Непростые реформы лесного хозяйства

В предыдущем номере «Лесного региона» мы опубликовали первую часть беседы с руководителем департамента лесного комплекса Вологодской области Виктором Грачёвым , где речь шла о реформах лесного хозяйства.

 

 

Во второй части беседы Виктор Васильевич рассказал нашему корреспонденту
о том, как в Вологодской области исполняются полномочия по ведению лесного хозяйства и соблюдается лес­
ное законодательство.

Следует отметить, что с принятием нового Лесного кодекса в России впервые за всю историю управления лесами (а в этом году исполняется 210 лет лесному департаменту России) проводится крупномасштабная реформа, предусматривающая децентрализацию и передачу основных полномочий по управлению лесного хозяйства на региональный уровень.

Одна из главных проблем, которую решил Лесной кодекс, — восстановление функций работников лесного хозяйства по государственному лесному контролю и надзору. С этой целью утверждён перечень должностных лиц, имеющих право вести государственный лесной контроль и надзор на территории Вологодской области. С этого момента организована работа более 600 государст­венных лесных инспекторов, направленная в том числе и на пресечение лесонарушений, незаконного оборота древесины, на выполнение требований лесного законодательства. Прежняя система лесного госконтроля, когда лесхозы совмещали и управленческие, и хозяйственные функции, изжила себя.

Передача госконтроля Росприроднадзору также не оправдала себя, поскольку небольшое количество лесных инспекторов физически не имели возможности обеспечить надлежащий лесной госконтроль на территории области. Показательны результаты космического дистанционного мониторинга, проведённого в 2006 году по 16 лесхозам области на общей площади 3,7 млн. га. Так, в ходе этого мониторинга обнаружено 1288 лесонарушений, наиболее серьёзные из них — несоответствие мест рубок планам рубок, рубка на особо защитных участках леса, оставление недорубов, незаконные рубки леса.

Сумма ущерба по материалам мониторинга составила 45 млн. руб., лесхозам предъявлено всего 3 млн. руб., сумма предъявленных неустоек – 31 млн. руб., лесхозам предъявлено – 8,5 млн. руб.

Количество случаев незаконных порубок леса за 2006 год составило 686, объём нелегально заготовленной древесины — 22,4 тыс. кбм, привлечено к уголовной ответ­ственности 146 нарушителей лесного законодательства.

Не требует доказательства, что управление лесами федеральными структурами по своей природе неэффективно, и вполне закономерно, что Лесным кодексом эти полномочия переданы регионам.

В настоящее время главным государственным инспектором является начальник департамента лесного комплекса, его заместители и руководители структурных подразделений департамента – лесничеств — наделены полномочиями государственных лесных инспекторов. В департаменте лесного комплекса образовано управление государственного лесного контроля и надзора численностью 17 человек.

Работа по госконтролю и надзору за соблюдением лесного законодательства ведётся по утверждённому плану, нередко приходится проводить и внеплановые проверки. Как правило, проверки проводятся с привлечением сотрудников УВД, ГИБДД, органов местного самоуправления.

Только за 2007 год управлением лесного контроля и надзора, лесхозами проверено 2338 предприятий­лесопользователей, проверено 4740 лесосек, выявлено 1118 различных нарушений, привлечено к административной ответственности 303 юридических и физических лица, выдано 854 предписания на устранение выявленных нарушений. Областное предприятие «Авиационная база охраны лесов» эффективно работает на тушении лесных пожаров в пожароопасный сезон, а в зимний период авиалесоохрана совместно с УВД ведёт патрулирование лесов для обнаружения незаконных рубок. Как показала практика – это очень эффективный метод борьбы с воровством леса. Для борьбы с лесными браконьерами применяются и разработки учёных Вологодской лаборатории Северного НИИ лесного хозяйства, которые предложили метод, позволяющий по срезу дерева определить место его произрастания.

Мы хорошо понимаем, что без динамичного развития лесной отрасли сложно говорить и о развитии лесного хозяйства, укреплении законности на лесных делянках. В области разработана, принята и реализуется программа развития до 2012 года. И основная ставка сделана на реализацию инвестиционных проектов, нацеленных на глубокую переработку древесины. Перечень таких проектов утверждён и направлен в Министерство промышленности, общая сумма инвестиций по таким проектам более 70 млрд. рублей.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов с предоставлением в аренду крупных лесных участков способствует уменьшению хищений леса, поскольку арендаторы заинтересованы и принимают действенные меры для пресечения незаконных рубок в арендованных ими лесах. Комплекс мер по борьбе с незаконными рубками дал результат – количество лесонарушений за 2007 год снизилось на 9%. В то же время увеличился объём выявленной незаконной заготовки древесины. Это объясняется тем, что департаменту ЛК совместно с УБОП УВД Вологодской области удалось раскрыть две организованные преступные группировки, занимающиеся незаконными рубками леса в особо крупных размерах в Сокольском и Чагодещенском районах области.

Так, в Чагодещенском районе на границе с Ленинградской областью обнаружено 8000 кбм незаконно заготовленной древесины, которая похищена при попустительстве, а может, и в результате сговора с руководством лесхоза. В настоящее время организаторы преступлений арестованы, ведётся следствие, директор лесхоза снят
с должности.

Важным элементом деятельности департамента является борьба с лесными пожарами. Для предотвращения лесных пожаров в 2007 году проведено устройство противопожарных взрывов в минерализованных полосах на 1800 км, проведён ремонт 155 км лесных дорог, построено 20 км лесных дорог. В результате принятых мер, а также благодаря бережному отношению местного населения к лесам в 2007 году произошло только 72 небольших пожара на площади 65,6 га, ущерб от которых составил 2,3 млн. рублей, затраты на тушение пожаров – 500 тыс. руб. Крупных лесных пожаров в 2007 году в Вологодской области допущено не было.

По­прежнему острой проблемой остаётся борьба с транспортировкой незаконно заготовленной древесины. Вологодская область включена в перечень регионов, где будет отрабатываться современная система государственного учёта движения лесопродукции. Договоры куп­
липродажи лесных насаждений, объёмы заготовки древесины, товарно­транспортные накладные, прохождение древесины через специальные пункты учёта на дорогах, поступление древесины на переработку – всё это будет учитываться в региональном банке данных департамента.

Нет сомнения, что строгий контроль за движением древесины позволит до минимума сократить хищения леса. Считаю, что надо использовать любые законные методы для наведения порядка в лесу.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

АрхангельскВологда
Архангельск.

, где речь шла о реформах лесного хозяйства.

 

 

Во второй части беседы Виктор Васильевич рассказал нашему корреспонденту
о том, как в Вологодской области исполняются полномочия по ведению лесного хозяйства и соблюдается лес­
ное законодательство.

Следует отметить, что с принятием нового Лесного кодекса в России впервые за всю историю управления лесами (а в этом году исполняется 210 лет лесному департаменту России) проводится крупномасштабная реформа, предусматривающая децентрализацию и передачу основных полномочий по управлению лесного хозяйства на региональный уровень.

Одна из главных проблем, которую решил Лесной кодекс, — восстановление функций работников лесного хозяйства по государственному лесному контролю и надзору. С этой целью утверждён перечень должностных лиц, имеющих право вести государственный лесной контроль и надзор на территории Вологодской области. С этого момента организована работа более 600 государст­венных лесных инспекторов, направленная в том числе и на пресечение лесонарушений, незаконного оборота древесины, на выполнение требований лесного законодательства. Прежняя система лесного госконтроля, когда лесхозы совмещали и управленческие, и хозяйственные функции, изжила себя.

Передача госконтроля Росприроднадзору также не оправдала себя, поскольку небольшое количество лесных инспекторов физически не имели возможности обеспечить надлежащий лесной госконтроль на территории области. Показательны результаты космического дистанционного мониторинга, проведённого в 2006 году по 16 лесхозам области на общей площади 3,7 млн. га. Так, в ходе этого мониторинга обнаружено 1288 лесонарушений, наиболее серьёзные из них — несоответствие мест рубок планам рубок, рубка на особо защитных участках леса, оставление недорубов, незаконные рубки леса.

Сумма ущерба по материалам мониторинга составила 45 млн. руб., лесхозам предъявлено всего 3 млн. руб., сумма предъявленных неустоек – 31 млн. руб., лесхозам предъявлено – 8,5 млн. руб.

Количество случаев незаконных порубок леса за 2006 год составило 686, объём нелегально заготовленной древесины — 22,4 тыс. кбм, привлечено к уголовной ответ­ственности 146 нарушителей лесного законодательства.

Не требует доказательства, что управление лесами федеральными структурами по своей природе неэффективно, и вполне закономерно, что Лесным кодексом эти полномочия переданы регионам.

В настоящее время главным государственным инспектором является начальник департамента лесного комплекса, его заместители и руководители структурных подразделений департамента – лесничеств — наделены полномочиями государственных лесных инспекторов. В департаменте лесного комплекса образовано управление государственного лесного контроля и надзора численностью 17 человек.

Работа по госконтролю и надзору за соблюдением лесного законодательства ведётся по утверждённому плану, нередко приходится проводить и внеплановые проверки. Как правило, проверки проводятся с привлечением сотрудников УВД, ГИБДД, органов местного самоуправления.

Только за 2007 год управлением лесного контроля и надзора, лесхозами проверено 2338 предприятий­лесопользователей, проверено 4740 лесосек, выявлено 1118 различных нарушений, привлечено к административной ответственности 303 юридических и физических лица, выдано 854 предписания на устранение выявленных нарушений. Областное предприятие «Авиационная база охраны лесов» эффективно работает на тушении лесных пожаров в пожароопасный сезон, а в зимний период авиалесоохрана совместно с УВД ведёт патрулирование лесов для обнаружения незаконных рубок. Как показала практика – это очень эффективный метод борьбы с воровством леса. Для борьбы с лесными браконьерами применяются и разработки учёных Вологодской лаборатории Северного НИИ лесного хозяйства, которые предложили метод, позволяющий по срезу дерева определить место его произрастания.

Мы хорошо понимаем, что без динамичного развития лесной отрасли сложно говорить и о развитии лесного хозяйства, укреплении законности на лесных делянках. В области разработана, принята и реализуется программа развития до 2012 года. И основная ставка сделана на реализацию инвестиционных проектов, нацеленных на глубокую переработку древесины. Перечень таких проектов утверждён и направлен в Министерство промышленности, общая сумма инвестиций по таким проектам более 70 млрд. рублей.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов с предоставлением в аренду крупных лесных участков способствует уменьшению хищений леса, поскольку арендаторы заинтересованы и принимают действенные меры для пресечения незаконных рубок в арендованных ими лесах. Комплекс мер по борьбе с незаконными рубками дал результат – количество лесонарушений за 2007 год снизилось на 9%. В то же время увеличился объём выявленной незаконной заготовки древесины. Это объясняется тем, что департаменту ЛК совместно с УБОП УВД Вологодской области удалось раскрыть две организованные преступные группировки, занимающиеся незаконными рубками леса в особо крупных размерах в Сокольском и Чагодещенском районах области.

Так, в Чагодещенском районе на границе с Ленинградской областью обнаружено 8000 кбм незаконно заготовленной древесины, которая похищена при попустительстве, а может, и в результате сговора с руководством лесхоза. В настоящее время организаторы преступлений арестованы, ведётся следствие, директор лесхоза снят
с должности.

Важным элементом деятельности департамента является борьба с лесными пожарами. Для предотвращения лесных пожаров в 2007 году проведено устройство противопожарных взрывов в минерализованных полосах на 1800 км, проведён ремонт 155 км лесных дорог, построено 20 км лесных дорог. В результате принятых мер, а также благодаря бережному отношению местного населения к лесам в 2007 году произошло только 72 небольших пожара на площади 65,6 га, ущерб от которых составил 2,3 млн. рублей, затраты на тушение пожаров – 500 тыс. руб. Крупных лесных пожаров в 2007 году в Вологодской области допущено не было.

По­прежнему острой проблемой остаётся борьба с транспортировкой незаконно заготовленной древесины. Вологодская область включена в перечень регионов, где будет отрабатываться современная система государственного учёта движения лесопродукции. Договоры куп­
липродажи лесных насаждений, объёмы заготовки древесины, товарно­транспортные накладные, прохождение древесины через специальные пункты учёта на дорогах, поступление древесины на переработку – всё это будет учитываться в региональном банке данных департамента.

Нет сомнения, что строгий контроль за движением древесины позволит до минимума сократить хищения леса. Считаю, что надо использовать любые законные методы для наведения порядка в лесу.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

АрхангельскВологда
Архангельск.


Дата публикации: 26 мая 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий