Модернизировать «кукурузники»

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской направил письмо на имя председателя правительства Дмитрия Медведева. В нём глава ведомства обращает внимание на сложную ситуацию с авиапарком региональной авиации, который предназначен для охраны лесов от пожаров и нуждается в срочном обновлении.

По словам министра, традиционно используемый авиапарк самолётов Ан-2, в просторечии «кукурузников», значительно сократился в последние годы. Кроме этого, сократился выпуск авиационного топлива, предназначенного для Ан-2, что увеличивает себестоимость лётного часа самолёта.

Необходимость модернизации авиапарка Ан-2 связана с тем, что существующие авиапарки разных ведомств уже не способны полноценно справляться с угрозой пожаров, а большая часть самолётов не пригодна для эксплуатации. По прогнозам, лето 2014 года будет засушливым, и леса в отдельных областях страны уже начали гореть.

Для решения этой проблемы министр Донской предлагает обновить региональный авиапарк модернизацией Ан-2 до ТВС-2МС. При этом модернизация самолётов до моделей ТВС-2МС займёт гораздо меньше времени, чем производство новых. Немаловажно и то, что обновление старых машин будет стоить примерно в три раза дешевле, чем создание авиапарка из новых.

Этот самолёт, по сути, является ремоторизацией самолёта Ан-2, которая требует замены бензинового поршневого двигателя на новый турбовинтовой. По словам чиновника, это поможет сохранить в самолёте выгодные лётные характеристики Ан-2, а эксплуатацию самолёта удешевит в 4 раза. ТВС-2МС является разработкой Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина.

При этом Донской заметил, что эксплуатация иностранных самолётов не позволяет получить той эффективности, которую даёт старый Ан-2.

«Для авиационного патрулирования лесов привлекаются легкомоторные самолёты иностранного производства типа Cessna, EuroStar, Tecnam, Tundra, Sky Arrow, Aeroprakt и другие, — написал в своём обращении министр. — Однако указанные типы легкомоторных воздушных судов не могут обеспечить выполнение главного условия технологии авиалесоохранных работ по высадке парашютистов-пожарных в местах лесных пожаров для их оперативной ликвидации при обнаружении. Неоднократно предпринятые безуспешные попытки последних лет по созданию воздушного судна, которое могло бы заменить самолёт Ан-2, не привели к положительному результату».

Донской отметил, что необеспеченная потребность для авиалесоохранных работ составляет около 200 самолётов типа Ан-2, и именно поэтому предлагается ремоторизация Ан-2 до ТВС-2МС.

В обращении также приведена не радужная статистика. По данным Минприроды, в настоящее время в реестре гражданской авиации, ВВС Минобороны России и системе ДОСААФ находится 2100 самолётов Ан-2. Эксплуатируется из них лишь 470.

Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина Владимир Барсук, чьё предприятие и разработало способ модернизации Ан-2 в ТВС-2МС, считает, что такого рода обновление является единственным решением проблемы. Он пояснил, в чём будут состоять преимущества ТВС-2МС перед Ан-2.

- Модернизация — это приведение машины в порядок и установка нового двигателя, что получается в три раза дешевле нового самолёта. Новый стоит 3,5 млн. долларов, тогда как предложенный нами вариант обойдётся в 1,1 млн. Помимо двигателя мы меняем внешнюю обивку самолёта, которая прослужит до 15 лет, — рассказал он. — Но главное, что мы меняем авионику, ставим стеклянную кабину, делаем машину менее прихотливой в эксплуатации, менее энергозатратной. Этот самолёт при отказе генератора сможет лететь 2-3 часа, а обычный Ан-2 — 15 минут. Турбинный двигатель отапливает салон, появилась шумоизоляция, вибрации снизились.

Представитель Центра охраны дикой природы и эксперт по охране леса Михаил Корпачевский отметил, что совершенствование пожарной техники и авиапарка поможет не только сохранить леса, но и спасти жизнь пожарным.

- До этого года было две статистики по лесным пожарам: официальная (1,5-3 млн. га) и неофициальная, в 5-8 раз превышающая официальную. В последнем отчёте профильных ведомств цифры более приближены к реальным. Поэтому мы считаем правильным, что власти решили вплотную заняться борьбой с пожарами и их последствиями, — сказал он. — Эта работа часто носит героический характер, много людей погибли при тушении лесных пожаров, и, безусловно, совершенствовать техническое оснащение необходимо для того, чтобы и сами пожарные подвергались меньшему риску, а результат их работы был более эффективным.

Президент фонда «Партнёр гражданской авиации» и бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов рассказал, что за последние 20 лет крайне мало внимания уделялось модернизации Ан-2.

- Сейчас единственным экстренным выходом для нас может стать активная работа по совершенствованию тех параметров самолёта, которые были упущены. Важно решить проблему модернизации двигателя, создать менее пожароопасное покрытие. Эта разработка могла стать флагманом малой авиации, а теперь мы упустили много времени, — считает специалист. — И помимо пожаротушения, самолёт мог бы выполнять множество функций, как это и было в СССР. Его хорошими качествами десятилетиями считаются неприхотливость, мощность двигателя в 100 л. с., скорость 220 км/ч, приборооборудование, электрика, возможность садиться на грунт, снег и воду.

В своём обращении на имя главы правительства Донской также просит создать совместно с другими ведомствами действенную программу модернизации, а Минпромторгу поручить определить предприятие, ответственное за обновление парка Ан-2.

Самолёт Ан-2 был разработан Новосибирским ОКБ-153 во главе с главным конструктором Олегом Антоновым в 1947 году. Позже, в 1952 году, ОКБ-153 переехало в Киев и сейчас является самым известным украинским авиаконцерном «Антонов». За почти 70-летнюю историю знаменитые «кукурузники» занимались грузоперевозками, транспортировкой пассажиров, сельскохозяйственными работами, тушением пожаров, разведкой погоды и многим другим.


Дата публикации: 2 июня 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №09 (152)
Теги: Современные технологии




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий