Лесное машиностроение: вчера, сегодня. А завтра?

Во второй половине XX века в нашей стране была создана мощная материальная база лесного машиностроения, включавшая в себя заводы, научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения, которые обеспечивали выпуск всех необходимых лесозаготовителям систем машин, базировавшихся на гусеничных и колёсных движителях.
Выпускались известные всем трелёвочные тракторы ТДТ-55, ТТ-4, К-703, многооперационные машины: валочно-пакетирующие и валочно-трелёвочные, сучкорез-ные машины, бесчокерные трелёвочные и т. д. В тот период ЦНИИМЭ даже приступил к разработке робототехнологических комплексов.
Машины заменяли тяжёлый ручной труд на лесозаготовках. Во многих леспромхозах механизация трудоёмких работ достигала 100%.
В период экономических реформ лесное машиностроение вместе с отраслевой наукой практически было разрушено, за исключением отдельных предприятий, которые возглавляют способные и талантливые организаторы: Сергиенков Сергей Николаевич (компания «Велмашсервис»), Кузнецов Владимир Иванович («Лестехком»).
С болью в сердце можно говорить о том, что флагман лесной науки — ЦНИИМЭ, а это мощное научно-производственное объединение, лаборатории, ЭВМ, экспериментальные заводы, опытные леспромхозы — сократился до небольшой группы специалистов и учёных из 30 человек во главе с патриотом лесного машиностроения Николаем Сергеевичем Еремеевым. На сегодняшний день из научных учреждений пока ещё функционирует Государственный научный центр лесопромышленного комплекса.
Сейчас в лес поступает техника импортного производства, и во многих случаях — после реставрации, бывшая в употреблении. Только крупные компании, такие как группа «Илим», могут приобретать современные, соответствующие мировым стандартам машины.
Россия — великая лесная держава (у нас почти четверть мировых запасов леса), и для всех очевидно, что она не может эффективно развивать лесной сектор экономики без собственной материальной базы лесного машиностроения.
Каковы же пути вывода отрасли из кризиса?
Во-первых, необходимо про-анализировать причины разрушения отечественного лесного машиностроения.
Во-вторых, определить меры, обеспечивающие возрождение отраслевой науки и развития лесного машиностроения.
Одной из главных причин невостребованности продукции отечественного машиностроения являются массовые процессы разукрупнения лесопромышленных крупных предприятий — леспромхозов, объединений при проведении экономических реформ и появление многочисленных мелких лесозаготовителей: различных ООО, ЧП и т. д. Усугубило ситуацию разушение сельхозорганизаций. Люди, потеряв работу, пошли заниматься лесным промыслом. Например, в Вологодской области в дореформенный период было 68 леспромхозов, сейчас же работает более двух тысяч различных лесозаготовителей, этот процесс характерен для большинства лесных регионов. Таким образом, возможно, решаются проблемы занятости, но не проблемы эффективности лесной отрасли. 
Абсолютное большинство мелких лесозаготовителей не имеют финансовой возможности приобретать технику и используют в лесу изношенную отремонтированную кустарным способом, а во многих случаях используют даже сельхозтехнику. Вот здесь и появляются проблемы низкой эффективности, экономической деградации, а самое главное — безопасности работ, так как на этих предприятиях происходит основная маcca несчастных случаев. 
Следующие причины кризиса отрасли относятся к общим для машиностроения: 
физический и моральный износ оборудования и технологий лесного машиностроения;
агрессивная рыночная интервенция западных фирм лесного машиностроения («Джон Дир», «Понссе», «Валмет» и др.);
развал отраслевой науки;
дефицит финансовых ресурсов;
дефицит и старение профессиональных кадров.
Не будет преувеличением отметить, что аналогичные проб-лемы характерны для многих подотраслей российского машиностроения, но наиболее остро, на мой взгляд, они проявляются в лесном машиностроении.
Отвечая на главный вопрос: какие меры определить для развития отечественного лесного машиностроения, прежде всего нужно знать, какой должна стать лесозаготовительная техника завтрашнего дня, какие следует ожидать российские и мировые тенденции в развитии лесного машиностро-ения.
Используя материалы учёных и практиков, можно отметить, что в настоящее время парк лесозаготовительных машин имеет множество типов и моделей.
Анализ номенклатуры лесозаготовительных машин показывает, что зарубежные фирмы предлагают потребителям более 200 моделей, в том числе различные скиддеры, харвестеры, форвардеры.
При всем многообразии предлагаемых для леса машин есть основания прогнозировать, что в течение длительного времени (20-30 лет) сохранятся хлыстовая и сортиментная заготовка древесины, следовательно, и конструкция техники должна будет соответствовать этим технологиям (в т. ч. примерно на 30-40% — хлыстовой технологии).
Исходя из тенденций мирового развития техники и технологий, можно ожидать, что более 60% лесных машин будут изготавливаться на колёсном ходу и распределяться в основном по трём типоразмерным классам:
машины лёгкого класса (от 5 до 10 тонн);
машины среднего класса (от 10 до 13 тонн);
машины тяжёлого класса (от 15 тонн).
Эти типы машин будут удовлетворять как крупные компании, так и небольшие предприятия малого бизнеса.
Спрос на лесозаготовительную технику в России в ближайшем будущем должен удовлетворяться отечественными производителями. Им предстоит разработать и выйти на внутренний рынок с техникой нового поколения широкого диапазона массомощностей и геометрических параметров, конкурентоспособной по критерию цена/качество.
Для создания и производст-ва отечественных лесных машин высокого технического уровня и обеспечения их конкурентоспособности на рынке необходимо разработать новый руководящий документ — систему технологий и машин для комплексной ме-ханизации лесозаготовительного производства с учётом региональных особенностей по природно-производственным условиям. 
Нет сомнения, что лесная отрасль нашей страны в перспективе должна стать одним из приоритетов экономического развития, а обеспечить эту задачу можно за счёт развития лесного машиностроения. Очевидно, что для этого необходима серьёзная государственная программа развития лесного машиностроения.
Такая программа должна включать:
- глубокое изучение внутренней и внешней конъюнктуры рынков;
- восстановление отраслевой науки на базе Государственного научного центра;
- финансовую поддержку предприятий при производстве новых технологий и машин;
- финансовую поддержку инновационных технологий, соответствующих мировому уровню;
- создание совместных предприятий по примеру авто-прома;
- решение назревающей проб-лемы утилизации лесной техники.
Очевидно, настало время Союзу машиностроителей России, Ассоциации лесного машиностроения при поддержке Минпромторга инициировать разработку и принятие соответствующей правительственной программы поддержки и развития лесохозяйственного сектора машиностроения.


В. ГРАЧЁВ,
директор 
некоммерческого партнёрства
«Лесной союз».

Дата публикации: 18 августа 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(136)
Теги: Лесное машиностроение




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий