100 лет архангельскому лесоустройству

По поводу провозглашённого в заголовке статьи столетия архангельского лесоустройства некоторые читатели могут выразить недоумение: «Позвольте, мы помним 50-летие Архангельской лесоустроительной экспедиции, отмеченное в 2000 году! Откуда взялось 100 лет?».
Все правильно! Архангельская лесоустроительная экспедиция как юридическое лицо образована в 1950 году. Но её деятельностью не исчерпывается история лесоустройства архангельского региона. Эта тема гораздо глубже и насыщенней. Об этом повествуется в книге «История архангельского лесоустройства», изданной в 2011 году авторским коллективом (включая и вашего покорного слугу) под общей редакцией О. А. Неволина. В ней есть много исторических моментов, начиная с петровских времён. А в Архангельском музее леса обнаружилась и столетняя веха!
В этом музее леса есть уникальное издание 1915 года «Список лиц, служащих по Лесному департаменту и лесному ведомству», сохранённое в семье потомственных лесоводов Войчалей. Из этой толстенной и ветхой от времени книжище прослеживается вся структура лесного хозяйства тогдашней России, в том числе  института отечественного лесоустройства с его региональными подразделениями. Что же оно собой представляло в те далёкие времена?
В отношении лесоустройства все 79 губерний России были поделены на 26 районов. В каждом районе, в центральном губернском городе, при местном Управлении земледелия и Государственных имуществ было организовано лесоустроительное подразделение под руководством ревизора лесоустройства. Центральный лесоустроительный орган был представлен «делопроизводством по лесоустройству» на правах отделения Лесного департамента Министерства земледелия и Государственных имуществ. Возглавлял его Иларион Степанович Дубинкин, ревизор лесоустройства, статский советник, член специального комитета профессора М. М. Орлова, кавалер многих царских орденов. В его непосредственном подчинении имелось 19 сотрудников центрального лесоустроительного аппарата.
Надо заметить, что в ту пору все чины лесоустройства не состояли в должностях по месту работы в губерниях, а были «прописаны» непосредственно при Лесном департаменте, в составе Корпуса лесничих, и числились «откомандированными на лесоустройство». Прописке сопутствовало присвоение им скорее не должностей, а пожизненных лесоустроительных званий, которых было пять: ревизор лесоустройства, старший таксатор I разряда, старший таксатор II разряда (они обычно заведовали таксаторскими партиями), младшие таксаторы I и II разряда. Помимо них на местах по вольному найму принимались топографы, межевщики, другие вспомогательные работники и, естественно, сезонные рабочие.
Подобный порядок службы распространялся и на лесничих. Все они числились по Лесному департаменту. Поэтому в центральном Лесном департаменте самое первостепенное и многочисленное отделение было инспекторское, ведавшее делами о личном составе чинов лесного ведомства, об их пенсиях, наградах и прочих кадровых делах. Специалист, не причисленный к Корпусу лесничих и не протестированный в столице, мог лишь временно заведовать лесничеством.
В составе Корпуса лесничих отряд лесоустроителей был на особом, может быть, даже привилегированном положении. Некоторые из них откомандировывались по особым случаям или на особые специальные задания с сохранением звания «ревизор лесоустройства» или «таксатор». В упомянутом «Списке…» нам встретились такие случаи. Например, наверное, старейший лесоустроитель, выпускник школы межевых топографов 1869 года, старший таксатор Баран Валериан Самуилович по старости лет откомандирован в Лисинскую лесную школу на преподавательскую работу. Старший таксатор Троицкий Натан Моисеевич откомандирован на работы по устройству государственных поселян в Вологодской губернии; старший таксатор Киблер Фердинанд Фердинандович откомандирован по просьбе Удельного ведомства заведовать лесотехническим заводом в г. Вельск; таксатор Алексеев Пётр Александрович со специализированной таксаторской партией направлен исследовать северные леса по решению 12-го Всероссийского съезда лесоводов.
В отношении архангельского лесоустройства в упомянутом издании 1915 года мы обнаруживаем следующее. В Архангельской губернии, ввиду её многолесности, разместилось два лесоустроительных района: 10-й и 11-й. Соответственно было выделено две должности ревизора лесоустройства, которые занимали Александр Александрович Битрих и Николай Александрович Строгальщиков. Как нам показалось, остальные специалисты не распределялись по районам, а работали одной командой под руководством двух «командиров».
О первом из них интересно и подробно написал Леонард Фёдорович Ипатов в очерке «По следам загадочного Битриха», помещённом в 2-м выпуске сборника «Лесные знатели» 2004 года. По его словам, Александр Александрович Битрих родился в Москве в 1871 году. Получил два высших образования: в Тарандской лесной академии в Германии (1894) и в Императорском лесном институте в Санкт-Петербурге (1904). Начал трудовую деятельность младшим таксатором под руководством профессора М. К. Турского. Был на практике у самого К. Ф. Тюрмера, сам преподавал в лесной школе в Полоцке. С 1907 года по 1912-й работал в вологодском лесоустройстве, а с 1912 года по 1918-й – ревизором лесоустройства в Архангельске. Потом Бит-рих руководил лесоустройством в Петроградской губернии, был на преподавательской работе в должности профессора в Тимирязевской академии и Иваново-Вознесенском политехническом институте. Далее следы Битриха обнаружились на Дальнем Востоке, где он некоторое время в конце двадцатых годов также руководил лесоустроительным подразделением, вёл научные исследования, публиковал статьи.
Второй руководитель того давнего архангельского лесоустройства Николай Александрович Строгальщиков был потомственным северным лесоводом. Его отец, Александр Александрович, упоминается в Памятной книжке Архангельской губернии 1903 года в качестве помощника лесничего, лесного кондуктора Сорокского лесничества в Карелии, а в 1916 году – временно исполняющего обязанности лесничего Вокнаволоцкого лесничества на границе с Финляндией. Сам Николай Александрович в это же время (1904 г.) заканчивает Императорский лесной институт. В 1910 году он упоминается как лесничий Емецкого лесничества, младший лесной ревизор в чине коллежского секретаря, а в 1914-м и 1916-м – ревизор лесоустройства 10-го района. В 1924 году новой губернской властью ему поручено продолжить руководство лесоустроительными работами. В лесоустроительных материалах того периода часто встречается его подпись.
Оба наших лесоустроительных начальника на 1915 год имели чин коллежского советника (соответствует военному званию полковника) и одинаковые награды: Анны 3-й степени, Станислава 2-й и 3-й степени. Кроме них при Архангельском управлении земледелия и госимущества состояло ещё восемь лесных ревизоров, которые руководили работой лесничеств. Все они вместе на равноправных началах составляли своего рода коллегию лесного хозяйства губернии.
Окончание в газете "Лесной регион" №2 http://lesregion.ru/main/1757-100-let-arhangelskomu-lesoustroystvu.html
Дмитрий Трубин.


Дата публикации: 20 января 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(144)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий