80 лет для науки – юность!

Легко ли быть головным в отрасли?

В сентябре ВНИИЛМу исполняется 80 лет, а его директору Александру Мартынюку (на снимке) – 60. Как и положено компетентному руководителю, путь к директорскому креслу он начал снизу — с поступления в аспирантуру в 1981 году. И ни разу не изменил родному институту, хотя были и другие предложения.

- Александр Александрович, какой юбилей вызвал у вас больше волнений – свой или института?

- Конечно, института. Свой ушёл на второй план на фоне общих предпраздничных забот. Может, оно и к лучшему, ведь для человека каждая круглая дата после 30‑ти – это стресс. А вот для науки 80 лет – юность! Наука – одна из немногих сфер человеческой деятельности, где к профессиональным вершинам идут очень долго. Не один десяток лет должны копиться знания и опыт, так что в научной деятельности расцвет наступает после 50‑ти, если мы говорим о человеке.

Что касается такого научного центра, как наш институт, то он аккумулирует знания и опыт многих поколений учёных, и его возможности в этом плане безграничны. Накопленное периодически переходит в новое качество исследований. Мы надеемся, что это случится и в юбилейный год, поэтому будем отмечать его конференцией с хорошим заделом на будущее, тема – «Научно‑инновационные методы и технологии в лесном хозяйстве». Приедут друзья, коллеги со всех концов России, будем выступать с докладами, обязательно устроим дискуссию.

- Каковы, на ваш взгляд, самые важные достижения института?

- Все 80 лет своей истории ВНИИЛМ координировал работу филиалов и смежных институтов по всей стране, внёс весомый вклад в научно‑техническое развитие отрасли, в теорию лесоведения, лесоводства и практику отечественного лесного хозяйства. Скажите, как я могу из этого что‑то назвать важным, а что‑то – второстепенным? В каждом историческом периоде государство ставило институту задачи, приоритетные в масштабах всей страны.

Середина 30‑х годов прошлого века – индустриализация, увеличение заготовок леса, реализация больших объёмов древесины на экспорт. Институт решал вопросы лесоводства, защиты леса от вредителей и пожаров. В войну –
оборонная тематика: биологичес-кие методы маскировки военных объектов, использование пищевой лесной продукции. В конце войны и в первые послевоенные годы – разработка технологий восстановления уничтоженных и повреждённых военными действиями лесов. Далее – подъём народного хозяйства, участие в «Плане преобразования природы», изучение средообразующей, водоохранной и почвозащитной роли лесов, противоэрозионное лесоразведение.

В 50‑е годы у нас появляется новое направление – механизация лесного хозяйства. С 1955 по 2000 годы, совместно с ЦОКБлесхозмаш, институт создаёт и направляет в производство около 150 ма-
шин и орудий для создания лесных культур, сбора, обработки и хранения лесных семян, механизации работ в питомниках, облесения песков, овражно‑балочных и горных склонов, механизации рубок ухода. В 60‑е отдельной строкой в работе института выделяется экономика лесного хозяйства –
это был прорыв! Все исследования ставятся на экономические рельсы, изучается мотивация труда в лесном хозяйстве, возникают первые экономические оценки лесных ресурсов.

В 1968 году ВНИИЛМ официально был назначен головным НИИ в отрасли. На него возложили обязанности методического и организационного руководства в сфере изучения природы лесов и разработки основных положений ведения лесного хозяйства на всей территории СССР. В 1983 оценкой труда учёных стал орден Трудового Красного Знамени. В 1992 ВНИИЛМ, одним из первых в отрасли, получает Государственную премию уже Российской Федерации – за разработку технологии закрепления и облесения овражно‑балочных земель. Иначе говоря, за сохранение пахотных земель от эрозионных процессов.

А вот потом было очень трудное десятилетие, когда отчаяние сменялось надеждой, надежда –
снова отчаянием: мы адаптировались к рыночным условиям. Многие учёные тогда не выдержали,
ушли в другие сферы, но в целом коллектив удалось сохранить. И
вот в 2003 – снова успех: институт признан лучшей научно‑исследовательской организацией
Московской области. Думаю, впереди оценка заслуг и на федеральном уровне, ведь наши учёные являются одними из главных участников целевой Программы «Био‑2020» и биотехнологической платформы «Биотех‑2030» по разработке биологических методов защиты леса от насекомых-вредителей.

Ну, это краткий, даже, пожалуй, очень краткий экскурс в наше прошлое. А если подробно, то про каждое направление исследований, про каждый год из всех 80‑ти можно написать отдельную книгу, и, наверное, не одну.

- Государство сейчас не даёт задания учёным, как в советские годы, а ждёт предложений от них самих. Как ищете новые темы?

- Их подсказывают сама жизнь и природа. Например, химические методы защиты леса губят полезные виды насекомых, а в некоторых регионах пестициды вообще запрещены. Вот мы и разрабатываем биологические методы, сохраняющие биоразноообразие. Сейчас всё чаще берут в аренду участки леса для ведения современного охотничьего хозяйства. Наши сотрудники готовы сформулировать научное обоснование такой деятельности, чтобы и природе, и человеку было хорошо. С радостью отмечу, что снова возникла потребность в механизации лесного хозяйства и оснащении его отечественным парком машин. А раз так, то мы работаем над совершенствованием технологического направления.

Ещё одно важное и очень актуальное направление – рекультивация полигонов химических отходов и мест добычи нефти и газа. В связи с этим наши учёные разрабатывают методологию экстремального лесоразведения в зонах серьёзного антропогенного воздействия на природу. Кстати, один из таких экологических проектов в 2010 году был удостоен награды губернатора Московской области в номинации «Ресурсосбережение и внедрение природоохранных технологий».

- Что пожелаете коллегам по случаю праздника?

- Профессиональной востребованности. Уход и забота лесу будут нужны всегда.

Беседовала
Алла КОНСТАНТИНОВА.

 


Дата публикации: 20 октября 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(159)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий