Свистать всех на реки!

Водные пути должны стать полноценной альтернативой для других транспортных маршрутов. В России много рек, и потому перевозить грузы и людей на судах — логично и правильно. Однако для этого нужны серьёзные вложения в модернизацию инфраструктуры: современным требованиям не соответствуют ни большинство судов, ни причалы. С таким посылом президент России Владимир Путин выступил на августовском заседание Госсовета, посвящённом проблемам внутреннего судоходства.

Судоходные реки, каналы и озёра России имеют общую протяжённость почти 100 тыс. километров. Они проходят по шестидесяти регионам, в которых проживает 80% населения и производится до 90% ВВП. В ряде северных регионов водные пути являются безальтернативными. На заседании Госсовета приводились такие цифры: содержание одного километра водного пути обходится в 130 тыс. руб., а содержание одного километра дороги — в 4,5 млн. рублей.

Однако сегодня в России потенциал водных путей практически не используется. Президент страны предложил несколько направлений развития.

Первое – преодолеть инфраструктурные ограничения. За 25 лет глубина водных путей сократилась на четверть, а потому и протяжённость уменьшилась на 30%. Из-за обмеления рек более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. Это приводит к убыткам. В 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, а сейчас он в четыре раза меньше. Резко уменьшились и пассажирские перевозки.

Второе — добиться сбалансированности перевозок разными видами транспорта. Автомагистрали перегружены, а возможности навигации практически не используются даже там, где это возможно. В Китае грузооборот по водным путям в 12 раз больше нашего; Россия уступает по объёмам даже маленьким европейским странам, где протяжённость пригодных для судоходства рек на порядок меньше.

Третье – развивать портовую инфраструктуру. Стране нужны современные контейнерные терминалы, а не изношенные железобетонные причалы.

Четвёртое – обновить речной флот. За 15 лет в России построено 800 речных судов, а списано в 13 раз больше.

По итогам совещания президент поручил правительству подготовить оперативные меры для стимулирования перевозок по рекам. Всего на поддержу отрасли планируется тратить 21 млрд руб. ежегодно. Проект закона будет представлен широкой публике осенью. Тогда же на него последуют отзывы представителей экспертного сообщества.

Комментарий председателя комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии областного Собрания депутатов Эрнеста Белокоровина:

- Реки Поморья, в том числе Северная Двина, находятся в федеральной собственности. Поэтому средства на дноуглубительные работы, инженерно-гидрологические изыскания, очистку дна, содержание всех гидротехнических сооружений – маяков, буев и т. п. – должен выделять федеральный бюджет. Из регионального мы не можем напрямую финансировать такие расходы – это противоречило бы Бюджетному кодексу.

В нашем регионе работает федеральное бюджетное учреждение — администрация «Севводпуть». Именно этой организации и поручено заниматься реками, дноуглублением, навигационным оборудованием и т. п. Туда поступают средства федерального бюджета.

Имея почти 3,5 тыс. километров эксплуатируемых водных путей, наша область не может оставаться в стороне от проблемы дноуглубления. Мы прекрасно понимаем значимость водных артерий для региона, поэтому сумели включить в областную программу «Охрана окружающей среды» на 2014—2020 годы специальную строчку: «Увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка и дноуглубление, расчистка водоёмов и водостоков, включая проектные работы». Сумма финансирования немаленькая – 100 млн. рублей из областной казны, плюс ещё 10 млн. – за счёт местных бюджетов.

Однако очевидно, что такие масштабные работы возможны только на государственном уровне и при участии бюджета Федерации – никакому региону в одиночку такие задачи не решить. Десятки рек региона страдают от обмеления, загрязнения, хозяйственной деятельности. Главная артерия – Северная Двина, особенно в районе дельты, – также требует пристального внимания и финансовых затрат. А стоимость работ прикиньте сами: в 2010-м чистили за федеральные деньги всего две небольшие речки – Соломбалку и Повракулку. Общая стоимость работ за несколько лет превысила 60 млн. А велики ли те речушки?

Но проводить такие работы обязательно нужно. Это не только снижает ущерб населению от паводка, но и напрямую влияет на развитие экономики региона, на конкурентоспособность наших предприятий, на доступность населённых пунктов для жителей и своевременную доставку туда грузов. И не только весной, по высокой воде. Они, безусловно, социально значимы. Думаю, правительству Поморья, депутатам областного Собрания нужно гораздо активней работать с федеральными министерствами и ведомствами, с нашими депутатами Госдумы, от которых зависит выделение необходимых средств на дноуглубление в Архангельской области. Речь идёт о миллиардах рублей.



Артём АЛЕКСЕЕВ.



Дата публикации: 13 сентября 2016
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(193)
Теги: Сплав леса



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий