Лес требует учёта

Если бы редакция имела право законодательной инициативы, то предложила бы внести в областной закон «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области» (далее в тексте Закон) некоторые изменения. Например, разделить лесозаготовителей области на три категории: «белые», «серые» и «чёрные». В зависимости от цвета и контролировать предприятия. 
К «белым» отнести предприятия, которые за несколько лет доказали, что работают легально, не замечены в нарушении закона, сами наладили жёсткую систему контроля за движением древесины от делянки до производства готовой продукции. Такие предприятия не нуждаются в особом контроле.
«Серые» предприятия работают легально, однако периодически нарушают лесное и налоговое  законодательство. Таким предприятиям периодически необходим  контроль со стороны властей.
Что касается «чёрных лесорубов», то контроль за такими предприятиями должен быть постоянный, тотальный, ежедневный и еженощный.
Пока же всех лесорубов под одну гребёнку. Насколько это верно — вопрос для специалистов.
И ещё одна деталь. При проверке лесовоза водитель обязан предъявить документы, подтверждающие, что перевозимая древесина заготовлена легально. Однако при нынешней развитой полиграфической базе изготовить любой документ, с любыми печатями никаких проблем нет. Поэтому пришло время сделать следующий шаг, а именно создать электронную базу всех предприятий, с тем чтобы была возможность проверить достоверность предъявляемых документов. 
Древесину перевозят не только автотранспортом, но и водным, и ж.-д. транспортом. Каким образом установить, вся ли древесина, уложенная в плот, заготовлена легально? Нередко в плот древесину везут несколько предприятий.  Определить объём древесины в плоту непросто, и времени на это потребуется немало. И где контролировать плоты — на плотбище,  на лесостоянке покупателя древесины? Аналогичная ситуация и с перевозками леса в баржах. Погрузка леса идёт в различных, порой труднодоступных точках области, и как все эти точки контролировать?  
Так что контролировать все пути поставки леса без единой электронной базы невозможно, и как организовать такой контроль — не ясно.  
Редакция опросила ряд лесных предпринимателей и задала весьма провокационный вопрос: а может, Закон не очень и нужен? Однако все предприниматели в один голос заявили, что Закон необходим, поскольку без него крайне сложно бороться с «чёрными лесорубами», которые вытесняют добросовестных предпринимателей с рынка, торгуют лесоматериалами по демпинговым ценам, не платят налоги, не платят за лес. И этот Закон требует доработки.
Легальный лесной бизнес Архангельской области готов декларировать заготовленную, принятую, отгруженную и переработанную древесину. Однако борьба с «чёрными лесорубами» не должна сводиться к увеличению бюрократических процедур. 
Такая точка зрения прозвучала в ходе расширенного заседания комитета областного Собрания депутатов по природопользованию и лесопромышленному комплексу, на котором обсуждалась возможность доработки законопроекта «О внесении дополнений и изменений в областной закон «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области».
В заседании участвовали депутаты областного Собрания, представители министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, бизнес-сообщества, СМИ.
Напомним, что данный закон был принят в 2009 году в том числе и по инициативе представителей лесопромышленного комплекса нашего региона. Он был направлен на создание системы учёта и контроля в сфере оборота древесины. Во многом благодаря этому законодательному акту большинство малых лесопильных производства Поморья, работающих нелегально,
либо прекратили свою деятельность, либо легализовались. В некоторых ранее проблемных муниципальных районах Архангельской области значительно сократилось количество незаконных рубок лесных насаждений. На всей территории региона сократилось количество случаев, когда по дорогам общего пользования на автотранспортных средствах перевозилась древесина без правоустанавливающих документов. 
В июне этого года областным Собранием депутатов пятого созыва в первом чтении был принят ряд дополнений и изменений в действующий Закон, направленных на совершенствование сис-темы учёта и контроля оборота древесины. В частности предусматривается предоставление всеми участниками оборота древесины, в том числе субъектами среднего и малого предпринимательства, декларации установленной формы о принятой, переработанной и отгруженной древесине. Эти сведения, как предлагается, будут составлять основу автоматизированной информационной системы оборота древесины Архангельской области и позволят правоохранительным и контролирующим органам оказывать реальное и существенное противодействие поступ-лению на внутренний и внешний рынок древесины неизвестного происхождения и её обороту.
Однако предлагаемые новации вызвали ряд критических замечаний со стороны бизнес-сообщест-ва. Поэтому накануне второго чтения законопроекта профильный комитет областного Собрания предложил всем заинтересованным сторонам обсудить возможные поправки к документу.
«Если региональное правительство считает, что настало время декларировать заготовленные объёмы, то бизнес к этому готов. Вопрос – как это сделать, – сказал заместитель председателя комитета Анатолий Трусов. – Сейчас предлагается ежемесячное заполнение декларации. Но сама форма декларации, на взгляд нашего комитета, всё же не доработана. Поэтому и собрали «круглый стол», чтобы обсудить с бизнесом, как реализовать закон, чтобы и профильному министерству была понятна получаемая информация, и бизнес понимал, что и как, в какие сроки представлять, как правильно заполнять документы».
Как выяснилось в ходе обсуждения, лесопромышленники Поморья поддерживают борьбу с теневым оборотом лесных ресурсов, но при этом их смущает возможная бюрократизация процедуры декларирования, увеличение количества необходимых формальностей. Звучали предложения о ведении отчётности в электронной форме, об изменении самой формы декларации, о необходимости тестирования создаваемого банка данных. Было также предложено отложить срок вступления в силу рассматриваемого законопроекта, чтобы дать бизнесу время на подготовку к работе в новых условиях.
«Все прозвучавшие предложения заслуживают самого пристального внимания, – подвёл итоги обсуждения председатель комитета депутат Александр Дятлов. – Для нас важно, чтобы, с одной стороны, закон не был формальностью, чтобы он был удобен в правоприменительной практике, а с другой – помог отрасли выйти из кризиса. Думаю, мы ещё раз соберёмся, чтобы облечь идеи уже в форму конкретных поправок к законопроекту, который может быть рассмотрен на ноябрьской сессии областного Собрания».
 
 

 Ярослав Амосов

Дата публикации: 4 ноября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(141)
Теги: Социальная сфера




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий