Лесопереработке грозит дефицит сырья

В Архангельской области на фоне увеличения мощ­ностей лесопромышленных предприятий нарастает дефицит сырья для глубокой переработки. Общий размер расчётной лесосеки в области на начало 2017 года составил 24,5 млн. кбм, а объём заготовки леса — 12,7 млн. кбм. Таким образом, использование расчётной лесосеки не превышает 52%.

Так, в рамках реализации приоритетного инвестпроекта Архангельский ЦБК получил в аренду на льготной основе лесфонд в размере 1,06 млн. кбм при заявленной потребности в 1,67 млн. Таким образом, потребность комбината в лесосырье была удовлетворена не полностью, дефицит балансовой древесины превысил 600 тыс. кбм. Если посмотреть на перспективную потребность в лесосырьевых ресурсах, необходимых для модернизации и развития таких ведущих предприятий лесного комплекса, как АЦБК и Лесозавод 25, то дефицит лиственных и хвойных балансов, заготовленных в Архангельской области, составит к 2025 году около 3 млн. кбм, пиловочника — 900 тыс.

В решении проблемы с лесообеспечением для реализации приоритетных инвестпроектов требуются изменения существующих норм законодательства. В частности, в постановлении Правительства России № 419 (пункт 10.1) присутствует норма, которая в случае поступления двух или более заявок на реализацию инвестпроекта на одном и том же лесном участке даёт право региональному органу власти осуществлять отбор заявок в соответствии с утверждёнными критериями оценки инвестиционных проектов. В этот перечень должны входить критерии рационального использования заготавливаемой древесины, снижения энергопотребления и увеличения объёмов выпуска импортозамещающей продукции.

В настоящее время идёт согласование изменений в положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Однако никаких поправок к пункту 10.1 не внесено, поэтому не очень конкретные критерии принимаются и на региональном уровне, что в условиях дефицита лесосырьевых ресурсов и ост­рой конкуренции мешает обоснованному их распределению между арендаторами.

Тем не менее, арендаторы и лесопользователи имеют объективные показатели своего вклада в освоение участков лесфонда, затрат на строительство и содержание лесных дорог, приобретение лесозаготовительной техники, затрат на лесоустройство и лесовосстановление. Кроме того, в результате реализации инвестпроектов производится продукция с разным уровнем глубины переработки, разной добавленной стоимостью, которая должна суммарно учитываться по всей технологической цепочке.

Архангельский ЦБК перечисляет в бюджетную систему России самые большие суммы налогов при реализации приоритетных инвестпроектов в Архангельской области. Налоговые платежи комбината в 2015 году составили более 2 тыс. рублей в расчёте на один кубометр древесины. И это превышает средние показатели налоговых платежей при реализации приоритетных инвестпроектов по стране на 760 рублей на кубометр. Поэтому на региональном уровне должны быть разработаны и утверждены более конкретные и обоснованные критерии оценки инвестпроектов, которые позволят передавать лесфонд в аренду наиболее эффективным и ответственным инвесторам­-заявителям.

К таким критериям предлагается отнести уровень глубокой переработки древесины, который должен измеряться суммарной добавленной стоимостью по всей технологической цепочке выпускаемой продукции, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест, улучшение экологического состояния промышленного производства (снижение вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водоёмы), объём финансирования объектов социально­-бытовой и транспортной инфраструктуры. В этом случае действенная и, безусловно, результативная господдержка реализации приоритетных инвестиционных проектов позволит успешнее решать ряд экономических и экологических задач, направленных на повышение ВВП лесного комплекса и увеличение налоговых платежей.



Владимир КРУПНИН.

Дата публикации: 23 января 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(219)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий