ЛЕСНЫЕ ДАРЫ УЖЕ НЕ ДАРЫ?

На Архангельском телевидении прошла программа «Позиция», где обсуждалась очень острая тема: «Регулирование сборов дикоросов, грибов и ягод». В качестве одного из четырёх экспертов программы был приглашён главный редактор «Лесного региона» Сергей Кондратьев. Тема обсуждения вызвала живейший интерес жителей региона. Люди опасаются, что появятся новые налоги с людей, собирающих ягоды и грибы для продажи. Не от хорошей жизни люди идут в лес и тяжким трудом зарабатывают относительно скромные средства. О чём же шла речь?

Ведущий программы Владимир Толгский, соведущая Елена Матвеева: Тема программы: «Регулирование сборов дикоросов грибов и ягод». В народе эту идею нарекли ни много ни мало – налогом на грибы.

За зелёным столом: Татьяна Николаевна Седунова – предприниматель, некогда депутат областного Собрания, Андрей Александрович Щёголев — руководитель архангельского подразделения Всемирного Фонда дикой природы.

За красным столом: Сергей Александрович Кондратьев – главный редактор газеты «Лесной регион», Алексей Юрьевич Макаров – депутат областного Собрания.



Ведущий: Может ли сбор и реализация даров леса стать доходной частью экономики региона? 86% опрошенных сказали — нет, 14% — да. Большинство наших телезрителей считают, что ничего здесь не надо регулировать.

Татьяна Седунова: Очень сложно учесть, сколько корзинок каждый вынесет из леса. Как это можно регулировать, каким образом? Мы каждую осень наблюдаем, сколько дикоросов вывозится из нашей области, не оставляя здесь, на территории, ничего. Может быть, помочь нашим сборщикам дикоросов организовать первичную переработку на месте, а не просто разовую финансовую поддержку, собрали, сдали — и всё. Тогда и цифра будет другая. К нам приезжают фуры с белорусскими номерами, вывозят через Коми, также из Красноборского района вывозят, где называют себя родиной белого гриба, что делается в лесах, полный бардак, приезжают, прямо весь верхний слой почвы снимают и увозят. При этом что остаётся Красноборскому району? Да ничего не остаётся.



Ведущий: Сергей Александрович, почему вы считаете, что здесь в общем-­то лишняя инициатива?

Сергей Кондратьев: Во-первых, следует вспомнить Лесной кодекс, который обсуждается, это один из самых спорных и бездарных документов за последние годы. Сколько на сегодняшний день в него внесено поправок, это «тьма тьмущая», и ещё будут вноситься, и все эти инициативы на что направлены? Не там ищем деньги! Деньги у того, кто эти дикоросы скупает, и если власти не смогли организовать, чтобы они зарегистрировались у нас в регионе, тогда с кого спрос? С власти.



Ведущий: Сейчас в лесу есть порядок?

Андрей Щёголев: Мы обсуждаем поправки к Лесному кодексу, которые пока никто не видел, я бы предпочёл сегодня говорить о том, может ли сбор недревесных ресурсов леса стать основой экономики. Конечно же может, и может стать дополнительным доходом для региона. Если мы говорим о регулировании, то эти вопросы регулируются Лесным кодексом, который сегодня упоминался. Там прописано использование недревесных ресурсов леса и пищевых ресурсов леса. И вот там говорится о свободном доступе в лес и о том, что граждане могут заготавливать пищевые ресурсы для своих нужд в неограниченном количестве. А также там говорится, что регулирование сбора для личных нужд относится к субъекту федерации, а это и есть областной закон, который эти вопросы регулирует.



Звонок в студию: Пенсионер из Няндомского района:
Первое: если учитывать, что большинство населения прос­то выживают за счёт дикоросов, то, конечно, никакой налог на них делать не надо. Второе:никогда и никто не определит, для кого вы собираете, для себя или на продажу. И третье: выход из положения — лучше перерабатывать продукцию у себя в области.



Ведущий: Вопрос депутату Алексею Макарову, жителю Каргопольского района. Не секрет, что на селе люди заготавливают дикоросы, про­давая их, обеспечивают себе хоть какие-­то средства к существованию, потому что зимний период голодный. Много ли людей в Каргопольском районе таким промыслом занимаются?

Алексей Макаров: Хочу сказать большое спасибо вам как ведущему и организаторам, что подняли очень важную и нужную тему для Архангельской области. Действительно, проблемы очень острые. Я в областном Собрании представляю не только Каргопольский, но и Коношский район, дейст­вительно сельские территории.

Что происходит в последнее время? В связи с положениями Лесного кодекса, о котором мы говорим, сегодня лесом занимаются два-­три крупных предприятия, мелкий бизнес ушёл, нет работы (это по древесине). По охоте – сегодня крупные бизнесмены, как мы их называем, «толстосумы», забирают крупные участки, интересные участки, забирают в аренду на 10 или 49 лет, рядом с поселением самые «жирные» участки, куда после того как возьмут в аренду, местному населению зайти нельзя, не пускают. Рыбалка – берём закон о рыболовстве. Хороши законы и тот, и другой, и третий. Что происходит сегодня с рыболовством? Там, куда ходили прадед, дед, отец и сын, сегодня рыбачить нельзя — и колючая проволока.

А что с теми же грибами? Правильно уже было сказано и моим коллегой, и звонок был из Няндомского района. Грибы и ягоды – ну какая это нажива? Сегодня на селе это дейст­вительно возможность выжить. На селе лес – это часть жизни, каждый ходит на рыбалку, на охоту, каждый ходит за грибами и ягодами. Тем более что наши северные ягоды — клюква, брусника, черника – самые ценные. Собирают бабушки, ползая на коленях. Я категорически против!



Ведущий: Вопрос Татьяне Николаевне. Если рассматривать эту инициативу и способы регулирования и создания новой экономической отрасли, ведь могут же поя­виться малые предприятия, малый бизнес, который будет официально выплачивать зарплату и рассчитывать на поддержку государства, платить налоги и создавать рабочие места?

Татьяна Седунова: Лет 10 назад была очень хорошая программа, как раз по поддержке предпринимателей, о создании заготпунктов. И очень много в области появилось этих пунктов, и люди понесли грибы и ягоды, у людей появилась возможность как-­то финансово поддержать свою семью. Когда только поя­вились наши официальные заготовительные пункты, предприниматель платил налоги за землю, налог на имущество, налог с дохода, всё было организовано прозрачно и видно. Но сразу же появились скупщики извне, которые давали выше цены, брали большим объёмом. Если, например, у наших предпринимателей нет возможности принимать большие объёмы и сортировать, нет оборудования, то те принимают всё и в грязном виде. Конечно, мы не конкурентоспособны. И здесь нужно подходить аккуратно, ведь те люди, которые от нас вывозят, ничего не оставляют для развития территории, сегодня они использовали, им дали возможность разово заготовить и заработать.

Моё твёрдое мнение — должна быть переработка. Где­-то она должна быть первичная, где-­то должна быть глубокая. Но одному малому бизнесу не справиться без поддержки государства.

Татьяна Альбертовна Сажина – начальник отдела использования лесов и договорных отношений министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.

Какой порядок коммерческого сбора грибов и ягод сегодня действует не в России, не в Поморье, заключают ли договора, как законно это всё устроить?

Татьяна Сажина: Архангельская область обладает огромным потенциалом, лесным ресурсом, пищевым, лекарст­венным, недревесной лесной продукцией. На территории Архангельской области за период Лесного кодекса действует только два договора аренды — на территории Няндомского и Вилегодского районов (это договора на заготовку пищевых лесных продуктов, ягод, грибов и лекарственных растений).

В чём здесь заключается аренда? Во-­первых, это много различных препятствий в рамках лесного законодательства. Чтобы получить участок, его на­до поставить на кадастровый учёт, это обязательное условие, на это не выделяются средства из областного или федерального бюджета, поэтому заявители должны самостоятельно за счёт собственных средств заниматься этой постановкой. Потом заключается договор аренды от 10 до 49 лет, аренда стоит — сбор грибов выходит 4 рубля за кг, ягоды от 4,5 до 5 рублей за кг. Дальше арендатор лесного участка разработал проект освоения лесов, и дальше он ежегодно обязан подавать лесные декларации, заявлять объёмы, которые будут возможны к заготовке. Тут же на арендатора ложится противопожарное обеспечение.

Статья 11 Лесного кодекса допускает бесплатное пребывание граждан в лесу. Они вправе осуществлять заготовку пищевых ресурсов, лекарственных растений, но не на продажу.


Ведущий: Вот смотрите, Сергей, с поправками в Лесной кодекс, который постоянно обновляется и обновляется, проведём параллель с ёлочкой на Новый год. Чтобы официально заготовить ёлочку, надо заплатить 20 рублей и какую-­то бумажку подписать в лесничестве. Может, и здесь надо так же, всё упростить?

Сергей Кондратьев: С нашей Госдумой очень сложно надеяться, что они что-­то упростят, потому что в Госдуме очень много артистов, спорт­сменов, а тех людей, которые понимают как живёт лес – нет. Как там в лесу всё работает, они не знают, они только на своей даче лес видят, поэтому не надо ничего от них ожидать, ничего хорошего не будет.

Андрей Щёголев: Я хотел бы вернуться к тому примеру, по поводу новогодних ёлочек. Очень хороший пример, потому что он показывает, как упростили процедуру получения права на заготовку новогодних елей. И мне кажется, что нам как раз надо идти по этому пути, упрощённый подход или краткосрочное пользование. Ведь понятно, что взять в аренду лес практически невозможно, особенно малым предприятиям или заготконторам, здесь надо вести речь о том, что мы должны перейти к краткосрочному пользованию, когда заинтересованные стороны, заготбригады или малые предприниматели приходят в лесничество и выписывают лесной билет, по которому они смогут заготовить определённое количество грибов и ягод. Поэтому мне кажется, что этот подход был бы правильным.



Ведущий: То есть дары леса больше уже не дары?

Андрей Щёголев: Нет, мне бы хотелось, чтобы все в студии поняли: мы согласны с тем, что облагать дополнительными налогами граждан — это неправильно.

Гость студииЕлена Попова, которая занимается культивированием иван-­чая в Шенкурском районе. Вы готовы работать по предлагаемой упрощённой системе?

Если я предприниматель и подписалась на такую игру, то, естественно, я буду думать как предприниматель, но как гражданин я думаю о том, чтобы закон был с человеческим лицом. И не должно быть противоречий между тем, что мы хотим всё время сохранить культуру села, не сохраняя там жителей и инфраструктуру.

Татьяна Седунова: Я — предприниматель, 10 лет назад открыла пункт приёма грибов и ягод у себя в поселении. И поэтому я сегодня и говорю, что нельзя облагать налогом тех, кто собирает грибы и ягоды, это не те деньги. Я за то, чтобы сегодня мелкого предпринимателя поддержало государство, чтобы переработку сделать на месте и чтобы у людей появилась возможность получить за счёт этих дикоросов рабочее место в течение всего года. Это переработка, фасовка, сдача, продвижение, продажа и прочее.



Звонок в студию: ИП Шаргин из Онеги

Я занимаюсь промышленной заготовкой ягод. Хочу сказать, что вся переработка сосредоточена в Вологде, это предприятие «Вологодская ягода». А мы заготавливаем много, нам надо все акты подготовить, сколько ягод мы приняли от населения, и деньги платим очень большие на налог. А если ещё с людей налог брать, то люди нам просто не понесут ягоды. Второй момент — ягоду почистить, машина для чистки ягод стоит 70 млн. рублей.

Населению мы 10-­20 млн. рублей платим наличкой за сбор, это неплохо для поддержания населения в районе, где никакого производства нет.



Ведущий: Алексей, бизнес, конкуренция, переработка, Вологда, что думаете?

Алексей Макаров: Тема очень актуальная, столько звонков в студию. Конечно, сегодня все мы, депутаты и областного, и федерального уровня, озабочены бюджетом. Деревня у нас не молодеет. Надо столько документов собрать на открытие бизнеса, что бабушка или дедушка вряд ли будут предпринимателями, а молодёжь сегодня на селе — собрали грибы, ягоды, продали и живут на это. Сегодня мы говорили про потребкооперацию, очень хорошо у нас работает потребкооперация и в Коношском районе, и в Каргопольском, всё зависит от цены.

Из зала: Склепкович Николай Владимирович – предприниматель, который активно развивает брэнд «Архангельская клюква».

Ведущий: Вы за поправки в Лесной кодекс?

Перед передачей я прочитал все поправки, проанализировал все статьи по этой теме. И убедился ещё раз, что все поправки, которые вносятся, закономерны и востребованы на защиту лесов, а народ пугают тем, что они налоги будут платить.



Ведущий: Как вы думаете, Сергей Александрович, когда примут эти поправки, появится ли такой честный заготовитель в России?

Сергей Кондратьев: Он может появиться при одном условии, если будет создана возможность работать и зарабатывать. Нужно создать предпринимателям такие условия, чтобы они рвались в этот бизнес, а пока они не очень рвутся.



Ведущий: Может ли реально сектором экономики стать заготовка дикоросов, и что для этого делать?

Алексей Макаров: Может. Это будет приносить доход в бюджет, федеральный и областной, этим должен заниматься крупный бизнес. И понятно, что цена на полке будет выше.

Андрей Щёголев: Нам видится, что заготовка недревесных продуктов леса будет способствовать комплексному использованию природных ресурсов. В этом случае мы говорим не об одном виде использования ресурса — заготовке древесины, а о разных. Используя весь комплекс, мы тем самым сможем снизить нагрузку на лесную экосистему, уменьшить зависимость населённых пунктов от заготовки древесины.

Сергей Кондратьев: Если вся Госдума не может, то мы в студии вряд ли сделаем. Будет только в одном случае, когда будет выгодно населению, выгодно скупщиками, переработчикам, торговле, выгодно потребителям этой продукции. Когда вся эта цепочка заработает.

Можно сделать вывод, что по итогам проведённого студией голосования большинство жителей региона против введения налога на сбор грибов и ягод. Скорее наоборот, требуется предпринять усилия, чтобы жители села могли зарабатывать на достойную жизнь. А для этого необходимо, чтобы бизнес пришёл в лес, пришёл в село, создавал рабочие места, открывал новые виды деятельности, а не только заготовку древесины. Возможности у архангельского леса для этого есть.


Дата публикации: 26 февраля 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(221)
Теги: Откровенный разговор, Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий