Кризис ещё не достиг дна

Наш корреспондент встретился с руководителем департамента лесного комплекса Архангельской области Николаем Кротовым , чтобы обсудить состояние лесной отрасли и выяснить – что делается, чтобы ЛПК выстоял в нынешнем финансовом кризисе.

 

В областной и федеральной собственности нет предприятий лесной отрасли, и на первый взгляд может показаться, что власть лишена каких-либо рычагов влияния на бизнес.

По словам Николая Степановича, региональная власть и не стремится управлять лесным бизнесом, власти достаточно забот по управлению лесным хозяйством региона.

А основной рычаг влияния власти на бизнес — это лесные ресурсы.

Департамент ЛК является одной из сторон во всех договорах аренды лесного фонда, что накладывает на региональную власть определённые обязательства по рациональному, бережному и эффективному пользованию лесными ресурсами.

В условиях финансового кризиса, когда рухнули внешние рынки на лесопродукцию, региональная власть обязана, пользуясь административным ресурсом, содействовать продвижению продукции ЛПК как на внешний, так и на внутренний рынок.

По словам руководителя департамента ЛК, в 2008 году в Архангельск приезжала делегация бизнесменов из Ирана, которых интересовала продукция ЛПК региона.

Неоднократно в область приезжали представители бизнеса и власти других регионов России, заинтересованных в сотрудничестве. И всё же этих усилий, считает Николай Степанович, было недостаточно.

Формируя госзаказ, региональная власть вправе отдавать приоритет предприятиям области.

Местные предприятия в состоянии изготовить мебель, стройматериалы, вести строительство жилья и объектов соцкультбыта, строить дороги и мосты. Даже школьными тетрадями Архангельский ЦБК в состоянии обеспечить не только нашу область, но соседние области и республики.

Поэтому местным товарам на региональный рынок должна быть «зелёная улица».

Опасность нынешнего финансового кризиса не только в снижении объёмов производства, цен и спроса на лесопродукцию.

Главная беда кроется в том, что сейчас предприятия рискуют потерять ключевых специалистов отрасли – вальщиков, механизаторов, водителей лесовозов, рамщиков.

Оставшись не у дел, эти люди найдут работу в других отраслях, в других регионах. И когда кризис минует, восполнить кадровый дефицит будет крайне проблематично. Поэтому сейчас надо думать о сохранении кадрового потенциала предприятий ЛПК.

Анализ показывает, что во время кризиса более устойчиво работает малый бизнес.

Практически ни одно предприятие малого бизнеса с начала кризиса не прекратило работу, в малом бизнесе не происходит увольнений, все предприятия малого бизнеса заказали проекты освоения лесфонда, подали лесные декларации и уже с 3 января начали заготовку и вывозку леса.

Есть мнение, что при кризисе в первую очередь следует помогать именно малому бизнесу, который более динамичен, нежели средний и крупный, быстрей реагирует на запросы рынка, перенастраивается на выпуск новой продукции. Однако у этой медали есть и другая сторона — увеличивая объёмы переработки хвойного пиловочника, малый бизнес может лишить сырья некоторые крупные лесозаводы Архангельска, не имеющие собственных лесозаготовительных мощностей.

Есть и другое мнение, что власть должна оказать поддержку крупным лесоперерабатывающим предприятиям, в том числе и ЦБК, которые приобретая сырьё поддержат тем самым и малый лесной бизнес.

Спрос на хвойный пиловочник остаётся устойчивым, а вот балансы приобретаются ЦБК в ограниченном количестве. При снижении производства на ЦБК области пострадает и малый бизнес, лишившись рынка сбыта балансовой древесины. Какого-то одного способа помощи отрасли пока нет. И федеральная власть принимает меры для поддержки ЛПК.

Опубликован список социально значимых предприятий России. Из 295 предприятий, включённых в список, лишь пять относятся к лесной отрасли. Что примечательно, три из них работают на территории области: Архангельский ЦБК, Группа Илим (Котласский ЦБК), Континенталь Менеджмент (ОАО «Лесозавод 2», ОАО «Луковецкий ЛПХ», ООО «Корниловский ЛПХ»). По словам Николая Кротова, департаментом предлагалось внести в этот список ОАО «Соломбальский ЦБК» как предприятие, обеспечивающее работу очистных сооружений Архангельска, а также Онежский ЛДК, обеспечивающий теплом город Онегу.

Предполагается, что список социаль-но значимых предприятий будет продолжен и в него войдут предприятия, предложенные региональными властями. Государственная финансовая поддержка, которую планируется оказать крупным социально значимым предприятиям, и позволит им выстоять в период финансового кризиса.

Региональной властью сделано немало для ускорения возврата НДС лесоэкспортёрам. В последние месяцы от лесоэкспортёров не поступало претензий о задержках с возвратом НДС.

Существенной помощью лесному бизнесу станет отсрочка арендных платежей за пользование лесфондом.

Региональной властью ещё в 2008 году принято решение об отсрочке платежей на полгода.

Федеральная власть предлагает отсрочить арендные платежи на год. Причём предпринимателям предлагается самим выбрать сроки оплаты аренды. И что примечательно, большинство предпринимателей не стремятся отнести арендные платежи на 31 декабря, а распределяют их на весь год.

Немало разговоров велось об отмене части налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет (4% из 24% ставки налога).

Мнение департамента ЛК таково: если предприятие имеет прибыль, то для него не проблема заплатить налог и снижение налога на 4% «погоды» для предприятий не сделает. Тем более сейчас отменены авансовые платежи по налогу на прибыль, что существенно облегчило финансовое состояние предприятий.

В стадии проработки находится предложение о предоставлении гарантий администрации Архангельской области некоторым предприятиям ЛПК при получении ими кредитов в банках.

Преимущества предоставления такой гарантии для заёмщика выразится в сокращении размера залога, возможно, в снижении процентной ставки по кредиту и прочих привилегиях.

Следует учитывать, что гарантии будут даваться наиболее надёжным предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, способным вернуть кредиты.

В прошлом году впервые за историю ЛПК судебные приставы обратились в арбитражный суд, и у леспромхоза-банкрота арестовали право аренды лесфонда по заявлению одного из кредиторов должника.

С одной стороны, преднамеренные банкротства леспромхозов наносят ощутимый ущерб государству, когда счёт невыплаченных налогов исчисляется десятками миллионов рублей, когда лесозаготовителям за их тяжёлый труд не выплачивается зарплата, наносится крупный ущерб кредиторам предприятия-банкрота. А леспромхоз, сменив вывеску и не сменив владельцев, вновь начинает работать. Здесь в выигрыше только владельцы ЛПК, получившие сырьё по низкой цене от предприятия-банкрота.

По логике вещей владелец ЛПХ-банкрота должен потерять всё — и лесфонд, и технику, и оборудование. А роль конкурсного управляющего — реализовать конкурсную массу, рассчитаться со всеми долгами в порядке очерёдности, предусмотренной законом.

Однако в условиях кризиса отрасли существует реальная угроза, что лесфонд предприятия-банкрота будет продан с аукциона и попадёт в руки предпринимателя, намеренного передавать лесфонд в субаренду местным лесозаготовителям, имеющим производственные мощности, но не имеющим финансовых возможностей приобрести лесфонд на аукционе, что усугубит их и без того сложное финансовое положение.

В этой ситуации судебные приставы действуют в интересах должников, что вполне закономерно и справедливо.

И всё же одно из главных богатств области — лес не должен попадать в руки лесных спекулянтов.

Вполне логично, что владельцы лес-промхоза-банкрота подали встречный иск в арбитражный суд об отмене ареста права аренды лесфонда.

Существовала реальная угроза, что ряд лесозаготовительных компаний с
1 января 2009 года не смогут вести лесозаготовки из-за изменения лесного законодательства.

Однако сегодня, 6 января, можно сказать, что все обязательства региональной власти выполнены: разработан и утверждён лесной план региона, утверждены все лесохозяйственные регламенты лесничеств.

Все лесопользователи разработали проекты освоения лесфонда, и все эти проекты утверждены департаментом ЛК, все лесозаготовители подали лесные декларации.

Но согласно неизменной традиции, у нас всё делается в самый последний момент, как говорят шахматисты, «на флажке».

Чтобы своевременно рассмотреть все проекты освоения лесного фонда, лесные декларации, ряд отделов в ноябре и декабре были переведены на шестидневную рабочую неделю.

И 31 декабря, едва ли не к бою курантов, были рассмотрены и утверждены по-следние проекты освоения лесов и лесные декларации.

Во все лесничества области направлена информация об утверждении проектов освоения лесфонда, принятии департаментом ЛК лесных деклараций, и все лесозаготовители региона получили право начать заготовку и вывозку леса с начала года.

И с 3 января большинство лесозаготовителей приступили к работе, рождественские каникулы — не для ЛПК, каждый день на счету.

Но, по мнению Николая Кротова, нынешний финансовый кризис имеет и положительные стороны.

Переживут кризис и станут только сильнее наиболее эффективные, дина-мичные предприятия, способные выстроить финансовую, производственную, сбытовую политику, способные на нестандартные решения, готовые предложить новые, пользующиеся спросом виды продукции, услуг.

Кризис показал, что власть и бизнес в этой ситуации должны действовать согласованно, и подписанное в декабре прошлого года соглашение между властью, бизнесом и профсоюзами ещё раз подтверждает намерение сторон вместе бороться с кризисом.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Фото автора.


Дата публикации: 26 января 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий