Рослесхозу не оставили денег «на всякий пожарный»

Рослесхоз выступил с резкой критикой правительственной реформы системы финансирования лесной охраны. С 2014 года регионы получат право тратить бюджетные деньги на охрану и воспроизводство лесов по своему усмотрению, не отчитываясь перед профильным ведомством. Чиновники уверены, что местные власти теперь будут финансировать лесоохрану по остаточному принципу. С ними солидарны экологи, которые прогнозируют, что из-за реформы в регионах просто некому будет тушить пожары.
Недовольство Рослесхоза вызвало распоряжение правительства от 17 августа, которое наделяет региональные власти правом по своему усмотрению распределять выделяемые из федерального бюджета деньги на охрану и воспроизводство леса. Если раньше средства на эти цели выделялись в регионы в рамках отдельной субвенции, то с 2014 года будут передаваться в составе так называемой общей субвенции: помимо затрат на лесоохрану она включает в себя расходы на здравоохранение и образование, на сохранение памятников архитектуры, а также на охрану и сохранение охотничьих и водных ресурсов. На такой форме распределения средств настаивал вице-премьер Дмитрий Козак. 
Новые правила начнут действовать с 2014 года, тогда же распределителем средств на охрану и защиту леса станет Минрегион вместо Минприроды. Подведомственный Минприроды Рослесхоз, таким образом, потеряет возможность контролировать распределение денег и формировать резервы на случай чрезвычайных ситуаций. 
Одновременно региональные власти больше не будут отчитываться перед Рослесхозом, как и на что потратили деньги. Тема несовершенства российской лесоохраны и нехватки её финансирования стала особенно актуальна летом 2010 года. Тогда из-за аномальной жары от лесных пожаров пострадали практически все субъекты Центрального федерального округа и Сибири. 
После критики властей, которые долгое время не могли справиться с пожарами, было решено увеличить финансирование лесоохраны. Как отметили в Рослесхозе, всего в 2012 году на охрану, защиту и воспроизводство леса государство выделяло около 21 млрд.
руб., примерно столько же было выделено в 2013 году. Непосредственно на охрану лесов от пожаров в 2012 году государство потратило 10,7 млрд. руб.: 4,9 млрд. руб. — федеральные субвенции на лесное хозяйство, 3,5 млрд. руб. — средства на закупку новой противопожарной техники; остальные деньги на лесоохрану были предоставлены регионами в рамках соглашения с Рослесхозом, которое обязывало местные власти софинансировать затраты на лесное хозяйство.
«Теперь трудно представить, что заставит субъекты тратить дополнительные средства на лесные пожары и уход за лесом. Все деньги и так будут у них в бюджете,— заявили в Рослесхозе.— Контролировать, как они тратятся на наши цели, и формировать резервные фонды на случай чрезвычайных ситуаций мы теперь не сможем». 
В ведомстве прогнозируют, что изменение системы финансирования лесоохраны может привести к «катастрофическим результатам». Проблемы в первую очередь могут возникнуть в депрессивных регионах.
Исключением будут регионы-доноры, которые на лесоохрану тратят больше, чем предоставляет федеральный центр. Так, в 2012 году правительство Ханты-Мансийского автономного округа выделило на лесоохрану 800 млн. руб., тогда как из федерального бюджета получило 200 млн. руб. 
«Средства из федерального центра приходят в регионы в начале года — в это время проблем с пожарами нет, зато есть необходимость тратить деньги на ту же медицину и образование. К лету денег на лес может просто не остаться»,— поясняют в Рослесхозе. 
23 августа ведомство направило в Минрегион запрос о предоставлении критериев оценки эффективности бюджетных средств регионами и сроков, в течение которых те должны отчитаться, но ответа пока не получило. В Минрегионе  пояснили, что «нормативно-правовая база только готовится».
С позицией Рослесхоза солидарны экологи. «Местные чиновники будут тратить деньги на то, что даёт быстрый результат,— заявил директор лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. — Эффективность траты денег на лес становится понятна далеко не сразу, поэтому и смысла напрягаться у чиновников не будет». По его словам, не понятно, как в связи с реформой системы распределения средств на тушение лесов будут финансироваться авиалесоохрана и подразделения парашютистов-десантников, кото-рые перебрасываются в самые горячие регионы для борьбы с лесными пожарами. Он убеждён, что изменения могут привести к катастрофе, сопоставимой по масштабам с той, что случилась в 2010 году. 


Вячеслав КОЗЛОВ.

Дата публикации: 1 сентября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(137)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий