снижающих эффективность контроля. В частности, это незащищённый сопроводительный документ на транспортировку древесины (далее — СД), сведения о котором не вносятся в ЛесЕГАИС. Недобросовестные предприниматели, перевозчики древесины могут использовать один и тот же сопроводительный документ на транспортировку древесины неоднократно, подделывать сопроводительный документ, используя данные о действующих в регионе юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют законный оборот древесины, а также вывозить древесину из лесосек, не указанных в сопроводительном документе.

Таким образом, сопроводительный документ не обеспечивает прослеживаемость оборота товара от лесосеки до переработки или экспорта, не предотвращает легализацию незаконно срубленной или незаконно поступившей в оборот древесины. Внесение СД в ЛесЕГАИС обеспечит прослеживаемость перемещения древесины, контроль за её происхождением, фиксацию мест складирования древесины, из которых или в которые перемещается древесина. Необходимо внесение в ЛесЕГАИС информации из электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины (далее – ЭСД) любым собственником древесины при её перевозке. Поскольку древесина является смешиваемым товаром, то первый этап оборота древесины, а именно её транспортировка от лесосеки до первого места складирования, где происходит сортировка и смешивание древесины из разных лесосек, является наиболее важным этапом оборота, где фиксируется совокупность лесосек и объёмов по каждому виду древесины, из которых формируются все последующие партии древесины других видов, участвующие в обороте после первого места складирования древесины. Такие смешанные партии в дальнейшем транспортируются на вторичные места складирования древесины, где может осуществляться перевалка на последующие места складирования, распиловка древесины и дальнейший оборот пиломатериалов, другие виды деревопереработки, экспорт.

Каждый ЭСД, привязанный к конкретному месту складирования древесины, зарегистрированному в ЛесЕГАИС, сопровождает транспортировку партии древесины до следующего места складирования древесины или до пересечения таможенной границы. Таким образом, предполагается, что этапы оборота древесины от любо­го зарегистрированного места складирования древесины до следующего места складирования и до конечного пользователя (экспорт, списание в отходы или производство) будут также обеспечены ЭСД. Необходимо добавить обязанность записи геотега – фиксации времени и места события (начала и прекращения использования ЭСД, проведения контрольно-­надзорного мероприятия в отношении транспортного средства с ЭСД контролирующими и правоохранительными органами) без участия человека, через встроенный в техническое устройство модуль ГЛОНАСС.

Данные о списании в производство (переработка в виде распиловки, строгания, других видов деревопереработки), в отходы и остатки на начало и конец отчётного периода должны быть внесены в ЛесЕГАИС через дополнение лесного законодательства новыми требования­ми для такого рода отчётности со стороны предпринимателей, являющихся собственниками древесины, и административной ответственности за отсутствие или внесение недостоверной информации.

 


Места складирования древесины

В настоящее время в нормативных актах по складскому хранению, впрочем, как и в теории права, нет единого понятия склада. Все существующие понятия могут быть объединены в три группы.

К первой группе относится понятие склада как организации, то есть субъекта права, закреплённое в статье 907 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой товарным складом признаётся организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельнос­ти хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги.

Ко второй группе относится понятие склада как режима, применяемое в таможенном и налоговом законодательстве.

К третьей группе относится понятие склада как специального места, в котором осуществляется хранение тех или иных товаров. Такое по­нятие, в частности, относится и к местам складирования древесины. Описание особых характеристик таких мест или требований к ним в законодательстве отсутствует.

При этом древесина товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4403, 4404 и 4407 (от топливной древесины до всех видов пиломатериалов) отнесена к стратегически важным ресурсам постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей реализации ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». В пункте 13. «Лесоматериалы» раздела II. «Стратегически важные ресурсы» дан исчерпывающий список таких видов древесины:

4401 21 000 0 — Древесина топливная в виде брёвен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде брёвен, брикетов, гранул или в аналогичных видах: древесина топливная в виде брёвен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах хвойных пород;

4403 — Лесоматериалы необработанные, с удалённой или неудалённой корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами;

4404 — Древесина бондарная; брёвна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заострённые, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтёсанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина;

4407 — Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм.

Фактически местами складирования древесины являются места, в которых осуществляются технологические операции разгрузки с транспортного средства или погрузки на транспортное средство древесины, происходит прекращение и начало использования сопроводительного документа, за исключением погрузки древесины на транспортные средства в лесосеке.

Перечень информации о местах складирования древесины с учётом специальных требований законодательства к организации мест складирования древесины должен быть дополнен в постановлениях Правительства Российской Федерации № 11 от 06.01.2015 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» и № 1301 от 03.12.2014 «Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней».

Таким образом, на технологической платформе ЛесЕГАИС может быть организован полный ежемесячно актуализируемый реестр мест складирования древесины (брёвен, хлыстов и пиломатериалов), начиная от промежуточных перевалочных мест складирования древесины до мест розничной продажи пиломатериалов с ежемесячным балансом поступления и убытия древесины по каждому месту складирования и остатками на складе.

Полагаем, что изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» должны исчерпывающим образом определить действия в местах складирования древесины, которые могут совершаться с древесиной как стратегическим ресурсом её собственниками, ограничив полномочия собственника в месте складирования древесины возможностью осуществлять с такой продукцией исключительно операции по обеспечению ее сохранности, контролю качества, переработке, маркировке, а также подготовке её к продаже и транспортировке, с учётом требований Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402­-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 13 июня 1996 № 63­-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации», требований пожарной безопасности. Аналогичные документы были приняты для организации акцизных складов при обороте алкогольной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2001 г. № 541 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой»).

 


Меры ответственности

Кроме того, одновременно требуют разделения объединённые в текущем законодательстве меры ответственности за незаконный оборот древесины и продуктов её первичной переработки с ответственностью за легальный оборот древесины с формальными нарушениями требований по заполнению сопроводительного документа. Так, например, статья 8.28.1 КоАП РФ не предусматривает разделение участников лесных отношений на «легальных» и «нелегальных» и фактически все её части пре­дусматривают одинаковые ме­ры ответственности как к перевозчикам древесины «теневого» оборота, так и к законопослушных участникам рынка.

Частью 5 указанной статьи предусмотрен штраф для юридических лиц в размере от 500 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, т. е. фактически древесина легального происхождения, перевозимая по сопроводительному документу с неточностями в заполнении или по ненадлежаще заполненному сопроводительному документу, вызывающему подозрение у контролирующих лиц, приравнена к незаконной перевозке (санкция за допущенную техническую ошибку или неточность равна санкции за подтвердившийся факт перевозки нелегальной древесины, и в том и в другом случае суд вправе назначить административное наказание с конфискацией транспортного средства и древесины и штраф от 500 тыс. рублей).

Предложенный перечень поправок в КоАП РФ позволит снизить нагрузку на законопослушных представителей лесного бизнеса, без снижения уровня контроля в целом.


Подготовил Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 8 октября 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(233)
Теги: Лесной форум, Откровенный разговор




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий