Александр Мариев: усиление контроля за оборотом древесины
В ходе 20-го Петербургского Лесопромышленного форума удалось обстоятельно побеседовать с руководителем Проектной группы по реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ Александром Мариевым, который рассказал о новациях в борьбе с незаконным оборотом древесины путём усиления контроля и учёта. Вот что в частности сказал Александр Николаевич.
- Известно, что к сведениям из ЛесЕГАИС имеют доступ заинтересованные ведомства, перед которыми стоит задача декриминализации лесной отрасли. Административная ответственность предусмотрена за непредставление в ЛесЕГАИС правоустанавливающих документов на рубку древесины; за нарушение порядка учёта древесины; за нарушение требований лесного законодательства в части маркировки древесины ценных пород (дуб, бук, ясень) при экспорте; за нарушение требований по декларированию сделок с древесиной в ЛесЕГАИС.
В Правительстве Российской Федерации и в Минприроды России есть предложения по усилению контроля за происхождением древесины. В ходе исполнения требований Федерального закона от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – 415-ФЗ) выявлен ряд факторов, снижающих эффективность контроля. В частности, это незащищённый сопроводительный документ на транспортировку древесины (далее — СД), сведения о котором не вносятся в ЛесЕГАИС. Недобросовестные предприниматели, перевозчики древесины могут использовать один и тот же сопроводительный документ на транспортировку древесины неоднократно, подделывать сопроводительный документ, используя данные о действующих в регионе юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют законный оборот древесины, а также вывозить древесину из лесосек, не указанных в сопроводительном документе.
Таким образом, сопроводительный документ не обеспечивает прослеживаемость оборота товара от лесосеки до переработки или экспорта, не предотвращает легализацию незаконно срубленной или незаконно поступившей в оборот древесины. Внесение СД в ЛесЕГАИС обеспечит прослеживаемость перемещения древесины, контроль за её происхождением, фиксацию мест складирования древесины, из которых или в которые перемещается древесина. Необходимо внесение в ЛесЕГАИС информации из электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины (далее – ЭСД) любым собственником древесины при её перевозке. Поскольку древесина является смешиваемым товаром, то первый этап оборота древесины, а именно её транспортировка от лесосеки до первого места складирования, где происходит сортировка и смешивание древесины из разных лесосек, является наиболее важным этапом оборота, где фиксируется совокупность лесосек и объёмов по каждому виду древесины, из которых формируются все последующие партии древесины других видов, участвующие в обороте после первого места складирования древесины. Такие смешанные партии в дальнейшем транспортируются на вторичные места складирования древесины, где может осуществляться перевалка на последующие места складирования, распиловка древесины и дальнейший оборот пиломатериалов, другие виды деревопереработки, экспорт.
Каждый ЭСД, привязанный к конкретному месту складирования древесины, зарегистрированному в ЛесЕГАИС, сопровождает транспортировку партии древесины до следующего места складирования древесины или до пересечения таможенной границы. Таким образом, предполагается, что этапы оборота древесины от любого зарегистрированного места складирования древесины до следующего места складирования и до конечного пользователя (экспорт, списание в отходы или производство) будут также обеспечены ЭСД. Необходимо добавить обязанность записи геотега – фиксации времени и места события (начала и прекращения использования ЭСД, проведения контрольно-надзорного мероприятия в отношении транспортного средства с ЭСД контролирующими и правоохранительными органами) без участия человека, через встроенный в техническое устройство модуль ГЛОНАСС.
Данные о списании в производство (переработка в виде распиловки, строгания, других видов деревопереработки), в отходы и остатки на начало и конец отчётного периода должны быть внесены в ЛесЕГАИС через дополнение лесного законодательства новыми требованиями для такого рода отчётности со стороны предпринимателей, являющихся собственниками древесины, и административной ответственности за отсутствие или внесение недостоверной информации.
Места
складирования древесины
В настоящее время в нормативных актах по складскому хранению, впрочем, как и в теории права, нет единого понятия склада. Все существующие понятия могут быть объединены в три группы.
К первой группе относится понятие склада как организации, то есть субъекта права, закреплённое в статье 907 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой товарным складом признаётся организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги.
Ко второй группе относится понятие склада как режима, применяемое в таможенном и налоговом законодательстве.
К третьей группе относится понятие склада как специального места, в котором осуществляется хранение тех или иных товаров. Такое понятие, в частности, относится и к местам складирования древесины. Описание особых характеристик таких мест или требований к ним в законодательстве отсутствует.
При этом древесина товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4403, 4404 и 4407 (от топливной древесины до всех видов пиломатериалов) отнесена к стратегически важным ресурсам постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей реализации ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». В пункте 13. «Лесоматериалы» раздела II. «Стратегически важные ресурсы» дан исчерпывающий список таких видов древесины:
4401 21 000 0 — Древесина топливная в виде брёвен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде брёвен, брикетов, гранул или в аналогичных видах: древесина топливная в виде брёвен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах хвойных пород;
4403 — Лесоматериалы необработанные, с удалённой или неудалённой корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами;
4404 — Древесина бондарная; брёвна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заострённые, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтёсанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина;
4407 — Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм.
Фактически местами складирования древесины являются места, в которых осуществляются технологические операции разгрузки с транспортного средства или погрузки на транспортное средство древесины, происходит прекращение и начало использования сопроводительного документа, за исключением погрузки древесины на транспортные средства в лесосеке.
Перечень информации о местах складирования древесины с учётом специальных требований законодательства к организации мест складирования древесины должен быть дополнен в постановлениях Правительства Российской Федерации № 11 от 06.01.2015 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» и № 1301 от 03.12.2014 «Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней».
Таким образом, на технологической платформе ЛесЕГАИС может быть организован полный ежемесячно актуализируемый реестр мест складирования древесины (брёвен, хлыстов и пиломатериалов), начиная от промежуточных перевалочных мест складирования древесины до мест розничной продажи пиломатериалов с ежемесячным балансом поступления и убытия древесины по каждому месту складирования и остатками на складе.
Полагаем, что изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» должны исчерпывающим образом определить действия в местах складирования древесины, которые могут совершаться с древесиной как стратегическим ресурсом её собственниками, ограничив полномочия собственника в месте складирования древесины возможностью осуществлять с такой продукцией исключительно операции по обеспечению ее сохранности, контролю качества, переработке, маркировке, а также подготовке её к продаже и транспортировке, с учётом требований Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 13 июня 1996 № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации», требований пожарной безопасности. Аналогичные документы были приняты для организации акцизных складов при обороте алкогольной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2001 г. № 541 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой»).
Меры
ответственности
Кроме того, одновременно требуют разделения объединённые в текущем законодательстве меры ответственности за незаконный оборот древесины и продуктов её первичной переработки с ответственностью за легальный оборот древесины с формальными нарушениями требований по заполнению сопроводительного документа. Так, например, статья 8.28.1 КоАП РФ не предусматривает разделение участников лесных отношений на «легальных» и «нелегальных» и фактически все её части предусматривают одинаковые меры ответственности как к перевозчикам древесины «теневого» оборота, так и к законопослушных участникам рынка.
Частью 5 указанной статьи предусмотрен штраф для юридических лиц в размере от 500 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, т. е. фактически древесина легального происхождения, перевозимая по сопроводительному документу с неточностями в заполнении или по ненадлежаще заполненному сопроводительному документу, вызывающему подозрение у контролирующих лиц, приравнена к незаконной перевозке (санкция за допущенную техническую ошибку или неточность равна санкции за подтвердившийся факт перевозки нелегальной древесины, и в том и в другом случае суд вправе назначить административное наказание с конфискацией транспортного средства и древесины и штраф от 500 тыс. рублей).
Предложенный перечень поправок в КоАП РФ позволит снизить нагрузку на законопослушных представителей лесного бизнеса, без снижения уровня контроля в целом.
Подготовил Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Дата публикации: 8 октября 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(233)
Теги: Лесной форум, Откровенный разговор
Другие новости по теме:
- Новые ставки
- Ценные породы подлежат маркировке
- В ЛесЕГАИС будет учитываться продукция первичной переработки древесины
- Вводятся новшества
- Проверки на дорогах
Сообщить о ошибке