«Двинлеспром» в ожидании навигации

По редакционному графику следующий леспромхоз для командировки — ООО «Двинлеспром». В далёкие социалистические времена леспромхоз назывался «Двинской» и был лесопунктом Емецкого леспромхоза. Работая в объединении «Двиносплав», автор этих строк неоднократно бывал на этом предприятии.

В те давние времена была такая мода: в горячий зимний период для интенсификации вывозки в леспромхозы и сплавконторы направлялись тучи командировочных, которые в основном только путались под ногами у сотрудников предприятий.

Как-то раз в «Двинской» отправили и меня. Заглянул в кабинет к директору лесопункта, а там сидят человек двадцать, а директор отвернувшись от всех разговаривает по телефону. «Планерка идёт?», — спросил у секретаря. «Нет, — ответила она, — это командировочные из Архангельска». И я поспешил ретироваться, дабы вместе с другими приезжими не парализовать ненароком деятельность предприятия.

В ходе нынешней командировки в «Двинлеспром» в горячий зимний сезон не обнаружил ни одного командировочного, а предприятие работало как часы.

На первый взгляд может показаться, что «Двинлеспром» работает в довольно комфортных условиях.

Во-первых, леспромхоз расположен сравнительно недалеко от рынка сбыта лесопродукции, до Архангельска 200 километров.

Во-вторых, среднее расстояние вывозки леса всего 60 километров, о чём могут только мечтать многие ЛПХ области.

В-третьих, природа постаралась и устроила рядом с посёлком Двинской отличное плотбище, надёжно укрытое от ледохода естественной дамбой, укреплённой вековым лесом.

Но у «Двинлеспрома» немало и трудностей.

Во-первых, предприятие расположено на правом берегу Северной Двины, и летом приходится содержать переправу, а зимой заливать ледовую переправу большой грузоподъёмности, чтобы был выход на трассу М-8. В ледоход весной и ледостав осенью предприятие отрезано от Большой земли.

Во-вторых, доставлять лес в Архангельск, где расположены основные потребители продукции, автотранспортом нерентабельно. Поэтому отгрузка древесины идёт только плотами и баржами в период навигации, а такая сезонность реализации продукции вынуждает в межсезонье брать кредиты. Благо что «Группа компаний «Титан» частично финансирует ЛПХ межсезонную заготовку пиловочника.

С успехом используют в «Двинлеспроме» летнюю сплотку. Берега в районе сброски пучков довольно крутые, лес укладывают в карман с откидными стойками, пучок обвязывают проволокой, стойки откидывают, и пучок под собственным весом съезжает по наклонным рельсам в воду. Там его подхватывает катер и ставит в секцию. Из восьми секций под деревней Красное формируется полноценный плот. За навигацию навигационной сплоткой отправляется около 60 тыс. кбм древесины.

Итак, рано утром мы с директором «Двинлеспрома» Сергеем Барболиным отбыли из Архангельска.

Директор выбрал раннее утро для отъезда, чтобы к утру приехать на производство. У автора этих строк в пути было время побеседовать с Сергеем Алексеевичем.

Начали разговор с самого главного – со спорта. Обсудили все спортивные и околоспортивные новости. Как оказалось, Сергей Алексеевич неплохой спортсмен — выступал за сборные Вельского района по футболу и баскетболу. Не бросил занятия спортом и сейчас.

Работая в «Двинлеспроме», Сергей Барболин вечерами ходил в местную школу на тренировки взрослых любителей спорта. Учитель физкультуры двинской школы предложила Сергею Алексеевичу вести секцию по футболу со школьниками, и он согласился. Двинская команда с новым тренером успешно выступала на районных соревнованиях.

Продолжая спортивную тему, Сергей Алексеевич отметил, что спорт сродни производству. И там, и тут главное – команда. В спорте выигрывает тот, кто лучше организован, чья команда нацелена на победу. То же самое на производстве – если удалось собрать коллектив единомышленников, способных работать на результат, можно справиться с самыми сложными задачами.

Директор считает, что в «Двинлеспроме» удалось создать именно такую команду, этим и объясняется стабильная работа леспромхоза.

К примеру, в 2016 году заготовлено 166102 кбм, вывезено 166102 кбм, при этом численность работающих составляет 111 человек.

В социалистические времена был такой показатель — комплексная выработка на одного списочного работника. Проще говоря, годовой объём заготовки леса делился на количество работающих в ЛПХ, так и получался этот важный показатель.

В прежние времена комплексная выработка в 500 кубометров на одного работающего считалась запредельно высокой. В «Двинлеспроме» рассчитали комплексную выработку в 2016 году — она составила 1496,4 кбм.

Высокие показатели объясняются в немалой степени и тем, что учредители «Двинлеспрома» оснастили ЛПХ самой современной и производительной техникой. На лесозаготовках работают харвестеры и форвардеры Ponsse, на вывозке леса, строительстве и содержании дорог — лесовозы и самосвалы Mercedes, на дорогах работает бульдозер Caterpillar, на погрузке леса и на плотбище погрузчики Volvo.

Есть в «Двинлеспроме» ещё один производственный участок в посёлке Усть-Ваеньга, который работает только в зимнее время, когда проминается дорога от Двинского до зимнего лесфонда в Виноградовском районе и дорога от зимнего лесфонда до Усть-Ваеньги. За нынешний сезон участок заготовил и вывез 35 тыс. кбм, уложил в плоты 21 тыс. кбм и в штабеля для отгрузки баржами 14 тыс. кбм. Заготовка леса ведётся комплексами Ponsse, вывозка КамАЗами и Mercedes. На участке за сезон построено 35 км зимних дорог, поскольку лесфонд участка некомпактный, к каждому лесному участку приходится строить дорогу. Примечательно, что к дорожным строителям подходили местные жители, чтобы поблагодарить за высокое качество лесных дорог, без которых и на охоту не съездить, за грибами-ягодами не сходить, древесину для строительства не заготовить.

Производственный участок несёт и социальную нагрузку, обеспечивая население Усть-Ваеньги, Пянды, Уйты, Хетово, Усть-Моржа дровами. К работе на участке на сезон привлекаются жители Усть-Ваеньги.

Кстати, Сергей Барболин поведал мне любопытную историю о том, откуда взялось название Ponsse. Я думал, что так звали близкого родственника изобретателя лесных машин — как, например, марка Mercedes названа по имени дочери изобретателя. Оказалось, это совсем не так. Сергей Барболин рассказал, что во время его командировки на завод Ponsse в Финляндию сын изобретателя Ponsse Юха Видгрен рассказал, что его отец Эйнари Видгрен решил разработать собственную конструкцию форвардера, потому что машины других производителей не справлялись с работой в сложных условиях. Несколько месяцев в гараже он собирал из деталей от разных машин свой первый форвардер. И когда Эйнари Видгрен на форвардере, собранном из разноцветных узлов различных машин, выехал из ворот гаража, собравшиеся зрители в шутку назвали новый разноцветный форвардер именем бездомной собаки Ponsse, которая постоянно крутилась у гаража изобретателя и имела разноцветную окраску, как и сборный форвардер.

Со временем название Ponsse стало очень популярным у лесозаготовителей всего мира. Даже сейчас, когда, казалось бы, машины доведены до совершенства, конструкторы внимательно прислушиваются к пожеланиям и замечаниям операторов, неустанно продолжают совершенствовать машины.

По словам Сергея Алексеевича, одно время в «Двинлеспроме» работало два российских бульдозера; они с завидной регулярностью ломались, снижая темпы вывозки леса, тормозя строительство и затрудняя содержание лесных дорог. Приобрели бульдозер Caterpillar, и тот с успехом заменил два российских бульдозера, работал без поломок. В леспромхозе даже шутили, дескать, интересно, когда же он сломается?!

С Сергеем Барболиным заехали на песчаный карьер ЛПХ, где машинист экскаватора Валентин Гоох ожидал самосвалы для погрузки и посетовал, что грунт так промёрз, что у ковша экскаватора сломался зуб и требуется мелкий ремонт.

Далее директор продемонстрировал отсыпанную летнюю дорогу, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году.

На вахте побеседовали с оператором харвестера Сергеем Лазяном. Тот первым делом поблагодарил Сергея Алексеевича, который вновь взял его на работу в ЛПХ после неудачной попытки найти своё счастье на других предприятиях Архангельской области. Обычно директора не принимают обратно беглых операторов. Где бы ни работал Сергей Арутюнович, нигде, по его мнению, не уделяется столько заботы и внимания работникам, как в «Двинлеспроме».

По словам Сергея Арутюновича, коллектив на лесозаготовительном комплексе подобрался дружный, понимают друг друга с полуслова. Готовят операторы сами, по очереди. Хотя с грустью вспоминают те времена, когда на все три комплекса ЛПХ очень вкусно готовила Нина Петухова. Придёшь со смены, а тут тебе и первое, и второе, и третье принесёт, ещё всяких булочек напечёт. Теперь же всё сами. В перерыве между сменами можно посмотреть телевизор, спутниковая антенна рядом с бытовкой воткнута прямо в снег. Да чаще всего вахтовикам не до телевизора, пока смену напарнику сдашь, пока пильные цепи подготовишь, мелких работ на вахте обычно очень много. Есть на вахте и баня, которую принято посещать раз в два-три дня, куда без неё, не будешь же все 15 дней ходить немытый.

Заготовка леса ведётся харвестером Ponsse и форвардером Ponsse Buffalo, машины хорошие. Претензий к ним у операторов нет. Если в течение месяца не было простоев, то заработок достойный.

Правда, в лесфонде попадается много сухостоя, дровяной древесины, что снижает выход деловой древесины. Сергей Арутюнович рассказал, что жители Двинского приспособились строить из тщательно отсортированного сухостоя бани и даже дома. Причём доски из сухостоя уже не коробит, как это зачастую происходит с сырыми. Лет через сто можно будет точно узнать, насколько долговечны сухостойные дома.

На Двинском плотбище старший мастер сплава «Двинлеспрома» Игорь Анатольевич Медников поделился опытом формировки плотов зимней сплотки. Он уверял, что только у них такие производительные и прогрессивные технологии, когда лесовоз на плотбище за считанные минуты разгружается и древесина оказывается увязана в пучки и уложена в плот. На сегодня на Двинском плотбище сформировано четыре плота пиловочника общим объёмом 50 тыс. кбм и один плот балансов объёмом 14 тыс. кбм. Работа на плотбище идёт круглосуточно, без простоев и перекуров. К навигации все подготовительные работы к сплаву должны быть завершены.

Очень интересным собеседником оказался начальник лесного отдела «Двинлеспрома» Владимир Владимирович Михиенко. Он подробно рассказал о работе «Двинлеспрома» по лесовосстановлению и охране арендованных лесов от пожаров. Лесных пожаров (Владимир Владимирович постучал по дереву) в арендованном лесфонде «Двинлеспрома» не было уже несколько лет.

Не всегда понимает Владимир Михиенко требования западных экологов. К примеру, делянка 25 га, а 2 га мы должны оставить на корню, причём требуют эти 2 га леса оставить на высоких местах. Мы говорим — лес на высоких местах высохнет и выпадет. На что экологи отвечают — пусть сохнет и выпадает, пусть лежит.

Это же какой вред природе и леспромхозу! Полное отсутствие логики у «зелёных» по ряду вопросов. Масштабным вредительством, по мнению Владимира Владимировича, является вырубка делянок в шахматном порядке, когда оставленные клетки шахматных делянок за шесть лет обязательной паузы в заготовке высыхают едва ли не наполовину. И такое вредительство природе продолжается уже много лет, сохнут и выпадают десятки тысяч кубометров хвойного леса.

Владимир Владимирович уверен, что леса, растущие на водоразделе, необходимо оставить. И вот почему: там нетипичные для местного лесфонда болота, заросшие высокой травой, лес растёт редкими островами, здесь водится дичь, живут лоси, а самое главное, с водораздела берут своё начало несколько рек. Река Шиленьга течёт на север, Югна — на юг, Лодозера, Косвей — на восток, Пиньгиша — на запад. Как говорится, на все стороны света. В этом заповедном месте и без всяких экологов леспромхоз не стал бы вырубать лес.

Посетовал Владимир Владимирович, что нет в ЛПХ своего лесного питомника, чтобы лес выращивать, сегодня требуется целый ворох бумаг — что называется, лесная бюрократия в действии.

Последний собеседник командировки — глава МО «Двинское» Евгений Васильевич Кукушкин. Он подробно рассказал о роли «Двинлеспрома» в жизни посёлков Двинской и Липовик, входящих в муниципальное образование. Главная заслуга «Двинлеспрома» в том, что он содержит пожарную часть, которая охраняет от огня два посёлка. Регулярно силами и средствами ЛПХ расчищаются дороги, ледовую переправу без ЛПХ просто было бы не построить; впрочем, и летнюю переправу также содержит ЛПХ. «Двинлеспром» снабжает дровами население посёлков Двинской и Липовик.

Оказывает леспромхоз различную спонсорскую помощь — так, построена детская площадка «Сказка». В здании управления ЛПХ находится столовая. У людей случаются различные торжества или, наоборот, печальные мероприятия, и кроме как в леспромхозовской столовой провести их негде.

Пока работает «Двинлеспром», живёт и посёлок, есть работа, есть налоги в местный бюджет. Известно же, какая разруха приходит в лесные посёлки, из которых ушло производство.

И в этот раз порадовала лесная живность своим появлением: когда ехали по лесу на делянки, на нашу легковушку бесстрашно спикировала стая глухарей, словно знали, что в машине нет ружья, а когда переехали Северную Двину, в посёлке Ныкола видели, как дорогу неспешно пересекла рыжая красавица лиса.



Текст и фото Сергея КОНДРАТЬЕВА.



Дата публикации: 3 апреля 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(205)
Теги: Откровенный разговор, Промышленность



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий