Александр Мариев: в ЛесЕГАИС нет ничего сложного

Появление ЛесЕГАИС не вызвало особого восторга у добросовестных лесопромышленников, поскольку появились затраты на соблюдение требований законодательства о ЛесЕГАИС и возникла опасность нарваться на солидные штрафы даже за незначительные нарушения. Те, кто заготавливал лес «вчёрную» и торговал пиломатериалами из краденого леса, введения ЛесЕГАИС не заметили, как воровали, так и воруют, как торговали, так и торгуют. Однако при такой «деятельности» риск значительно выше. Также для таких «деятелей» рынок по продаже сырья и пиломатериалов существенно сузился. Большинство покупателей сортиментов и досок требуют от своих контрагентов регистрации в ЛесЕГАИС и проверяют в «открытых данных» такую регистрацию.

На недавнем лесопромышленном форуме в Санкт-­Петер­бурге больше всего вопросов было задано именно на круглом столе, посвящённом ЛесЕГАИС.

Главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг», руководитель рабочей группы по реализации 415-­ФЗ «Об учёте древесины сделок с ней» Александр Мариев рассказал об основных требованиях при работе с ЛесЕГАИС.

 



Новые обязательства

В рамках лесного законодательства обязательства имеют только предприниматели – юридические лица и индивидуальные предприниматели – СОБСТВЕННИКИ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, осуществляющие их продажу или покупку. В ЛесЕГАИС регистрируется ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ на пиломатериалы – отчуждение или приобретение. А вот производство пиломатериалов, остатки прошлых периодов, отходы лесопиления – под требования законодательства не подпадают. Обязательства предпринимателей возникают по декларированию сделок с древесиной и по заполнению сопроводительного документа при перевозке пиломатериалов.

 



Что подпало под лесное законодательство

В связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 911-­р о внесении изменений в перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса, перечень продукции, которая подпадает под нормы лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней, расширяется на 34 категории с 1 июля 2017 года – это хлысты лиственных пород и ПИЛОМАТЕРИАЛЫ. В перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учёте сделок с ней, вошли 24 вида продукции лесопиления, все, относящиеся к ВИДУ 16.10.10:

- пиломатериалы хвойных пород (16.10.10.110)

- пиломатериалы лиственных пород (16.10.10.120)

- шпалы деревянные для железных дорог непропитанные (16.10.10.130)

- брусья деревянные для стрелочных переводов железных дорог непропитанные (16.10.10.140)

- шпалы деревянные для метрополитена непропитанные (16.10.10.160)

Все пиломатериалы вида 16.10.10 могут быть как строгаными, так и не строгаными, как пропитанными, так и не пропитанными, как сушёными, так и естественной влажности.

Эти наименования с 1 июля 2017 года должны использоваться предпринимателями для регистрации в ЛесЕГАИС сделок с древесиной, для ежемесячной отчётности по этим сделкам и для включения в сопроводительный документ на транспортировку древесины. В случае нарушения — привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной — штраф на должностных лиц 5—25 тыс. рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 7—25 тыс. руб­лей;

на юридических лиц 100—200 тыс. рублей (протоколы составляют инспекторы Рослесхоза и его территориальных органов – должностные лица оператора ЕГАИС);

по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа – штраф на должностных лиц 30­-50 тыс. рублей, на юридических лиц 500-­700 тыс. рублей.

При этом пиломатериалы не появляются в ЛесЕГАИС в разделах о договорах аренды, договорах купли-­продажи лесных насаждений и иных правоустанавливающих документах на использование лесов, нет их в лесных декларациях и в отчётах об использовании лесов, подаваемых лесопользователями в органы управления лесами субъектов Российской Федерации. Таким образом, требования по пиломатериалам распространяются только на предпринимателей, осуществляющих сделки с этим видом продукции лесопиления.

 



Что не включено в лесное законодательство

Два вида 16.10.10 со словом «клеёные» в названии не включены в список пиломатериалов, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учёте сделок с ней – 16.10.10.143 и 16.10.10.150. Это редко используемые наименования товара.

В соответствии с перечнем видов древесины, определяемых Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учёте сделок с ней не распространяются на ВИДЫ товарной продукции 16.10.20 и 16.10.30:

- пиломатериалы профилированные;

- столярные изделия;

- поддоны, тара деревянная;

- сборные деревянные конструкции;

- фанера;

- плиты древесно-­волокнистые из древесины;

- плиты древесно-­стружечные;

- щепа, стружка, шерсть, мука деревянная.

 



Внесение сведений о сделке в ЛесЕГАИС

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, продающие или покупающие пиломатериалы, не были ранее зарегистрированы в Лес­ЕГАИС, необходимо пройти процедуру саморегистрации. Процедура подробно описана на сайте lesegais.ru, в Руководстве пользователя ЛесЕГАИС, в разделе Техподдержка. Тем, кто зарегистрировался ранее для декларирования сделок с необработанной древесиной, перерегистрироваться не нужно.

Внесение сделок с пилома­териалами в ЛесЕГАИС происходит аналогично сделкам с древесиной необработанной – брёвнами и хлыстами. Процедура описана в том же документе на сайте lesegais.ru, в Руководстве пользователя ЛесЕГАИС, в разделе Техподдержка.

Документ является официально внесённым в ЛесЕГАИС только после подписания усиленной квалифицированной электронной подписью. Описание работы с подписью дано в Инструкции по использованию усиленной квалифицированной электронной подписи в ЛесЕГАИС, с которой нужно обязательно заранее ознакомиться, как и с Инструкцией по установке ЕГАИС Крипто.

Внесение сделки и использование усиленной квалифицированной электронной подписи также представлено на сайте в соответствующих видеороликах.

 



Сроки внесения отчёта по сделке с пиломатериалами

Отчёт, как и по необработанной древесине, вносится один раз в календарный месяц. Рекомендуется синхронизировать подачу отраслевой отчётности с бухгалтерской отчётностью по поступлению/убытию товара и оплате за него.

 



Сроки внесения декларации о сделке

Декларация о сделке с древесиной вносится в пятидневный срок с момента подписания сделки, но не менее чем за сутки до перевозки древесины по указанной сделке.

 



Сопроводительный документ при транспортировке пиломатериалов

В соответствии со ст. 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации при транспортировке древесины обязательно наличие сопроводительного документа. При этом в соответствии с «Правилами заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 № 571, сопроводительный документ на транспортировку древесины (далее — СД) оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. Информация об этом указывается в пункте 3 СД.

В случае если собственник не находился непосредственно на месте погрузки, ответственным за оформление СД является уполномоченное (приказом или по доверенности) собственником древесины лицо. Информация об этом лице указывается в пункте 12 СД. В случае недостоверности информации должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), составляют протокол об административном правонарушении.

 



Административные штрафы при нарушении законодательства

Предусмотрена административная ответственность ст. 8.28.1 КоАП РФ за нарушения порядка оформления сделок с древесиной.

По ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа – штраф на должностных лиц 30—50 тыс. рублей, на юридических лиц 500—700 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Ответственность за непредоставление деклараций, несвоевременное предоставление или предоставление в них заведомо ложной информации также наказывается штрафом:

• на должностных лиц — в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей;

• на ИП — от 7 тыс. до 25 тыс. рублей;

• на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

 



Розничная торговля пиломатериалами

Несмотря на увеличение количества регистрируемых сделок по продаже пиломатериалов физическим лицам, требования лесного законодательства для таких сделок такие же, как и для продажи между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В постановлении Правительства РФ от 06.01.2015 № 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» есть требование о представлении такой декларации на КАЖДУЮ сделку, в одной из сносок Формы декларации упомянуты граждане, для которых необходимо при сделках вносить их паспортные данные и ФИО.

Минприроды России и Федеральное агентство лесного хозяйства работают сейчас над решением этого вопроса и предлагают обязать предпринимателей, продающих пиломатериалы в розницу, представлять декларации о сделках с древесиной, заключённых с физическими лицами, суммар­ным объёмом по каждому проданному виду древесины за период, не превышающий пяти рабочих дней после заключения первой сделки.

Также прорабатывается исключение слов в одной из сносок Формы декларации о сделке с древесиной, касающейся внесения паспортных данных и фамилии, имени, отчества гражданина при регистрации сделки с древесиной. Проект постановления правительства размещён для общественного обсуждения на сайтеhttp://regulation.gov.ru/. В расширенном поиске необходимо выбрать «Минприроды России» и «Лесное хозяйство».

 



Маркировка пиломатериалов ценных пород при экспорте

Пункт 4 Положения о маркировке древесины ценных лесных пород, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2014 года № 1161 «Об утверждении Положения о мар­кировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)» (далее – Положение) устанавливает требование о том, что маркировка древесины ценных пород осуществляется путём поштучного крепления бирки на древесину ценных пород, а в пункте 8 того же Положения указано, что бирка жёстко крепится на торец древесины ценных пород на расстоянии не менее 20 мм от края торца без коры.

В соответствии с пунктом 6 Положения на бирке содержится информация о наименовании юридического лица или фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационном номере налогоплательщика, осуществляющего вывоз древесины ценных пород из Российской Федерации, номере бирки, номере декларации о сделке с древесиной. В соответствии с пунктом 5 Положения должна обеспечиваться возможность нанесения и считывания сведений о маркируемой древесине ценных пород, размещённых на бирке, с использованием технических средств.

Пиломатериалы ценных пород древесины (дуб, бук и ясень) при вывозе с территории РФ для обеспечения возможности нанесения и считывания сведений о маркируемой древесине ценных пород, размещённых на бирке, с использованием технических средств, необходимо осуществлять следующим образом:

• для бруса – на каждом торце единицы пиломатериала;

• для пакетированных пиломатериалов – на каждом пакете (блок-­пакете) пиломатериалов;

• для непакетированных пиломатериалов в штабеле – на каждом штабеле.

Для получения сведений о детализации поставляемой древесины для пакетированных пиломатериалов и непакетированных пиломатериалов в штабеле представляется целесообразным указать на бирке все типоразмеры пиломатериалов с указанием размера их поперечного сечения, количества по каждому сечению и общего объёма по каждому сечению.

За нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины — административный штраф на должностных лиц 30—40 тыс. рублей с конфискацией древесины; на юридических лиц 300—500 тыс. рублей с конфискацией древесины либо без таковой. Протоколы составляют таможенные органы, инспекторы Рослесхоза и его территориальных органов (должностные лица оператора ЕГАИС).

 



Сведения о сделках в таможенной декларации

26 мая 2017 года вступило в действие решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 35 от 24.04.2017 года. Были внесены изменения в «Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары», в соответствии с которыми в «Инструкции о порядке заполнения декларации на товары» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз древесины из Российской Федерации, при декларировании лесоматериалов в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» требуется указывать номер и дату подачи декларации о сделках с древесиной из ЛесЕГАИС.

Лесное законодательство требует внесения в ЛесЕГАИС декларации о сделках с древесиной независимо от того, является эта сделка экспортной или происходит на внутреннем рынке Российской Федерации. Экспортные сделки с пиломатериалами подлежат декларированию на общих основаниях.

Для внесения сведений о таких сделках в ЛесЕГАИС предпринимателям, осуществ­ляющим вывоз пиломатериалов из Российской Федерации, необходимо использовать коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) из приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-­ст. Минэкономразвития России подготовило переходные ключи (сопоставительные таблицы) на основе данных Агентства Евростат Комиссии Европейского союза по корреляции кодов Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) 2012 года и Статистической классификации продукции по видам экономической деятельности в Европейском союзе (КПЕС) 2008 года. Ключи отражают соответствия между кодами ТН ВЭД ЕАЭС (основанной на ГС) и кодами ОКПД2 (основанного на КПЕС) по состоянию на 1 января 2017 года (http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsectoreconom/2016230310). ЛесЕГАИС формирует номер декларации о сделках с древесиной для внутреннего рынка Российской Федерации и для вывоза с территории Российской Федерации однотипно, независимо от того, использовались для внесения сделки с древесиной коды ОКПД2 или ТН ВЭД ЕАЭС. Номер сделки с древесиной, сгенерированный ЛесЕГАИС, должен быть внесён в графу 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары.

ФТС России имеет техническую возможность провести дополнительную проверку законности происхождения древесины по указанной сделке и в случае выявления нарушений требований лесного законодательства проинформировать об этом Оператора ЛесЕГАИС для принятия мер реагирования в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя по части 1 статьи 8.28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной.



Дата публикации: 7 ноября 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(216)
Теги: Лесное хозяйство, Законодательство



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий