По оперативным данным

Наш корреспондент обратился к начальнику управления лесопромышленного комплекса министерства ПР и ЛПК Архангельской области Галине Даниловой (на снимке) с просьбой прокомментировать оперативные итоги работы ЛПК региона в 2014 году. А также необходимость разработки «Лесных паспортов».

По словам Галины Анатольевны, в целом тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области в прошлом году сохранялись. Успешные и эффективные компании наращивали производство, осуществляли инвестиции в развитие. Несмотря на благоприятные рыночные условия, рост экспортных цен, проблемные предприятия продолжало «лихорадить».

 

По основным показателям ожидаются следующие итоги

Объём заготовки древесины от всех видов рубок составит 11,5 млн. кбм, что несколько больше 2013 года. Лидеры по росту лесозаготовок – Устьянская лесоперерабатывающая компания и Лесной филиал Группы Илим в г. Коряжма, у которого и самый высокий процент освоения расчётной лесосеки.

Объём производства пиломатериалов останется на уровне 1,5 млн. кбм, несмотря на положительную динамику Лесозавода 25 и Устьянского ЛПК. Достичь большего не позволила нестабильная работа Соломбальского и Онежского ЛДК, загрузка мощностей которых составляла от 40 до 70 %.

После завершения строительства БДМ-7 в г. Коряжме почти на треть увеличился выпуск бумаги – продукта с высокой добавленной стоимостью (27%). Из-за реконструкции производства Архангельского ЦБК возможно уменьшение производства картона до 99%.

Окончательные финансовые итоги подводить пока рано, но по отчёту за 9 месяцев положительный сальдированный результат деятельности ЛПК насчитывал к прошлому году 182%. Поэтому можно ожидать, что год завершится с ростом прибыли.

Численность персонала сократится до 92-93% как в результате высвобождения на кризисных предприятиях, так и в ходе внедрения передовых технологий.

Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов — 41,0 млрд. руб.:

- включены в перечень 7 проектов объёмом инвестиций 33,6 млрд. руб.

- вносятся изменения в 2 проекта с увеличением объёма инвестиций на 7,8 млрд. руб.

- находятся на согласовании 2 проекта объёмом инвестиций 2,7 млрд. руб.

Объём лесных ресурсов для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов – 4,5 млн. кбм

- предоставлена в аренду расчётная лесосека — 2,6 млн. кбм

- планируется передать в аренду дополнительно — 1,9 млн. кбм.

 

Инвестиции

Объём инвестиций в перерабатывающих отраслях составит около 7 млрд. рублей. Это меньше 2013 года (67%), когда были показаны капиталовложения в наиболее масштабный проект отрасли – строительство БДМ-7 в Филиале ОАО «Группа Илим» в Коряжме.

Из крупных реализованных проектов 2014 года – ввод в эксплуатацию современного многотопливного котла на Архангельском ЦБК. В активную фазу вошла также реализация одного из этапов приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов – строительство завода полуцеллюлозы в рамках реконструкции производства картона, завершение которого ожидается в первой половине 2015 года.

На Архангельском ЛДК № 3 был запущен цех по производству древесных гранул мощностью 90 тыс. тонн в год. Аналогичное производство построено и в ближайшее время вводится в эксплуатацию на Цигломенском участке Лесозавода 25. Это современные технологии и новый вид продукции с устойчивым спросом, позволяющий Архангельскому ЛПК занимать лидирующие позиции на экспортном рынке древесного топлива.

В 2014 году в перечень приоритетных проектов Минпромторга России включён инвестиционный проект развития переработки древесины в сфере малого бизнеса. В единый проект Поморского лесного технопарка сведены планы создания и модернизации лесопильных производств 18 предпринимателей. Инициатива поддержана, но неординарный с точки зрения организации проект требует особого внимания, поэтому ход его реализации будет находиться на особом контроле министерства.

К ожидаемым потерям 2014 года следует отнести завершающееся банкротство «соломбальской» группы компаний и окончательный «крест» на инвестиционном проекте УК «Соломбалалес». И ещё один минус – несостоявшийся и исключённый из перечня приоритетных проект модернизации Онежского ЛДК. Таков результат политики владельцев группы онежских предприятий, не заинтересованных в развитии бизнеса на территории Архангельской области.

Непростая экономическая обстановка заставляет наиболее «продвинутые» компании искать но-вые пути повышения эффективности – будь то крупный бизнес или малое предпринимательство.

На базе Архангельского ЦБК формируется первый в стране лесопромышленный кластер, в который вошли крупнейшие игроки лесного рынка и ряд инфраструктурных компаний севера области. Деятельность кластера должна уже в ближайшей перспективе стимулировать развитие отрасли и стать центром инноваций.

Тот же Поморский лесной технопарк – это совершенно новая модель организации бизнеса. Через интеграцию и объединение предпринимателям проще решать поставленные задачи и добиваться нужного результата. Малый бизнес ЛПК Виноградовского района идёт по тому же пути, пытаясь совместно вырабатывать политику своего развития.

Кстати, именно в секторе малого и среднего предпринимательства, который отличается большей мобильностью и гибкостью в организации производства, ориентированного на внутренний спрос, созданы союзы лесопромышленников, взявшие «под крыло» районные отраслевые объединения и предпринимателей-лесопромышленников.

 

Капитализм — это учёт

Что касается исполнения рекомендаций депутатских слушаний от 27 мая и 23 октября прошлого года по созданию реестра производителей в сфере малого бизнеса – так называемых «лесных паспортов», то ситуация такова.

В своей деятельности министерство природных ресурсов и ЛПК использует систему оперативного учёта показателей работы хозяйствующих субъектов, получаемых непосредственно от предприятий или администраций муниципальных районов. Сотрудничество строится на принципах добровольности и неразглашения информации, которая служит для подготовки аналитических докладов, записок и обзоров.

По лесозаготовительной отрасли ведётся учёт показателей работы лесозаготовительных предприятий и индивидуальных предпринимателей на территории каждого района. Сведения ежеквартально предоставляют администрации муниципальных образований.

По каждому хозяйствующему субъекту учитываются заготовка, вывозка древесины, производство круглых лесоматериалов, пиломатериалов и топливных дров. Финансово-экономические показатели – объём отгруженной продукции, численность работающих, среднемесячная заработная плата, финансовый результат, просроченная задолженность по заработной плате.

В перерабатывающих отраслях ежеквартально ведётся мониторинг показателей работы крупных и средних предприятий ЛПК, которые предоставляются непосредственно предприятиями ЦБП, лесопиления и деревообработки. Предприятия также запрашиваются о расходе древесного сырья на производство продукции, образовании отходов и их использовании. Благодаря этим данным складывается полная картина производства биоэнергоресурсов, составляется баланс деловой древесины в Архангельской области.

Предприятия малого и среднего бизнеса должны попадать в круг мониторинга лесопромышленной деятельности в муниципальных районах области, однако вопрос в том, насколько качественно осуществляется этот учёт.

В ряде сводок присутствуют сведения только по крупным предприятиям, где-то добавляются ещё и наиболее значимые ООО и индивидуальные предприниматели. Есть и такие районные администрации, которые относят субъекты малого предпринимательства к прочим, без расшифровки.

Один пример. За 9 месяцев текущего года на 6 предприятий Каргопольского района пришлось 94 тыс. кбм заготовки древесины, на группу прочих – 510,5 тыс. кбм. Совсем не представлен малый бизнес в сводках Виноградовского, Вилегодского, Коношского, Онежского, Устьянского, Холмогорского районов. Да и в остальных районах полнота информации вызывает сомнения.

Конечно, иметь полный реестр производителей в ЛПК с набором различных показателей было бы неплохо. Однако только в лесозаготовительной отрасли Архангельской области работает свыше 700 предприятий и 800 индивидуальных предпринимателей, обработкой древесины занимаются 551 предприятие и 657 индивидуальных предпринимателей.

Чтобы охватить мониторингом такой круг хозяйствующих субъектов, исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Архангельской области нужны полномочия и ресурсы органов государственной статистики. Понятно, что такой возможности нет.

Министерство проанализировало возможные формы оперативного мониторинга малого предпринимательства, необходимость знания тех или иных показателей, целесообразность периодичности учёта. Изучили опыт Вологодской области в создании «лесных паспортов» поселений, который предложено использовать Рослесхозом. И пришли к следующему выводу.

Конструкция системы учёта наших соседей слишком громоздка, содержит информацию, которую можно найти в других официальных источниках. К примеру, в лесные паспорта включены сведения о документах, на основании которых ведётся заготовка древесины, информация об используемой технике вплоть до даты её регистрации, данные о занимаемых земельных участках и объёмах потребляемых энергоресурсов, заработная плата, налоги, инвестиции. Словом, всё, что можно найти в практике государственного статистического учёта экономической деятельности. Причём ежемесячно!

Такое количество запрашиваемой органами власти информации скорее всего сказывается на её
достоверности. Тотальный надзор за деятельностью малого бизнеса противоречит государственной политике развития этого сектора экономики и вряд ли будет способствовать объективному раскрытию информации.

С учётом всех этих факторов в министерстве разработали и предложили иную форму учёта результатов деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в районах области. Приоритет – в развитии переработки древесины, поэтому будет вестись мониторинг хозяйствующих субъектов по этому виду деятельности.

В 2004, 2006 и 2012 годах нами уже осуществлялась паспортизация лесопильных производств. Работа проводилась с целью пресечения незаконной деятельности в сфере лесопользования. Сейчас принят федеральный закон № 415, и информацию о заготовленной древесине и сделках с ней можно почерпнуть в государственной информационной системе ЕГАИС.

Для нас сведения необходимы в первую очередь в целях оценки масштабов развития лесопереработки. Важно знать, где расположены предприятия, объёмы потребляемого сырья, виды и объёмы производимой продукции, сколько рабочих мест создано на производстве. Такую информацию достаточно отслеживать один раз в год, и полученных знаний вполне хватит для принятия управленческих решений на уровне областного министерства.

Несколько лет назад в рамках совместной с министерством ТЭК и ЖКХ работы по развитию биоэнергетики в Архангельской области был проведён анализ образования отходов деревообработки на территориях муниципальных образований. Полученные данные использованы при подготовке решений о размещении площадок временного хранения отходов в рамках ДЦП Архангельской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010–2020 годы».

Сегодня есть поручение губернатора Архангельской области об организации системы оборота древесного топлива на территории Архангельской области. Инвесторы, желающие участвовать в создании альтернативной энергетики, требуют сырьевых гарантий, а для этого нужно быть уверенными в том, что отходами они будут обеспечены.

Поэтому сведения необходимо актуализировать, дополнить форму реестра информацией об образовании древесных отходов каждым предприятием.

 

Что касается заявок лесозаготовителей

В рамках реализации своих полномочий министерство организует аукционы по продаже права аренды лесных участков для всех участников лесного рынка. Иных форм предоставления лесных ресурсов в аренду нет.

По инвестпроектам законодательство отдельное. Лесные участки предоставляются исключительно в соответствии с расчётами баланса сырья под установленные производственные мощности. Необоснованное выделение лесосеки инвестору недопустимо, и это требование министерством строго выполняется.

Возникает закономерный вопрос: почему под лесопереработку потребность в сырье нужно доказывать, а расчётную лесосеку для лесозаготовки малого бизнеса — нет? Сегодня по ходатайствам глав только двух муниципальных районов – Красноборского и Котласского, безо всяких расчётов запрашивается расчётная лесосека для малого бизнеса объёмом 315 тыс. кбм.

Понятно, что удовлетворить все заявки невозможно. Сырьевая база Архангельской области просто не позволяет удовлетворить все пожелания промышленников. В этой ситуации знание того, кто и сколько хочет взять леса в аренду, лишено какого-либо смысла. Поэтому формирование подробного реестра лесозаготовителей министерством признано нецелесообразным.

Записал
Сергей Кондратьев.

 



Дата публикации: 26 января 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(163)
Теги: Экономика, Лесное хозяйство



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий