Есть ли перспектива у лесосплава?

Вопрос, на первый взгляд, риторический, поскольку за последние 30 лет сплав леса в Архангельской области резко снизился. Молевой сплав, к сожалению, вообще по ряду причин прекратил своё существование, а перевозки в плотах и баржах очень заметно уменьшились.

Есть ли возможность увеличить объёмы сплава леса и какую роль в этом может сыграть Беломорская сплавная компания (далее в тексте БСК), входящая в состав Группы компаний «Титан»? С этим и другими многочисленными вопросами я обратился к руководителю БСК Алексею Собашникову.

Для беседы выбрал самое «удобное» время – начало навигации — самый напряжённый момент для БСК: завершается подготовка флота, команды судоводителей готовы выйти за плотами зимней сплотки, завершаются последние подготовительные работы, ледоход ещё идёт по Северной Двине, а несколько гружёных барж БСК уже буксируется за хвостом ледохода. Крупнейшее в России плотбище Большая Свага в Верхнетоемском районе с нетерпением ожидает большой воды, чтобы всплыли все 14 плотов зимней сплотки, сформированные специалистами БСК. Действительно, самое «лучшее» время для беседы.

Тем не менее Алексей Владимирович выкроил время. По его словам, в последние два года ГК «Титан» серьёзно взялась за техническое перевооружение БСК, были выделены инвестиции на приобретение теплоходов, барж, плавкранов. Одновременно началось активное освоение лесфонда в Верхнетоемском районе, а предприятие Холмогорского района «Луковецк­лес», что называется, впервые в своей истории «вышло» на Северную Двину и начало отгрузку лесопродукции в баржи в районе д. Чухчеремы, увеличивает отгрузку в баржах «Пинежьелес». Дмитриевский леспромхоз «вышел» на Северную Двину, повёз лес из Устьянского района в Верхнетоемский, в результате в Авнюге в этом году было сформировано три плота зимней сплотки.

В ГК «Титан» наметился значительный рост речных перевозок, что заставило БСК привлекать силы и средства своих давних надёжных партнёров — судоходных компаний «АРСПЛАВ», «Норд Вуд», Архангельский речной порт.

Главная задача БСК — доставка плотов и барж в адрес Архангельского ЦБК и Лесозавода-­25.

Сравнивая объёмы перевозок, увидим следующую картину:

2014 год – 25,5 тыс. кбм (в баржах)

2015 год – 22,6 тыс. кбм (в баржах)

2016 год – 112,4 тыс. кбм (в баржах)

2017 год – 267,7 тыс. кбм (в баржах), всего (в баржах и плотах) более 450 тыс. кбм.

В прошлом году в Верхнетоемском районе был организован производственный участок БСК для формировки плотов зимней сплотки и организации отгрузки леса в баржах. Почти 40 жителей района приняты на работу в БСК.

Плотбище Большая Свага длительное время было, что называется, бесхозным, заросло кустами, планировка не производилась, подъезды к плотбищу не ремонтировались, свайные кусты для крепления плотов требовали замены.

ГК «Титан» взяла в аренду это плотбище, и производственный участок БСК занялся приведением в порядок Большой Сваги. «Титан» помогает малому бизнесу Верхнетоемского района, приобретая его лесопродукцию, а БСК укладывает эту лесопродукцию в плоты.

ГК «Титан» имеет солидную лесосеку в Верхнетоемском районе, поэтому участвует и в социальных программах района. Извечная проблема верхнетоемцев — переправа через Северную Двину. В летнее время при низких уровнях воды паромы вынуждены причаливать не у Верхней Тоймы, а ниже по течению — под Волочком, и людям приходится с вещами, с детьми на руках идти несколько километров, чтобы попасть на паром, что, естественно, вызывает недовольство жителей района. Было предложено несколько вариантов решения этой проблемы.

Первый. Установить понтоны от Верхней Тоймы до острова, а с острова до левого берега Двины перевезёт паром.

Второй. Сделать насыпь от Верхней Тоймы до острова, а дальше тоже паром.

ГК «Титан» предложила третий вариант: силами БСК провести масштабные дноуглубительные работы, чтобы паром при любых низких уровнях воды приставал, как и прежде, у Верхней Тоймы.

Самый оптимальный вариант выберет региональная власть.

ГК «Титан» возрождает лесозаготовки в Верхнетоемском районе, обеспечивая работой сотни жителей района, даёт возможность развиваться малому лесному бизнесу, а также реализует различные социальные программы района.

Поговорка: «За морем телушка полушка, да рубль перевоз» — как раз про БСК. Транспортировка леса обходится недёшево. Затраты на приобретение, содержание и ремонт теп­лоходов, барж, плавкранов, плотбищ растут с каждым годом, и тем не менее сплав в баржах и плотах всегда будет дешевле автоперевозок. Именно поэтому БСК надеется, что ГК «Титан» и дальше будет инвестировать средства в приобретение барж, теплоходов, плавкранов. Тогда у лесосплава будет перспектива.

Алексей Владимирович считает, что для сокращения расходов на транспортировку леса с Пинеги предприятию «Пинежьелес» крайне желательно рассмотреть вопрос о возврате к формировке плотов зимней сплотки, чтобы оперативнее отбуксировать весь заготовленный лес. Известно, что у реки Пинеги непростой характер, и любое промедление с отгрузкой барж может создать серьёзные проблемы для БСК.

Крайне важно, чтобы баржи с лесом не простаивали на разгрузке, как это было в прошлом году, негативно сказавшись на оборачиваемости барж и темпах отгрузки древесины.

Работа на воде не только ответственна, но и опасна, поэтому Алексей Владимирович любое нарушение дисциплины работниками БСК считает недопустимым, а уж употребление спиртного — первый и последний шаг к увольнению.

Согласно другой русской поговорке хорошее начало — половина дела. Начало навигации БСК прошло успешно, а как пройдёт вся навигация, покажет время.

В БСК по секрету рассказали, что один из специалистов, человек верующий, каждый год перед началом навигации посещает храм, чтобы попросить у Бога успешной навигации. Как меня заверили, это помогает.

Коммерческий директор БСК Иван Пуканов подробно рассказал о том, как БСК удалось нарастить объёмы перевозок по реке. По мнению Ивана Анатольевича, это стало возможным благодаря увеличению лесозаготовок леспромхозами ГК «Титан». И очень важно, что БСК стала оператором по организации лесосплава по Северной Двине и Пинеге, теперь именно БСК (а не наоборот) арендует у судоходных компаний региона флот, что позволяет эффективнее организовывать отгрузку лесопродукции.

К началу навигации подготовлено (сплочено своими силами) 14 плотов зимней сплотки, к буксировке принято 17 плотов (плюс три в Авнюге), а для отгрузки в баржах — без малого 100 тыс. кбм.

Отметил Иван Анатольевич и успешное взаимодействие в прошлую навигацию с малым бизнесом: ООО «КТК­-лес», ИП Лобанов С. В., ИП Ковальчук А. В., ИП Гусак И. В., а также с такими организациями как ФБУ Администрация Севводпуть, «АРСПЛАВ», Архречпорт, и выразил глубокую уверенность, что партнёры прошлого года так же успешно сработают в нынешнюю навигацию.

Заместитель генерального директора БСК по ремонту и эксплуатации флота Владимир Попов (ветеран Беломорской сплавконторы) подробно рассказал, как проходил ремонт флота в межнавигационный период, детально объяснил, какие проекты барж наиболее эффективно работают весной, а какие незаменимы в межень при низких горизонтах воды. Когда уровни воды падают, приходится недогружать баржи, чтобы преодолеть все перекаты.

Помянул Владимир Васильевич добрым словом легендарного директора Беломорской сплавконторы Юрия Александровича Анциферова и выразил надежду, что его именем назовут один из буксиров БСК.

По словам Владимира Васильевича, флот к навигации 2018 года готов на 95%, остались последние штрихи, и как только пройдёт ледоход, начнётся напряжённая работа.



Сергей КОНДРАТЬЕВ. Фото автора и из архива БСК.


Дата публикации: 28 мая 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(227)
Теги: Сплав леса




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий