С кого и как выколачивать долги по зарплате?

По данным Росстата, просроченная задолженность по зарплате за первое полугодие составила 2,3 млрд. рублей, и это без учёта малого предпринимательства. В своеобразном рейтинге «лидируют» предприятия обрабатывающей сферы, строительства, сельского хозяйства и лесозаготовки.
В Архангельской области задолженность по заработной плате имеется в 24 организациях на общую сумму 112 млн. 713 тыс. рублей. Объём задолженности имеет тенденцию к сокращению. Так, в последнее время полностью погашена задолженность в ОАО «Аэропорт «Лешуконское» и ООО «ЛЗП «Конецгорский», уменьшилась задолженность на Соломбальском  целлюлозно-бумажном  комбинате, в ООО «СПК-Мост», «ЛЗП «Кеналес», «Котласская птицефабрика». По оперативным данным, общая задолженность организаций, находящихся в процедуре банкротства и ликвидации, составила 82 млн. 994 тыс. рублей — 73% от всей задолженности по области.
Центр уполномочен заявить
По данным Центра социально-трудовых прав, с начала года в стране прошло 24 акции протеста работников из-за долгов по зарплате. В Поморье до массовых выступлений ситуация пока не дошла. Однако инициативная группа из числа работников предприятий, находящихся в тяжелейшем финансово-экономическом положении, обратилась к президенту Путину и премьер-министру Медведеву с призывом «спасти Архангельскую область от развала промышленности и безработицы».
Под коллективным письмом подписались 1751 человек. В нём  говорится, что только в 2012 году в Архангельской области прекратили работать четыре поселково- или градообразующих предприятия. Разрушаются сельское хозяйство и лесная промышленность. В Няндоме обанкротилось основное производство — птицефабрика, уволено 400 человек. Больше года не работает «Лесозавод 2» в Архангельске. Зарплату его работники с трудом выбивают частями только через комиссию по трудовым спорам. Остановил свою работу в Архангельске с признаками преднамеренного банкротства ОАО «Лесозавод-3». Сокращено более 300 человек, однако работники не могут получить расчётные. Задолженность по зарплате составляет 16 млн. рублей. Простаивает Соломбальский целлюлозно-бу-мажный комбинат. Почти тысяча работников с 10 июля 2013 года сокращается.
С остановкой этого ЦБК встали леспромхозы, которые поставляли на комбинат древесину. Без работы в глубинке останется больше тысячи человек. Умирают посёлкообразующие Луковецкий (Холмогорский район) и Борецкий (Виноградовский район) леспромхозы. Коллектив ОАО «Светлозерсклес» остановил свою работу из-за задержки зарплаты. Лесная отрасль в Архангельской области находится в глубоком кризисе. Бешеными темпами растёт задолженность по зарплате.

Что предлагается
В связи с этим работники производственных отраслей Архангельской области, в частности, требуют:
1. Создать специальную комиссию на уровне правительства РФ по спасению региона от развала промышленности и сельского хозяйства.
2. Разработать программу и план мероприятий по сохранению и перепрофилированию промышленного производства на Севере.
3. Оказать поддержку «тяжёлым» предприятиям в виде льготного кредитования под гарантии государства.
Отчаяние людей можно понять и разделить. Но есть ли реальная перспектива положительного решения требований инициативной группы?
Известно, что выполнение социальных обязательств бизнеса (в том числе и по своевременной и полной оплате труда наёмным
работникам) зависит от его фи-нансово-экономического самочувствия. А оно по всей стране, прямо скажем, неважнецкое. Практически прекратился рост промышленного производства, падает показатель валового внутреннего продукта. Как следствие – проблемы с долгами по зарплате. Согласно данным Росстата, просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила почти 3 млрд. рублей, или 98,8% общей суммы просроченной задолженности.

Надежда на москву?
Думается, что и Кремль, и Белый дом об этом достаточно осведомлены. И ситуация в Архангельской области не является исключительным явлением, поводом для чрезвычайного вмешательства федерального Центра в плачевные дела Поморья. Их надо решать, но строго в рамках правового поля.
И меры к исправлению ситу-ации принимаются. Так, правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на стимулирование руководителей предприятий к своевременной выплате зарплаты. Согласно документу, работодателей, задерживающих зарплату персоналу более чем на три месяца, могут признать банкротами. Кроме того, зарплата сотрудникам станет вторым пунк-
том в списке обязательных для компании-банкрота выплат. В Минтруда считают, что принятие законопроекта позволит повысить эффективность защиты прав работников на получение зарплаты, стимулировать недобросовестных работодателей к своевременной выплате зарплаты, а также будет способствовать предупреждению возникновения и роста задолженности.
А вот эксперты сомневаются в результативности благих намерений. Аналитикам не совсем понятен смысл законопроекта. Если у предприятия нет необходимых средств на зарплату, то изыскать их не получится даже под угрозой банкротства предприятия.
С другой стороны, особенности ведения бизнеса иногда подразумевают задержки. И в этом случае право работников, ожидающих зарплату более трёх месяцев, обращаться в суд с целью банкротства вполне жизнеспособных предприятий может нанести существенный ущерб бизнесу, и без того переживающему нелёгкие времена из-за возрастающей налоговой нагрузки, трудностей 
с кредитованием и прочими финансовыми проблемами. Получается, что сотрудники, зарплата 
которых временно задерживается, по сути, получат возможность рубить сук, на котором сидят. Полагаться только на здравомыслие людей, издёрганных ожиданием получки, здесь не приходится.
Кроме того, новая процедура представляется весьма длительной, поскольку, пока предприятие не будет признано банкротом через суд, выплаты не начнутся. Это всё может занять месяцы, если не годы. Наконец, после того как предприятие-должника признают банкротом в суде, на его счетах уже попросту может не оказаться средств для выплаты необходимых сумм.

специалисты предостерегают
Принятие законопроекта, скорее всего, приведёт к сокращению задолженности предприятий, прогнозируют аналитики. Но в законе должны быть чётко закреплены условия, при которых сотрудник может обратиться в суд, чтобы эта практика не превратилась в инструмент, с помощью которого работник может «поставить работодателя на колени». Известно: в России работники боятся начальника, боятся потерять место и поэтому неохотно обращаются за помощью в государственные органы.
Сейчас Роструд создаёт единый реестр предприятий-должников по зарплате с использованием данных ФНС, Пенсионного фонда и арбитражных судов. Объём нарушений будет в десятки раз отличаться от того, что показывает официальная статистика, полагают в ведомстве.

словов учёному
По мнению директора Лесотехнического института САФУ Евгения Царёва, основная причина кризиса лесной отрасли Архангельской области кроется в глобальных экономических, социальных и политических изменениях в России, которые произошли за последнюю четверть века. На нас обрушилось цунами крутой смены собственности. К руководству предприятиями пришли так называемые «эффективные управленцы», которые имели своё видение развития ЛПК. 
Кроме того, транспортная, энергетическая, коммунальная и прочие составляющие себестоимости производства стали в несколько раз дороже и  постоянно растут. Беспочвенны и надежды на скорое возрождение Соломбальского ЦБК. Для этого необходимы огромные капитальные вложения — более 1 млрд. долларов США. Не думаю, говорит директор института, что у Архангельской области есть такие средства. Ведь речь идёт о серьёзной реконструкции предприятия, практически нужно создавать новое производство. И резюмирует: «Мы оказались не готовы к переходу на рыночные отношения». Что тут скажешь? Оценку Евгения Царёва смело можно распространить и на другие, ныне бедствующие предприятия Поморья, и не только лесной отрасли. Между тем в этих же рыночных условиях успешно действуют их региональные соседи — Архангельский и Котласский ЦБК, «Лесозавод 35», Устьянский ЛПК. Их собственники, менеджмент вовремя позаботились о модернизации производства, а не о том, как бы набить свои карманы. А для «горе-хозяев» уготована прямёхонькая дорога в суд, по аналогии с «Лесозаводом 3».
Что же касается третьего пункта требований подписантов насчёт оказания поддержки «тяжёлым» предприятиям в виде льготного кредитования под гарантии государства, то они, эти гарантии, тоже требуют наличия у органов власти соответствующего ресурса. А есть ли он?

минфин против
Министерство финансов области предлагает ввести мораторий на предоставление государственных гарантий — для снижения долговой нагрузки на региональный бюджет. Об этом заявила министр Елена Усачёва. «В первую очередь цель долговой политики на 2014 год — это сокращение долговых обязательств. Сделать это можно за счёт сдерживания роста и оптимизации структуры госдолга, сокращения его за счёт дополнительных доходов, принятия моратория на предоставление госгарантий», — пояснила она. Однако губернатор Игорь Орлов предлагает не использовать формулировку «мораторий», поскольку это слово «негативно отразится на привлечении инвесторов в регион». Получается, что правы оба чиновника – и младший, и старший по должности. Они как два витязя на распутье задумались: поедешь направо – одно потеряешь, налево – другое.
Полностью контролируя финансовые полномочия регионов, центральная власть часто создаёт им серьёзные проблемы. Но она же, в случае чрезвычайной ситуации, проблемы и разрешает. Это одна из характерных черт сверхцентрализованной и, по сути, унитарной системы управления. Пора привыкнуть: в России думают в Кремле, а не в регионах. Там же, в провинции, в случае чего и находят «стрелочников» в наказание 
за невыполнение лавины федеральных законов, указов, постановлений, распоряжений…
Впрочем, это так, к слову.


Валерий ЩИПУНОВ.

Дата публикации: 18 августа 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(136)
Теги: Социальная сфера




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий