МЧС и палы сухой травы: краткая историческая справка

В последние дни МЧС России резко усилило разъяснительную работу по поводу палов сухой травы: соответствующие материалы были размещены на официальных сайтах самого министерства и всех его территориальных органов, во многих СМИ появились статьи и интервью с работниками пожарной охраны, рассказывающие о вреде, причиняемом травяными палами, и о том, к какой ответственности могут быть привлечены поджигатели. 20 апреля 2014 года на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности министр МЧС В. А. Пучков попросил всех уделять проблеме палов сухой травы особое внимание.

 

Всё это хорошо и правильно, но нельзя забывать и о том, что в первую очередь именно из-за МЧС России проблема массовых весенних травяных палов годами не решалась ранее и ни в коей мере не была решена в 2014 году. Напомню некоторые важнейшие провалы или недоработки МЧС в области борьбы с массовыми палами сухой травы, стерни, соломы и тростника.

Приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 был утверждён «Порядок учёта пожаров и их последствий». Этим приказом случаи горения сухой травы (а так же пожнивных остатков, стерни, торфа на газонах и приусадебных участках, мусора, бесхозных зданий и транспортных средств и др.) были отнесены к так называемым «загораниям», не подлежащим официальному статистическому учёту. Этот приказ до сих пор действует и выполняется; из-за него в нашей стране отсутствует официальная статистическая информация о количестве и площадях травяных палов и причиняемом ими ущербе. Рассуждая о вреде от выжигания сухой травы, представители ответственных министерств и ведомств, в том числе самого МЧС, не могут подкрепить свои слова официальными данными о масштабах этого вреда. Более того — отсутствие официальной статистической информации ведет к формированию разнообразных мифов и ошибочных представлений о травяных палах (например, о том, что «контролируемые» палы безвредны, что победить горящую траву можно силами необученных добровольцев, что палы лишь изредка ведут к пожарам в деревнях и посёлках, и т. д.).

Таким образом, из-за приказа МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 «Об утверждении Порядка учёта пожаров и их последствий» проблема массовых травяных палов и их последствий в течение многих лет остаётся в нашей стране недооценённой и неизученной, органы государственной власти не располагают информацией о её реальных масштабах, и для её решения не принимается необходимых мер.

Прошлой весной, по итогам заседания президиума Государственного совета 11 апреля 2014 года, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ (Пр-1037, п. 1.ж, со сроком исполнения 1 сентября 2013 года) «установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты». Правительство определило ответственного исполнителя этого поручения — МЧС России. В установленный срок правительство и МЧС ничего сделать не смогли. Позже появилось два документа, связанные с этим поручением, но фактически его не исполняющие.

Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 соответствующие требования, но без распространения их на земли сельскохозяйственного назначения (наиболее проблемную с точки зрения травяных палов категорию земель) были внесены в Правила противопожарного режима. 23 января 2014 года статс-секретарь — заместитель министра МЧС В. С. Артамонов утвердил «Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности», не являющиеся нормативно-правовым актом и не имеющие обязательного статуса (вероятнее всего, из-за ошибки, допущенной при их подготовке и утверждении). Фактически обязательного порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населённые пункты, распространяющегося на земли всех категорий, до сих пор нет.

Начало пожароопасного сезона 2014 года, с многочисленными случаями перехода огня на лесные насаждения, торфяники и населённые пункты, показало, что проблема массового бесконтрольного или псевдо-контролируемого выжигания сухой травы остаётся не решённой.

Таким образом, из-за бездействия или некомпетентности руководства МЧС России президентское поручение об установлении порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населённые пункты, которое должно было быть выполнено не позднее 1 сентября 2013 года, остаётся невыполненным до сих пор, и уже явно не будет выполнено до конца сезона весенних травяных палов 2014 года.

22 мая 2011 года вступил в силу федеральный закон от 6 мая 2011 г.№ 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», создавший ряд очень серьёзных административно-бюрократических препятствий для развития пожарного добровольчества в Российской Федерации. Общественные организации и добровольцы, имевшие опыт борьбы с пожарами на природных территориях, предупреждали МЧС и лично нынешнего министра В. А. Пучкова (который тогда, в 2010-2011 гг., как раз отвечал за подготовку и принятие закона о ДПО) об этих препятствиях, но эти предупреждения были проигнорированы разработчиками. Ситуация усугубилась тем, что некоторые важнейшие нормативно-правовые акты под этот закон не подготовлены и не утверждены до сих пор — например, порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных. Остаются нерешёнными вопросы, связанные со страхованием добровольцев, с правовой и социальной защитой членов их семей, с закреплением районов выезда территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны, с подготовкой и техническим обеспечением добровольных пожарных, и очень многие другие. Фактически из-за отсутствия необходимой нормативной базы и нерешённости ряда ключевых вопросов добровольные пожарные не могут законным образом тушить пожары и выполнять другие опасные работы — а кроме них бороться с палами сухой травы в сельской местности часто просто некому.

Таким образом, из-за ошибок, допущенных МЧС России при подготовке проекта закона «О добровольной пожарной охране» и при обеспечении нормативной базы под этот закон, в России сейчас нет эффективной добровольной пожарной охраны, а на тушение палов сухой травы направляются неподготовленные люди, не обеспеченные необходимым оборудованием и средствами индивидуальной защиты — что и становится главной причиной получения ими тяжёлых травм или гибели.

Алексей Ярошенко.

 


Дата публикации: 19 мая 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №08 (151)
Теги: Пожары




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий