
Изобретатели ЛПК
22 июня 2013

А прежде на каждом уважающем себя предприятии ЛПК был совет ВОИР, регулярно собирался техсовет, где решалось — признавать то или иное предложение рационализаторским.
Похоже, новым владельцам лесных предприятий просто невыгодно поощрять творческих людей. Хотя в прежние времена автор получал не более 7% от суммы экономического эффекта, который давало внедрённое рацпредложение. Казалось бы, выгода для владельцев предприятий налицо, 93% остаётся на предприятии. Однако рационализаторское движение, можно сказать, давно никуда не движется — стоит на месте.
Поскольку наша редакция стала свидетелем развития событий в лесной отрасли за последние 23 года, посмотрим на «изобретательство» иного рода.
С момента приватизации предприятий ЛПК развернулось широкое «изобретательское» движение по захвату предприятий.
На первом этапе чудесным образом акции, владельцами которых были работники лесных предприятий, перекочевали в руки узкого круга лиц. Способов было несколько: запугивание, проникновенные беседы с миноритарными акционерами, и самый действенный способ — доведение предприятия до предбанкротного состояния и затем скупка акций за бесценок. А довести лесозаготовительное предприятие до банкротства проще простого – не платить ему за поставленное сырьё, и через какое-то время предприятие можно без проблем прибрать к рукам. Благодаря такой «изобретательности» всё того же узкого круга лиц леспромхозы с солидной сырьевой базой — а это основная ценность ЛПХ, приобретались по стоимости старенького трелёвочника. Вот где громадный экономический эффект от внедрения простенького «изобретения»! Зачем поддерживать рационализаторов с их копеечным экономическим эффектом?
На втором этапе руководители и владельцы лесоперерабатывающих предприятий разработали очередное «изобретение», а именно выступили с лозунгом: «Все леса в аренду лесопереработчикам!». Обосновывая свою «гениальную» идею тем, что, сделавшись владельцами лесфонда, лесопереработчики станут вкладывать солидные инвестиции в ЛПХ. Кроме того, утверждалось, что ЛПХ может обанкротиться, а вот лесоперерабатывающее предприятие — никогда.
В результате внедрения этого ценного «изобретения» по ЛПХ прокатилась волна банкротств, некоторые ЛПХ банкротились неоднократно, оставляя государству долги по налогам и платежам, а труженикам предприятия — огромные долги по зарплате. При этом лесфонд и после серии банкротств оставался за лесопереработчиком, который на месте предприятия-банкрота раз за разом создавал новые. Классик в своё время сказал: не спрашивай, о ком звонит колокол, он звонит о тебе. До последнего времени «колокол банкротства» звонил только по лесозаготовительным предприятиям, а вот теперь этот «колокол» услышали и лесоперерабатывающие предприятия региона. Разрушив лесозаготовительную отрасль, новые «изобретатели» лишили себя сырья и оказались неконкурентоспособными на рынке.
Возможно, сейчас наступит третий этап «изобретательского» движения. Государство оценит ущерб, наносимый недобросовестными «изобретателями» — арендаторами лесного фонда и найдёт возможность передать его в руки эффективных собственников, не изобретающих схем уклонения от налогов и способов не платить зарплату своим работникам. Глядишь, через какое-то время проснётся интерес к рационализаторам, способным внести свой вклад в техническое развитие предприятий отрасли.
Сергей Кондратьев.
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(135)
Другие новости по теме: