10 САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ СПОСОБОВ ВОРОВСТВА ТОПЛИВА... ...и 10 способов их предотвращения от Omnicomm

 

Системы контроля расхода топлива и ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта от компании Omnicomm делают невозможным практически все существующие в мире махинации персонала с топливом, именно поэтому их так не любят водители. Да и не только они, ведь «повязаны» в нелегальном «бизнесе» могут быть и механики, и даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Разумеется, участникам махинаций внедрение систем спутникового контроля крайне нежелательно, и они начинают всячески ему препятствовать.

Контролем за работой транспорта в Omnicomm занимаются уже почти 15 лет. За это время специалисты компании досконально изучили механику преступного бизнеса, способы обмана и объёмы утечки средств. Аналитический центр компании проанализировал накопившуюся за годы работы информацию и представил следующие данные: для компаний-перевозчиков финансовые потери на топливе составляют 25%, а для предприятий, эксплуатирующих специальную и строительную технику, потери могут достигать 80%! Вы только представьте эти суммы!

Среди многочисленных приёмов топливных махинаций и иных нарушений в компании Omnicomm выделяют 10 наиболее распространённых способов и предлагают методы борьбы с ними при помощи систем спутникового мониторинга транспорта.

 

1. Слив топлива из бака

Одна из наиболее простых и незамысловатых махинаций: если норма расхода топлива завышена, у водителя появляются излишки топлива. Водитель берёт свободную ёмкость (как правило, это канистра 20 или 50 литров) и через шланг сливает топливо. Затем топливо продаётся по цене ниже рыночной, либо используется для заправки собственного автотранспорта. Ярким подтверждением таких махинаций является тот факт, что у водителей строительных и прочих автопредприятий довольно много легковых автомобилей с дизельным двигателем.

Решение от Omnicomm: cистема выдаёт отчёт обо всех сливах из бака с указанием объёма, даты, времени начала и окончания слива. Водителю придётся объяснить — с какой целью в этот период времени был произведён слив топлива.

 

2. Покупка «левых» чеков

Если водителю выдаются подотчётные денежные средства на покупку топлива, он может приобрести на трассе в специализированных местах нелегальные, или так называемые «левые» чеки, отчитываясь перед бухгалтерией предприятия за якобы фактическую заправку топливом, которой на деле не было. Водитель постоянно жалуется на то, что он не вписывается в принятую норму расхода топлива, ссылаясь на перегруз, встречный ветер, плохие дороги, пробки, плохое техническое состояние автомобиля и прочее.

Решение от Omnicomm: cистема выдаёт отчёт обо всех заправках в бак с указанием объёма, даты, времени начала и окончания заправки. Таким образом, несуществующих заправок в отчёте отражено не будет, и водителю придётся объяснять, откуда он взял этот «левый» чек.

 

3. «Левые» рейсы

Водитель, успевая по графику выполнить, например, три плановых рейса быстрее, может выполнить четвёртый «на сторону». К примеру, вывезти четвёртую машину песка не на отсыпку дороги, а на дачный участок за «наличку».

Решение от Omnicomm: через программное обеспечение системы Omnicomm можно полностью контролировать перемещения машины на карте в режиме онлайн.

 

4. Подкручивание одометра

Водитель подкручивает показания одометра или счётчика моточасов. Существуют специальные устройства, которые подключаются к этим приборам, и с их помощью производится накрутка до необходимых показаний приборов. Иногда счётчик моточасов или спидометр целенаправленно выводят из строя, списывая по путевому листу якобы пройденный километраж или отработанные моточасы. Накрутка происходит, как правило, в вечернее время (после работы, в гараже). Водитель на подкрученный километраж либо сливает топливо (как правило, по завышенной норме), либо покупает «левые» чеки. Предприятие косвенно теряет огромные денежные средства на «упущенной экономической выгоде» (один час работы техники стоит гораздо дороже слитых 50 литров топлива) и прохождении автомобилем очередного планового ТО, до которого ещё надо было ездить порой несколько тысяч километров.

Решение от Omnicomm: система показывает фактический пробег (километраж, моточасы). В случае «накрутки» система выдаёт скачки скорости до 250 км/ч и более, которые легко распознаются как умышленная «накрутка». Система позволяет также увидеть пройденный машиной маршрут на карте, выявив любые отклонения от заданного пути.

 

5. Продажа топливных талонов

Водители многих предприятий до сих пор получают так называемые талоны на топливо, предъявив которые на АЗС, заправляются. Эти талоны также легко продать по заниженному курсу, отчитавшись за якобы произведённую заправку.

Решение от Omnicomm: количество заправок в отчёте сверяется с количеством топлива по выданным талонам. Если возникает разница, водителю показывают детализированный список заправок по датам и времени, и он вынужден объяснить, где недостающая заправка (неиспользованный талон).

 

6. Сговор с оператором АЗС

В последнее время всё больше предприятий стали использовать электронные топливные карты, избавившись от выдачи наличных подотчётных денег. Это качественно новая ступень в расчётах за топливо. В конце отчётного периода, например, один раз в месяц, топливная компания, картами которой пользуется предприятие, высылает по электронной почте весь список заправок детально по номерам карт; таким образом можно сверить чеки, представленные водителями с этим отчётом – все они должны полностью совпадать – «левых» чеков приобрести уже нельзя. Но и здесь есть свои слабые места.

Так, водитель может вступить в сговор с оператором АЗС о заправке в бак, к примеру, 100 литров топлива, а выдаче официального чека на 200 литров. Деньги с топливной карты списываются за 200 литров, 100 литров попадает в бак, а за якобы заправленную вторую сотню водитель получает наличные по принятому на АЗС курсу, примерно на 40-45% ниже «цены столба» (розничной отпускной цены АЗС).

От таких махинаций особенно существенно страдают международные перевозчики: водитель за свои деньги заправляет перед границей автомобиль по максимуму, а затем, где-нибудь в Польше, просто обналичивает деньги с топливной карты, где цена за топливо вдвое или втрое выше российских розничных цен.

Также водитель может заправить по своей карте чужую машину за наличные, либо залить одну-другую канистру мимо бака, реализовав топливо впоследствии.

Решение от Omnicomm: система выдаёт количество фактически произведённых в бак заправок с указанием даты и времени заправки. Несуществующие заправки или недозаправки сразу будут выявлены.

 

7. Заправка более дешёвым топливом

Существуют так называемые пункты «сдачи-приёмки» дизельного топлива. Водители о них хорошо знают. Как правило, это припаркованный на обочине старый бензовоз или невзрачная на вид стационарная ёмкость. Водители, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут или не хотят продавать топливо на сторону, сдают его сюда. А другие водители, которые могут купить левый чек для отчёта, ещё стараются сэкономить и на покупке самого топлива. Качество топлива на таких псевдо-АЗС оставляет желать лучшего. Такие заправки приводят к простоям техники, связанным с ремонтом узлов и деталей дорогостоящей топливной аппаратуры, таких как ТНВД и др.

Решение от Omnicomm: система показывает дату, время и место фактической заправки топлива в бак. Организовать совпадение времени/места в нелегальном чеке со временем/местом фактической заправки невозможно технически.

8. Сговор с топливо-заправщиком на стройплощадках

Махинация, похожая на сговор с оператором АЗС. Только в данном случае речь идёт о недоливе топлива в бак автомобиля из бензовоза. Как правило, это происходит на закрытых объектах: карьер, стройплощадка. На таких объектах водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны для заправки топливом – есть бензовоз и топливная ведомость, в которой расписываются водитель и топливозаправщик. Такие сговоры имеют постоянный характер, объёмы недоливов здесь довольно велики. Примерно один полный бензовоз в неделю продаётся «налево», а деньги распределяются между водителями и заправщиком (это данные с различных объектов на территории России и за рубежом – как ни странно, они примерно совпадают – один бензовоз в неделю).

Решение от Omnicomm: система представляет список заправок с указанием даты и времени, таким образом, данные сверяются с топливной ведомостью и выявляются фактические расхождения. В компании разработана специальная система для контроля работы топливозаправщика — Omnicomm FTC.

 

9. Фиктивная работа

На спецтехнике оператор заводит двигатель и всю смену работает на холостом ходу. Водитель списывает топливо по якобы отработанным моточасам по принятой норме. В итоге работа не выполнена, топливо списано. Предприятие теряет деньги, потраченные на закупку топлива, а также несёт потери из-за упущенной выгоды от невыполненной работы.

Решение от Omnicomm: Система мониторинга показывает фактическое потребление топлива двигателем. Разницу между реальной и фиктивной работой видно по отчётам системы.

 

10. Слив «обратки»

В работе двигателей есть понятие «обратка». Это неотработанное топливо, которое возвращается из двигателя в бак. Некоторые водители врезают в топливную магистраль тройники или просто сливают в канистры «обратку».

Решение от Omnicomm:система фиксирует расход топлива на час работы двигателя, при этом разница в расходе топлива на моточас при нормальной работе и при сливе «обратки» становится очевидной.

Монтаж и обслуживание системы контроля производится во всех регионах России. Контакты аккредитованных партнёров узнавайте в центральном офисе компании Omnicomm.

www.omnicomm.ru

Авторизованный дилер «Омникомм» на территории Архангельской области компания «СМАРТ ГЛОНАСС».

Тел. +7 921 675 38 75.


 

 


 


Дата публикации: 17 февраля 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №03 (146)
Теги: Криминал




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий