Лесная история

Изучая историю лесного хозяйства, мы обратили внимание на некоторые особенности лесоуправления и кадровой политики в лесном хозяйстве России до 1917 года, которые, как нам представляется, положительным образом влияли тогда на социально-экономическое развитие регионов и становление лесного сектора экономики и представляют интерес сегодня. Эти особенности, несомненно, определялись политикой государства в отношении лесных ресурсов страны и их эффективного использования на благо общества. Сейчас это входит в понятие государственной лесной политики.

Выработка правильной и чёткой государственной лесной политики оказалась делом непростым, как, кстати, и выбор национальной идеи. Обозначенные на сегодня контуры такой политики выглядят неконкретно, расплывчато, и не вызывают энтузиазма в сообществе лесоводов. Безусловно, окончательной выработке государственной лесной политики важно учитывать не только современные тенденции, но и исторический опыт успехов и ошибок.

В своём исследовании мы попытались проанализировать роль человеческого, личностного фактора в развитии лесопользования и в динамике лесного фонда. Человеческий фактор можно измерять качественными показателями состава органов лесоуправления и государственной лесной охраны. Для исследования использованы данные о персональном составе лесного корпуса в России на 1915 год, о динамике и ротации кадров лесной охраны в Архангельской губернии за 1850—1916 годы, фонды Российского музея леса, Архангельского музея леса и другие статистические и архивные материалы.

Следует заметить, что Архангельская губерния по своему экономическому развитию и географическому положению занимала промежуточную позицию между губерниями центральной России и сибирской части страны, и поэтому она хорошо подходит на роль модельного региона для суждения об общероссийских проблемах.

Какие особенности государственной лесной политики в период с 1850 по 1916 годы обращают на себя внимание в первую очередь?

Во-первых, развитие лесничеств как государственных органов управления лесами и увеличение численности лесной охраны! За 66 лет в Архангельской губернии количество лесничеств увеличилось с 15 до 55. Численность лесных специалистов (лесничий, помощник лесничего, лесной кондуктор или объездчик) возросло с 40 человек до примерно 200 человек, а общая численность лесной охраны, включая лесников – с 150 до 600. Средний прирост штатной численности стабильно составлял 20% в десятилетие. Средняя площадь лесничества сократилась с 2,6 до 0,6 млн. га, а средняя площадь обхода, приходящаяся на одного лесника, с 300 до 60 тыс. га, а в центральных уездах — до 20-30 тыс. га.

В ту эпоху губерния имела другую конфигурацию. В нее входили нынешняя Мурманскую область, части Карелии и Коми, но южные и западные территории входили в состав Вологодской и Олонецкой губерний. Если рассмотреть территорию в современных границах Архангельской области, то на ней насчитывалось 60 казённых лесничеств. Кроме того, в удельных (принадлежащих императорскому двору) лесах, занимающих около 2 млн. га, было 13 удельных имений, образованных по типу лесничеств. То есть общее число подразделений лесной службы было 73, а общая численность лесной охраны — примерно от 1 до 1,5 тыс. человек.

Другой особенностью лесоуправления было активизация работ по исследованию лесов с целью вовлечения их в коммерческий оборот развивающегося российского капитализма. Для этого одновременно с развитием лесничеств планомерно наращивались масштабы инвентаризации лесных ресурсов в рамках лесоустройства.

В средине XIX века корифеями отечественной лесной науки были разработаны методологические основы российского лесоустройства, сочетающие передовые европейские подходы, исторический опыт отечественных вальдмейстеров XVIII—XIX веков по изысканию корабельных лесов и собственные технологические находки, решающие извечную российскую проблему обширности и малонаселённости территорий.

Одной из таких находок было устройство постепенно сгущающейся квартальной сети просек, привязанной к элементам Генерального межевания территории страны. По этим просекам проводилось глазомерное описание лесов с одновременным картированием их. Государственные расходы на лесоустройство ежегодно увеличивались, и формировался персональный штат специального таксаторского корпуса. Благодаря этим усилиям к концу рассматриваемого периода примерно половина лесов в европейской части страны было приведено в известность, а лесная промышленность получила информационную базу для интенсивного развития.

Кроме лесоустройства территории государства на правительственном уровне решались вопросы профессионального образования и лесной науки. Подготовка руководящих специалистов велась в основном в трёх высших российских учебных заведениях: Императорском лесном институте, Петровской сельскохозяйственной и лесной академии и Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства. Работали лесничими также выпускники многих других институтов, в том числе престижных заграничных: Саксонской (Тарандской) и Эберсвальдской лесных академий.

Для подготовки специалистов среднего и низшего звена была создана сеть лесных училищ при особых школьных лесничествах. Первое такое заведение – Царскосельское практическое лесное училище, было открыто в 1803 году. К 1915 году их число выросло до 44. Руководил таким училищем, как правило, лесничий школьного лесничества. В его подчинении были два преподавателя – дипломированные лесоводы, в должности помощников, а так же остальные по типовому штату работники лесничества: лесные кондукторы, объездчики, лесники. Территория и объекты лесничества являлись производственной базой обучения. Воспитанники училища (10-15 человек) находились на полном государственном обеспечении и по окончании получали звание лесного кондуктора. Многие из них со временем становились лесничими. В Архангельской губернии 46% лесничих имели высшее образование, 26% были выпускниками подобных училищ, 28% имели общее среднее образование.

Лесная наука развивалась на кафедрах лесных институтов и в отдельных лесничествах, возглавляемых лесоводами-практиками, склонными к научной деятельности. Впоследствии на основе таких лесничеств сформировалась регулярная сеть опытных лесничеств с дополнительной материально-технической базой и штатом научных сотрудников. К 1915 году их было 12, расположенных в разных природных зонах. Все правительственные решения по лесам принимались на основе научных рекомендаций российских учёных.

Но приоритетом для правительства Российской империи в становлении лесного дела были люди, лесные профессионалы. Об этом говорит даже тот факт, что в структуре Лесного департамента первым и самым многочисленным было не экономическое или лесоустроительное отделение, а отделение по личному составу. При этом в эпицентре кадровой работы явственно выделялась фигура лесничего. В 1839 году по представлению министра государственных имуществ графа П. Д. Киселёва был учреждён специальный Корпус лесничих. С некоторыми структурными реформациями он существовал 78 лет. В состав Корпуса лесничих входили все российские лесничие, как состоящие в должности, так и запасные, преподаватели лесных учебных заведений, лесные таксаторы, руководители ведомства. Принадлежность к Корпусу придавала каждому лесничему особый авторитет и социальную защиту.



(Окончание в следующем номере)

 


Дата публикации: 17 марта 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №05 (148)
Теги: История




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий