Уменьшить травматизм

Главная цель, ради которой создаётся профсоюз, — защита трудовых прав граждан. В то же время немаловажной является функция профсоюзного представительства работников в отношениях как между государст-венными органами и органами местного самоуправления, так и в отношениях с другими субъектами трудового права, в особенности с работодателем (при заключении коллективного и трудового договора). Работодателю намного легче заключать коллективный договор и решать коллективные разногласия именно с профсоюзом, поскольку профсоюз выступает представителем работников.

Добиться реальных резуль-татов и положительной динамики по снижению производст-венного травматизма возможно только за счёт системного подхода к обеспечению безопасных условий труда работникам органами государственной и муниципальной власти, работодателей, надзорных органов и профсоюзов.

Организуя работу по решению социально-трудовых проблем, членские организации ФПАО сотрудничают с комитетом по труду Архангельской области, прокуратурами городов и районов Архангельской области, Государственной инспекцией труда в Архангельской области и НАО, объединениями работодателей, другими исполнительными органами государственной власти, администрациями муниципальных образований области.

В 2007 году специалисты федерации профсоюзов совместно с работниками комитета по тру-ду администрации Архангельской области, государственной инспекцией труда в Архангельской области и НАО, прокуратурой участвовали в проведении комплексных проверок с выездом в муниципальные образования области. Проверки были проведены в муниципальных образованиях: «Верхнетоемский муниципальный район», «Ленский муниципальный район», «Плесецкий муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Виноградовский муниципальный район», г. Мирный, «Коношский муниципальный район», «Онежский муниципальный район».

В ходе поездок были обследованы предприятия лесопромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и др. По результатам обследований составлены акты и доведены до сведения глав муниципальных образований. По итогам проверок проведены совещания с руководителями и специалистами организаций.

Реализация указанных Соглашений позволит усилить взаимодействие профсоюзов с надзорно-контрольными органами и подразделениями администрации области в целях повышения действенности контроля за соблюдением трудового законодательства, организации работы по охране труда, проведения совместных проверок, оказания предприятиям помощи в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Управление охраной труда на муниципальном уровне также предусматривает взаимодействие органа местного самоуправления муниципального образования с органами надзора и контроля, руководителями и специалистами предприятий, профсоюзами. При администрациях муниципальных образований созданы координационные советы по охране труда. У профсоюзов в муниципальных образованиях созданы координационные советы организаций профсоюзов. Участие представителей районных координационных советов организаций профсоюзов в работе районных советов по охране труда значительно расширит сотрудничество и взаимодействие государственных органов и профсоюзов по практической реализации вопросов, связанных с управлением охраной труда и обеспечением безопасных условий труда работников в муниципальных образованиях.

Одним из направлений государственной политики в сфере охраны труда, согласно ст. 210 ТК РФ, является содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Общественный контроль за мероприятиями, направленными на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, осуществляется уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные ведут такой контроль постоянно, в том числе и контроль за соблюдением самими работниками требований охраны труда.

В 2007 году в первичных
профсоюзных организациях области количество уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов составило 1761 человек. В течение года уполномоченными было проведено 2413 проверок, в ходе которых было выявлено 3758 нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда. 146 проверок проведено совместно с государственными органами надзора и контроля, в том числе 25 проверок — с государственной инспекцией труда.

По результатам проведённых проверок уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов работодателям и надзорным органам было направлено 82 требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, связанных с нарушением их прав в сфере охраны труда. На основании указанных требований 64 человека привлечено к дисциплинарной ответ-ственности, 17 — к административной ответственности.

Представители профсоюзных комитетов участвовали в работе 387 комиссий по испытаниям, приёму в эксплуатацию производственных объектов и средств производства. Проведено 1465 проверок выполнения работодателями обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Рассмотрено 636 личных обращений, заявлений
и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушением их прав в сфере охраны труда.

Несмотря на значительное количество проведённых меро-
приятий, результаты работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в прошедшем году нельзя считать удовлетворительными. Следует признать, что профсоюзные организации и администрация предприятий не смогли эффективно организовать работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Анализ результатов государственного надзора и контроля профсоюзов за соблюдением трудовых прав работников по-зволяет сделать вывод, что система управления охраной труда на уровне предприятия организации, за редким исключением, работает неудовлетворительно, а в ряде случаев неэффективно.

На это имеются как объективные, так и субъективные причины, и одна из них — тот факт, что работодатели при внедрении системы управления охраной труда на предприятии не задей-ствуют важный элемент системы управления – комиссию по
охране труда.

Таким образам, несмотря на некоторое снижение уровня производственного травматизма и положительную динамику снижения производственного травматизма по общему количеству пострадавших, фактическое состояние условий и охраны труда на территории Архангельской области требует изменить подход к управлению охраной труда непосредственно в предприятиях и организациях. Наша общая задача — помочь предприятиям и организациям по-строить эффективную систему управления охраной труда. Причём определённое место в ней должно быть отведено не только службе охраны труда, но и всем структурным подразделениям, профсоюзным организациям, комитетам (комиссиям) по охране труда, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов.

Только общими усилиями можно повлиять на создавшуюся ситуацию и навести порядок на производстве.

Валентин РОЗОВ,
главный технический
инспектор труда
федерации профсоюзов
Архангельской области.


Дата публикации: 8 декабря 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий