Будут лесные дороги?

О чём лесопромышленники больше и чаще всего говорят на различных совещаниях, форумах, симпозиумах? Конечно, о необходимости строительства лесовозных дорог при существенной финансовой государственной поддержке.

Лес — собственность федеральная, и свою собственность (леса) федеральный центр должен сдавать в аренду готовой к освоению, использованию. У нас же стало недоброй традицией сдавать леса в аренду без лесовозных дорог (хотя бы магистралей, усы и ветки лесозаготовители в силах построить сами). Сдавать лес в аренду без лесовозных дорог — то же самое, как если бы арендодатель сдал в аренду здание, в котором лишь стены, без окон, дверей, лестниц и крыши.

Абсолютно аналогичная картина и с арендой лесов. Владельца лесов не волнует, что нет лесных дорог в сдаваемом в аренду лесфонде. А самое интересное, что не существует понятия «лесовозная дорога». Раз нет такой классификации дорог, то и федеральные средства на строительство таких дорог расходовать нельзя. Словом, промышленно-экономический тупик. Есть ли из него выход? На этот вопрос мы попросили ответить заместителя руководителя департамента лесного комплекса Архангельской области Юрия Трубина (на снимке).

- Начну с того, что пунктом 6 Протокола заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ от 12.08.2008 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ в октябре 2008 года представить заявки на использование средств Инвестиционного фонда для строительства лесных дорог.

На основании поручения главы администрации Архангельской области И. Ф. Михальчука от 22.08.2008 № П/01-08/775 департамент ЛК готовит документы для подачи заявки Архангельской области на использование бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для строительства лесных дорог.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г.
№ 134 (в ред. постановления Правитель-
ства РФ от 23.06.2008 № 468) установленная минимальная стоимость регионального инвестиционного проекта составляет 500 млн. рублей. Из анализа перспективных планов лесопромышленных холдингов по развитию дорожной сети следует, что ни по одному отдельно взятому проекту затраты на строительство дорог в ближайшие пять лет не достигают утверждённой суммы. В связи с этим на совещаниях с участием руководителей ОГУ «Архангельскавтодор» и лесопромышленных холдингов обсуждалось два варианта подачи заявки.

Первый — представить один из объектов сети дорог общего пользования из областной программы «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2007-2010 гг.), строительство которого будет стимулировать развитие лесного комплекса.

Одним из условий предоставления средств Инвестиционного фонда на реализацию инвестиционного проекта является софинансирование со стороны инвестора в размере не менее 50% стоимости проекта. Строящиеся по вышеуказанной программе дороги не входят в сферу интересов лесопромышленных холдингов. Ни одна из структур (ООО «ИлимСеверЛес», ООО «УК Соломбалалес», ООО «Титан», ОАО «Лесозавод-2», ЗАО «ПЛО «Онегалес») не выразила заинтересованности в такой схеме. Перспективам развития ЛПК отвечает направление Карпогоры-Широкое-Усть-Чуласа, но на данный проект инвестор отсутствует.

Второй вариант — сформировать комплексный инвестиционный проект по развитию лесной инфраструктуры Архангельской области.

В 2005 году Архангельским филиалом «Росгипролес» по заказу Рослесхоза был выполнен проект: «Комплексные мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры лесного фонда части Архангельской области в 2006-2008 гг.». В проект вошли предложения по строительству технологических лесовозных дорог в междуречье Северной Двины и Пинеги, а также на территории Онежского и Северодвинского лесхозов. В ценах 2005 года общая стоимость строительства оценивалась в 486,3 млн. рублей. Сегодня стоимость регионального проекта исчисляется в 1,9 млрд. рублей, то есть имеются формальные основания претендовать на получение субсидий Инвестиционного фонда РФ.

По согласованию с промышленниками Архангельской области второй вариант принят как основной. В настоящее время Архангельский ресурсный центр ЗАО «Росгипролес» дорабатывает данный документ по договорам с ООО «ИлимСеверЛес», ООО «УК Соломбалалес», ООО «ХарвиСеверЛес», ООО «Устьянский ЛПК», чьи инвестиционные проекты включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. Участником данного проекта является также ЗАО «ПЛО «Онегалес».

Работа над корректировкой проекта вскоре будет завершена, после чего необходимо не менее 3 недель, чтобы разработать бизнес-план и получить заключение инвестиционного консультанта по региональному инвестиционному проекту.

Однако существенным требованием к заявкам субъектов РФ является наличие государственной экспертизы на проектно-сметную документацию на строительство объекта. Подавляющее большинство технологических дорог в лесном комплексе строятся хозяйственным способом, затраты на их строительство включаются в себестоимость продукции. Из вышеперечисленных структур полностью отсут-ствует проектно-сметная документация у ООО «ХарвиСеверЛес», ООО «Устьянский ЛПК», нет документации по ряду дорог или требует корректировки документация ООО «УК Соломбалалес», ООО «ИлимСеверЛес». Только ЗАО «ПЛО «Онегалес» имеет сравнительно актуальный проект удлинения юго-западной магистрали (2005 год).

Кроме того, требованиями постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 установлено, что инвестиционный консультант, выбираемый для оценки регионального инвестиционного проекта, должен иметь рейтинг не ниже рейтинга Российской Федерации, присвоенного одним из таких международных рейтинговых агентств, как «Стандарт энд Пурз», «Мудиз Инвестор Сервис» и «Фитч рейтингс». В регионах РФ, в частности в Архангельской области, нет инвестиционных консультантов такого уровня. Оплата услуг данного консультанта стоит недёшево.

Вышеперечисленные обстоятельства могут стать решающими при отказе от принятия заявки Архангельской области в Минрегионразвития РФ.

Проект направлен на развитие лесной инфраструктуры малоосвоенных лесов Архангельской области, в том числе усыхающих хвойных массивов в междуречье Северной Двины и Пинеги. Это технологические магистрали и ветки, которые большей частью очень трудно рассматривать как дороги общего пользования. Они прокладываются через лесные участки, где нет населённых пунктов.

В том же протоколе заседания Лесного совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ Минтрансу РФ было дано поручение проработать вопрос подготовки предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при финансировании строительства и эксплуатации дорог, используемых предприятиями ЛПК для заготовки древесины.

В конце сентября текущего года департамент получил разъяснения Минтранса РФ, что «в связи с узкой направленностью использования дорог для заготовки древесины предприятиями лесопромышленного комплекса указанные дороги, как правило, находятся в собственности предприятий, в связи с чем строительство и эксплуатация дорог не может финансироваться за счёт бюджетов всех уровней.

Следовательно, речь опять идёт о дорогах общего пользования, хотя и ведущих к местам расположения лесозаготовительных предприятий. Таким образом, Минпромторговли, Минсельхоз в лице Рослесхоза, Минрегионразвития нам должны прямо сказать, будут ли финансироваться лесные технологические дороги.

Рослесхоз снова запрашивает у нас данные о потребности в технологических дорогах для развития лесного комплекса Архангельской области (письмо от 4 сентября 2008 года МГ-06-54/6578). Департамент готов представить вышеуказанный проект в Рослесхоз и надеется на его поддержку в любой форме и через любые механизмы. Если будет уверенность, что средства федерального бюджета действительно направляются на создание лесной инфраструктуры, бюджет Архангельской области примет участие в софинансировании объектов дорожного строительства своими ресурсами.

Решение важнейшего вопроса для ЛПК региона остаётся за федеральным центром.

Сергей Александров.

Архангельск-Санкт-Петербург-Архангельск.



Дата публикации: 27 октября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий