Гострудинспекция 2008 информирует

Анализ результатов над­зорноконтрольной деятельности в сфере охраны труда по Архангельской области и Ненецкому автономному округу свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

За 8 месяцев 2008 года в предприятиях и организациях Архангельской области и Ненецком автономном округе от несчастных случаев на производстве погибло 34 и тяжело травмирован 61 человек.

Основными причинами несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (в целом по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) за 2008 год являются:

нарушение технологического процесса;

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;

нарушение правил дорожного движения;

неудовлетворительная организация производства работ;

недостатки в организации и проведении подготовки
работников по охране труда,

в том числе:

непроведение инструктажа по охране труда,

непроведение обучения и
проверки знаний по охране труда;

неприменение работником средств индивидуальной защиты;

нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда,

в том числе:

нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения;

прочие причины.

Анализ причин несчастных случаев с тяжёлым и смертельным исходом, расследованных в 2008 году, показывает, что наибольшее число несчастных случаев произошло: в предприятиях лесного хозяйства, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды. Основные причины, по которым произошли тяжёлые
и смертельные травмы: неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда.

Результаты проведённого анализа свидетельствуют, что сохранилась наметившаяся в 2004 году позитивная тенденция снижения общего количества пострадавших на производстве. Вместе с тем вызывает тревогу рост травматизма со смертельным исходом, в том числе с женщинами.

В ходе реализации полномочий, установленных статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, при выявлении в ходе надзорноконтрольной деятельности признаков преступлений, предусмотренных статьями 143, 145, 1451 Уголовного кодекса Российской Федерации, в первом полугодии 2008 года гос­инспекторами труда в органы прокуратуры было направлено по результатам проведённых расследований несчастных случаев на производстве 97 материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц уголовных дел, по которым было возбуждено 5 уголовных дел.

Проверки показывают, что на средних и крупных предприятиях, где имеется служба охраны труда и квалифицированные работники, законодательство по охране труда соблюдается удовлетворительно. Вызывает тревогу состояние дел по соблюдению законодательства о труде на предприятиях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Среди таких предприятий имеется значительное количество фирмоднодневок, которые игнорируют требования закона.

Проверки свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности. Анализ выявленных нарушений показывает, что наибольшее их число, по видам экономической деятельности, допускается в сельском и лесном хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, оптовой и розничной торговле, предоставлении коммунальных, социальных (организация отдыха и развлечений) и персональных бытовых услуг.

Значительное внимание уделялось взаимодействию с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными осуществлять меры по надзору и контролю, а также муниципальными образованиями, объединениями профсоюзов. В частности, за 1 полугодие 2008 года практически каждая третья проверка была проведена совместно с указанными органами. Только с органами прокуратуры было проведено 66 совместных проверок, с органами технологического надзора — 3 проверки, специалистами по охране труда муниципальных образований — 49 проверок, с другими органами — 7 проверок. В целях наиболее эффективного осуществления надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников в первом полугодии 2008 года 20 проверок было проведено совместно с представителями объединений профсоюзов.

Наиболее характерными нарушениями являются нарушения, связанные:

с допуском к работе лиц,
не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда;

отсутствием положения о распределении обязанностей, прав и ответственности должностных лиц в сфере охраны труда;

непроведением периодических медосмотров работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными
и опасными условиями труда;

ненадлежащим обеспечением работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

нарушением установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки с вновь принимаемыми работниками;

несоблюдением «Положения о ППР (планово­предупредительных ремонтах) зданий
и сооружений...»;

несоблюдением установ­
ленного порядка расследования несчастных случаев
(г. Котлас, г. Коряжма);

непроведением работы по аттестации рабочих мест.

 

Об аттестации

 

Обеспечение повсеместного проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка и контроль существующих профессиональных рисков и последующее приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда — одна из задач, поставленных перед Государственной инспекцией труда.

Проверки показывают, что
в ряде организаций практически не начата аттестация
рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест должна способствовать решению целого ряда задач, и в первую очередь сертификации организации работ по охране труда, обоснованию предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными условиями труда.

Органы прокуратуры сегодня также акцентируют внимание на аттестации рабочих мест по условиям труда. Ряд прокуратур выступают с исковыми заявлениями в судах о понуждении работодателей к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Как показывает практика, все исковые заявления судами были удовлетворены.

 

Задачи госинспекции

 

В современных условиях, когда президентом ставится задача оптимального снижения нагрузок со стороны надзорных органов в отношении организаций малого бизнеса, инспекция проводит корректировку своей работы по надзорноконтрольной деятельности.

В Архангельской области нашей инспекцией разработано и утверждено Положение о добровольном участии организаций всех форм соб­ственности и индивидуальных предпринимателей в проекте «Декларирование деятельности организации на соответствие условий и охраны труда требованиям трудового законодательства».

Проект разработан с целью улучшения условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей, снижения уровня травматизма и профессиональной заболеваемости за счёт создания работодателем благоприятных условий труда.

Задачами, поставленными проектом, являются активизация деятельности работодателей Архангельской области и Ненецкого автономного округа, направленная на создание здоровых и безопасных условий труда; увеличение ресурса организаций (предпринимателей) за счёт снижения нагрузок со стороны надзорного органа; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями Архангельской области и Ненецкого автономного округа реализации принципов социального партнёрства.

Срок действия проекта устанавливается на 5 лет с момента зачисления в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников.

Условием участия организаций и индивидуальных предпринимателей в реализации проекта является соответствие организации работодателем работы по охране труда требованиям нормативноправовых актов по охране труда, 100% проведение аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда в организации.

И у работодателей, и у работников на первом месте должна быть забота о безопасности труда. Здесь любые методы и меры хороши, лишь бы они были направлены на сохранение жизни и здоровья работающих.


В. О. Паникаровский,
начальник отдела
Государственной инспекции труда
в Архангельской области
и Ненецком автономном округе.


Дата публикации: 24 ноября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий