Тема номер один
25 октября 2010
Одной из самых обсуждаемых тем на XII Петербургском Международном лесном форуме было строительство лесных дорог.
По словам министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Юрия Трубина, неудовлетворительное развитие лесной инфраструктуры, в том числе и сети лесных дорог, остаётся самой больной проблемой ЛПК.
Водный транспорт леса утрачивает своё значение, поскольку главные водные артерии Архангельской области не могут обеспечить проводку плотов и барж с лесом. Средств на дноуглубительные работы федеральным центром выделяется крайне недостаточно. В летнее время по Северной Двине даже баржи с лесом идут нагруженные едва ли не наполовину. Продолжительность сплавной навигации на Северной Двине сокращается из-за того, что судовая обстановка устанавливается с запозданием и снимается прежде, чем судоходные компании закончат лесосплавную навигацию. И все эти проблемы связаны с недостаточным финансированием.
Реки Мезень, Вага, Онега также требуют крупных капиталовложений на своё обустройство, хотя объёмы перевозок леса по этим рекам незначительны. Тем не менее, прежде чем отправить лес в судах или плотах, его надо подвезти по всё тем же лесовозным дорогам.
Многие годы шли только разговоры и звучали одни обещания, что федеральный центр вот-вот примет участие в финансировании строительства лесных дорог. Однако дело с мёртвой точки так и не сдвигалось. Лишь в 2008 году по инициативе ряда субъектов РФ федеральным агентством лесного хозяйства была предпринята попытка найти способ финансировать создание лесных дорог из федерального бюджета на условиях долевого участия субъектов РФ. В итоге по распоряжению Рослесхоза только Архангельской области в 2008 году было выделено 72,5 млн. рублей, в 2009 году – 114,9 млн. рублей.
Средства были направлены на строительство дорог в арендной базе предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в освоении лесов.
В 2008-2009 гг. освоено 63,1 млн. рублей федеральных субвенций. Привлечено 51,6 млн. рублей средств арендаторов. Построено 31,7 км лесных дорог, в том числе 17,2 км за счёт федеральных субвенций.
В 2009-2010 гг. освоено уже 112,7 млн. рублей федеральных субвенций, планируется привлечь 78,6 млн. рублей средств арендаторов.
В текущем году только на федеральные средства построено 30 км лесных дорог. Арендаторами по программе софинансирования до конца нынешнего года планируется построить 24 км лесных дрог.
По мнению Юрия Германовича, в ходе строительства лесных дорог на паритетных началах Архангельская область (как, впрочем, и другие субъекты РФ) столкнулась с рядом проблем. Первая и наиболее существенная – отсутствие единой нормативной базы, определяющей основные технические параметры и нормативы создания и содержания лесных дорог.
Далее, не определён статус лесной дороги, создаваемой за счёт субвенций, субсидий, инвестиций. Лесная дорога – это объект капитального строительства или временное сооружение? Полной ясности нет.
Решение о выделении субвенций принимается федеральным центром лишь во втором полугодии текущего года, что значительно осложняет процесс освоения этих средств к концу года.
Многие проблемы могут быть сняты в том случае, если будет принята «Федеральная программа по развитию транспортной инфрастуктуры в лесном фонде РФ». Возможно, на лесном форуме коллеги предложат какие-то иные способы решения проблем, связанных со строительством лесных дорог.
Известно, что немало лесных грузов перевозится по дорогам общего пользования, и мосты — своего рода препятствие для перевозчиков.
Из всего количества мостов области лишь 148 (19%) находятся в хорошем состоянии, 334 (44%) — в удовлетворительном, 196 (25%) — в неудовлетворительном, 96 (12%) — в аварийном.
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог таково, что лишь 6,4% соответствуют всем дорожным требованиям, а 93,6% — не соответствуют.
Многие дороги становятся попросту непроезжими, особенно после паводка и нарушений временного ограничения движения, из-за несоблюдения межремонтных сроков.
Учитывая, что именно автомобили, перевозящие лесные грузы, оказывают наибольшее негативное влияние на состояние дорог общего пользования, в Архангельской области рассматривается предложение о том, чтобы превышение над минимальными ставками платы за лес на корню, поступающее
в региональный бюджет, расходовать именно на содержание и ремонт дорог общего пользования, по которым везут грузы лесопромышленники. В таком случае лесные платежи вернутся к их плательщикам в виде отремонтированных дорог и мостов.
Серьёзные инвестиции вкладывают в строительство лесных дорог крупные компании. Так, если в 2006 году в области построено всего 70 км лесных дорог, то в 2007 году – уже 158 км, в 2008-м – 165 км, в 2009-м – 320 км, а план на 2010 год – 416 км.
Лесной бизнес готов вкладывать средства в строительство лесных дорог, и крайне важно, чтобы федеральный центр увеличил объёмы субвенций в лесную инфраструктуры, что непременно скажется как на увеличении объёмов лесозаготовок и более полном освоении расчётной лесосеки, так и на укреплении пожарной безопасности лесов. В нынешнее жаркое и сухое лето большинство лесных пожаров возникло в наземной зоне тушения, и там, где есть дороги, лесные пожары были затушены оперативно. Недостаток или отсутствие лесных дорог приводили к разрастанию лесных пожаров до крупных размеров.
Лесные дороги как воздух нужны и лесному комплексу, и лесному хозяйству, и очень важно, чтобы приток этого «воздуха» (субвенции, субсидии, инвестиции) только нарастал.
Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №