Непростые реформы лесного хозяйства

В плотном рабочем графике руководителя департамента лесного комплекса Вологодской области Виктора Грачёва

довольно сложно найти время для беседы с приезжим корреспондентом. Тем не менее для корреспондента «Лесного региона» Виктор Васильевич сделал исключение и выкроил время. Нашу беседу Виктор Васильевич начал с того, как идут реформы лесного хозяйства в области.

 

 

 

- Для начала отмечу, что лесной потенциал Вологодской области довольно высок. Так, лесные площади составляют 12 млн. га, общий запас древесины на корню превышает 1,5 млрд. кбм, возможный годовой объём лесопользования – 25 млн. кбм, заготавливается в настоящее время 11 млн. кбм. Начальный период реформ 90-х годов привёл к снижению производственных объёмов в ЛПК региона.

Правительством области, департаментом лесного комплекса, лесопромышленниками были предприняты значительные усилия для преодоления системного кризиса отрасли, благодаря чему удалось сначала прекратить снижение, а затем и нарастить объёмы производства в лесной отрасли.

В результате принятых мер лесная промышленность области ещё в 2005 году превзошла дореформенный уровень производства продукции. Следует добавить, что по ряду показателей ЛПК Вологодской области занимает лидирующее положение в России: по производству плит — второе место, производ-ству фанеры и пиломатериалов – третье, производству деловой древесины – четвёртое.

Объёмы лесопромышленного производства за 2007 год выросли по сравнению с 2006 годом на 6% и составили в рублёвом эквиваленте 17,3 млрд. руб. Общие платежи лесной отрасли в бюджеты всех уровней – 3,9 млрд. руб., в том числе в областной и муниципальный бюджеты 2,3 млрд. руб. Однако доля лесной промышленности в областном объёме промышленного производства составляет всего 8,5%, тогда как потенциальные возможности значительно выше.

Поэтому реформам лесного хозяйства руководство области уделяет самое пристальное внимание. Без кардинальной реформы лесного хозяйства нельзя вести речи как о приумножении лесных богатств, так и о рациональном и эффективном их использовании.

Один небольшой, но характерный штрих – что же дали реформы? Всего два года действует новый Лесной кодекс. Прошлый год из-за неблагоприятных погодных условий был неудачным для лесозаготовителей, и тем не менее объёмы заготовки и вывозки леса за 2007 год выросли на 20%, а прибыль лесозаготовительной отрасли (которую принято считать низкорентабельной или даже убыточной) за 2007 год составила 1 млрд рублей. По итогам первого квартала 2008 года объёмы вывозки увеличились на 8,4%.

Все это убедительно говорит о том, что новое лесное законодательство не препятствует, а наоборот – способствует развитию отрасли, привлечению инвестиций в ЛПК.

Для своевременного выполнения требований Лесного кодекса регионом губернатор области В. В. Позгалёв 4 декабря 2006 года подписал распоряжение «О создании межведомст-венной рабочей группы по передаче системы лесного хозяйства под юрисдикцию Вологодской области», разработан план организационных мероприятий.

Только за декабрь 2006 года и первый квартал 2007 года разработаны и приняты более 30 законодательных и нормативных актов области, ведомственных приказов департамента лесного комплекса.

Принятые меры позволили выполнить первый, самый сложный этап реформ – быстро, без сбоев как в лесном хозяйстве, так и в лесной отрасли.

Очень важно, что для финансовой поддержки лесного хозяйства губернатором области выделено из областного бюджета 10 млн. рублей на техническое переоснащение лесхозов, 18 млн. руб. – на реализацию программы «Чистые леса», а также все сверхплановые поступления в областной бюджет от лесного дохода будут направляться на нужды лесного хозяйства. Лесным хозяйством области в 2007 году обеспечено поступление лесного дохода в сумме 773,4 млн. рублей (113% к уровню 2006 года), в том числе в областной бюджет 167, 5 млн. руб. (121,8% к уровню 2006 года).

Увеличились за прошлый год и доходы лесхозов, за счёт чего удалось увеличить зарплату работникам лесного хозяйства, приобретать технику и оборудование.

Хочу отметить, что реформы управления лесным хозяйством прошли без больших потрясений для работников лесхозов и сельских лесхозов.

Управленческие функции переданы районным отделам –
государственным лесничествам, которые являются структурными подразделениями департамента ЛК. Хозяйственные функции выполняют лесхозы и сельские лесхозы.

На сегодняшний день в области передано в аренду не более половины лесных площадей. На не переданных в аренду площадях ведение лесного хозяйства осуществляют лесхозы и сельские лесхозы, имеющие в том числе право предпринимательской деятельности (заготовка и переработка леса и пр.). Решено не форсировать события – дать возможность работать и лесхозам, и сельским лесхозам.

Одновременно планируется на базе сельских лесхозов и лесхозов создать крупную организацию, которая объединит эти структурные подразделения, и они будут заниматься ведением лесного хозяйства на территории области.

Следует учитывать, что теперь лесопользователи обязаны вести на арендованной территории лесное хозяйство (если договор приведён в соответствие с требованиями Лесного кодекса), но у большинства лесозаготовителей нет ни специалистов лесного хозяйства, ни специального оборудования, техники для ведения лесохозяйственных работ. В этом случае арендатору проще обратиться в лесхоз или сельский лесхоз, которые в состоянии качественно, с соблюдением всех требований провести лесовосстановительные работы на арендованной лесопользователем территории.

Главное, нам удалось в ходе реформ сохранить кадровый потенциал – специалистов лесного хозяйства высокой квалификации.

В составе департамента ЛК созданы районные отделы, государственные лесничества, в чью обязанность входят управленческие функции – обеспечение государственного управления охраной, защитой и воспроизводством лесных ресурсов, утверждены границы лесничеств в границах муниципальных районов.

Вологодским филиалом «Рос- лесинфорг» разработан Лесной план Вологодской области, который согласован с федеральным агентством лесного хозяйства, разработаны лесохозяйственные регламенты, идёт работа над проектами освоения лесов.

Кажется, сделано немало, но и впереди напряжённые планы – предстоит полностью укомплектовать государственные лесничества, сформировать областную структуру лесохозяйственных организаций, разработать и утвердить все лесохозяйственные регламенты, сформировать в каждом районе комиссии по проведению лесных аукционов.

Так что самоуспокаиваться рано, поскольку до завершения реформирования лесного хозяйства 01.01.2009 г. времени осталось немного.

Сергей Кондратьев.
Архангельск-Вологда-Архангельск.
Фото автора.


Дата публикации: 12 мая 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий