Невесёлые перспективы
25 января 2016
Нарастающий в нашей стране экономический кризис может привести к дальнейшему сокращению государственного финансирования российского лесного хозяйства — для начала, возможно, на 10% по сравнению с уровнем, который предусмотрен федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Такая возможность предусматривается постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»».
Пункт 4 этого
постановления стандартно предписывает главным распорядителям средств
федерального бюджета (по отношению к лесным субвенциям таковым является
Рослесхоз) довести до подведомственных получателей лимиты бюджетных
обязательств. А пункт 5 говорит, что «положения пункта 4 настоящего
постановления не распространяются: на лимиты бюджетных обязательств
в объёме не более 10% общего объёма лимитов бюджетных обязательств, указанных в
пункте 4 настоящего постановления...». Таким образом, главным распорядителям
средств федерального бюджета предоставляется возможность «зажать» не более 10%
предусмотренных законом о федеральном бюджете средств. По неофициальной
информации, именно эти 10% им и велено «зажать».
Примерно то же самое было сделано в начале 2015 года — до органов государственной власти субъектов РФ были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 90% от средств лесных субвенций, предусмотренных законом о бюджете на 2015 год. В конце концов львиная доля этих «придержанных» 10% субвенций была перераспределена в пользу наиболее погоревших регионов для частичной компенсации понесённых ими сверхнормативных расходов на тушение лесных пожаров.
В 2016 году ситуация, скорее всего, будет развиваться иначе, и государство будет вынуждено не перераспределять придержанные части субвенций, а сокращать их, поскольку денег у него остаётся всё меньше из-за дешевеющей нефти-кормилицы, растущей международной изоляции и общей переориентации страны. Возможно даже, что государству придётся прибегнуть к новому урезанию бюджета, в том числе лесных субвенций — а поскольку экономические основы существования лесного хозяйства почти полностью разрушены Лесным кодексом РФ 2006 года, сокращение бюджетного финансирования может привести к его коллапсу.
О возможности урезания российского бюджета в 2016 году сообщает, в частности, РБК со ссылкой на Рейтер:
Перспективы экономического развития нашей страны совсем не радуют — если не случится чуда (например, подорожания нефти до 150-200 долларов за бочку), ситуация в 2016 году будет неизбежно ухудшаться. Минэкономразвития РФ («министерство розовых очков») пока только собирается пересматривать свой прогноз экономического развития, но большинство специалистов прогнозируют дальнейший спад в российской экономике. Например, консенсус-прогноз компании Bloomberg — одного из ведущих поставщиков информации для профессиональных участников финансовых рынков — включает Россию в число пяти стран с наихудшими перспективами экономического роста в 2016 году и предполагает спад ВВП за год на 0,5%; худшие результаты прогнозируются только для Венесуэлы, Бразилии и Греции, а такие же — для Эквадора.
В свежем
докладе Всемирного банка, выпущенном в январе 2016 года, говорится об
«одновременном замедлении четырёх крупнейших развивающихся экономик — Бразилии,
России, Китая и Южной Африки». Ранее Всемирный банк прогнозировал начало
восстановления российской экономики
в 2016 году (начало слабого роста); теперь он прогнозирует продолжение спада —
на 0,7% за 2016 год.
Федеральный бюджет на 2016 год был подготовлен исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель (американскую бочку). Сейчас нефть стоит уже около тридцати долларов за баррель, цена на газ снижается с задержкой в несколько месяцев примерно пропорционально снижению цен на нефть, а других сопоставимых по значимости источников дохода у федерального бюджета просто нет.
При прошлых
кризисах подобного масштаба (о масштабах нынешнего пока можно говорить только
предположительно, но если не случится чуда, то он явно будет одним из самых
глубоких
за последнее столетие) российское лесное хозяйство было хотя бы
условно-самодостаточной отраслью экономики, способной самостоятельно заработать
основную часть средств на своё поддержание и развитие. Сейчас из-за нынешнего
Лесного кодекса и основанных на нём реформ 2007—2015 гг. лесное хозяйство, за
редкими региональными исключениями, представляет собой отрасль, практически
целиком зависящую от бюджетного финансирования, причём в первую очередь именно
федерального — поэтому последствия кризиса могут оказаться гораздо более
тяжёлыми.
Лесной Гринпис России.
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(181)
Другие новости по теме: