Впереди — сплавная навигация

Наш корреспондент встретился с исполняющим обязанности министра природных ресурсов и лесного комплекса Архангельской области Юрием Трубиным и попросил прокомментировать итоги прошлогодней сплавной навигации и дать прогноз на предстоящую.

По словам Юрия Германовича, навигация 2009 года была удачной во многих отношениях. Во-первых, весной весьма длительное время стояли водосъёмные горизонты, что позволило снять все плоты зимней сплотки и отбуксировать их. Во-вторых, удалось избежать крупных аварий плотов при бук сировке. В-третьих, в течение всей навигации стояли довольно высокие уровни воды, что позволило буксировать баржи с полной нагрузкой, формировать плоты навигационной сплотки. В-четвёртых, несколько позднее начало навигации было компенсировано тем, что завершилась она в октябре, и сплавщики сумели отправить потребителям почти всю подготовленную к сплаву древесину.

Всего за навигацию 2009 года по воде было отправлено 1444 тыс. кбм древесины, из них в плотах 733,7 — тыс. кбм, в баржах – 710,3 тыс. кбм.

По оперативным данным, на 12 апреля в плоты зимней сплотки уложено 684,5 тыс. кбм древесины, из которых 336 тыс. кбм — пиловочник.

Традиционно самый крупный сплавной район – Верхнетоем- ский, здесь в плоты уложено 239,1 тыс. кбм, в Виноградовском – 197,2 тыс. кбм, в Красноборском — 26,0 тыс. кбм, в Ленском — 139,9 тыс. кбм, в Пинежском – 12,3 тыс. кбм, Шенкурском — 25,0 тыс. кбм.

При этом плавной потенциал региона используется не в полной мере. На Северной Двине, Пинеге, Ваге достаточно зимних плотбищ, чтобы формировать больше плотов зимней сплотки, пока слабо используется и потенциал навигационной сплотки. Так, в 2009 году в плотах навигационной сплотки было отправлено всего 23,6 тыс. кбм – для Северной Двины это мизерные объёмы.

Низкий грузооборот по Северной Двине приводит к тому, что федеральной властью выделяется крайне мало средств на дноуглубительные работы, а сплавщики не рискуют начинать навигационную сплотку при низких уровнях воды, опасаясь, что плоты будет невозможно отправить потребителям. Судовая обстановка на реках появляется значительно позднее и убирается осенью значительно раньше, чем хотелось бы сплавщикам, и чтобы избежать аварий, судоводители сами обозначают судовой ход самодельными вехами.

Что касается перевозчиков, то Юрий Германович отметил успешную работу в навигацию-2009 судоходных компаний «Норд-Вуд», Северное речное пароходство, «Пристань Великий Устюг», Архангельский речной порт.

Прогноз обещает высокие уровни воды, и сейчас главная задача сплавщиков — обеспечить сохранность плотов зимней сплотки, штабелей леса, ещё раз продумать план действий судоходных компаний, сплавных предприятий в случае аварийных ситуаций.

На лесном форуме глава области Илья Михальчук предложил в качестве эксперимента на одной из рек возродить молевой сплав, на что Юрий Германович ответил, что работа ведётся. Министерство изучает возможность применения одного изобретения, позволяющего буксировать за мотолодкой, катером с небольшой осадкой отдельные брёвна на одном грузосборочном тросе. Небольшие партии сортиментов по 100-300 кбм можно выводить с малых боковых рек к пунктам погрузки на баржи или для сплотки в пучки, где глубины позволяют проводить такие работы.

Это изобретение прежде ус пешно применялось для сбора аварийной древесины на воде в Архангельской, Кировской, Мурманской областях, Республике Карелия, и его использование вполне может стать толчком к разви тию молевого сплава в отдалённых районах области, где из-за отсутствия дорожной сети не осваивается   лесфонд.

В условиях финансового кризиса, считает Юрий Германович, особенно важно, чтобы у предпринимателей не ослабевал интерес к сплаву леса, поскольку транспортная составляющая в себестоимости древесины занимает весьма существенную часть, и только сплав позволяет снизить себестоимость продукции лесозаготовителей.

Валерий МАЛЫШЕВ.

 


Дата публикации: 26 апреля 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий