Сегодняшний день леспромхоза

Заходя в здание управления ООО «Карпогорылес», непременно обращаешь внимание на стенд с уникальными старыми фотоснимками, сделанными в начале и середине прошлого века в Карпогорском леспромхозе. Вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным снимок, где запечатлена вывозка леса мотовозом по монорельсовой дороге. Через лес, прямо над болотами, этот мотовоз тащит на специальных вагонетках пакеты с лесом, размещённые по обеим сторонам этой уникальной деревянной транспортной конструкции.
Кто сегодня сможет представить круглолежневую конную дорогу, когда лошадка тянет воз с лесом, а колёса воза катятся по деревянным рельсам, сделанным из тонкомерного круглого леса? Смотришь — и поражаешься изобретательности наших лесозаготовителей. Вряд ли кто вспомнит, как выглядела шведская пила «Компис» для ручной валки деревьев, а когда-то она была вершиной инженерной мысли и её применение позволило увеличить производительность труда на ручной валке.
Переходишь от фотографии к фотографии и видишь, как с годами менялась техника в лесу: появились бензопилы на заготовке леса, трелёвочники, первые валочно-трелёвочные машины российского производства.
Сегодня никого не удивить харвестерами и форвардерами, мощными лесовозами, перевозящими сразу вагон леса.
ООО «Карпогорылес» не является правопреемником Карпогорского леспромхоза, ликвидированного в начале рыночных реформ, тем не менее в ныне действующем предприятии считают, что необходимо сохранить историю лесозаготовительной отрасли района.
Если вернуться из краткого экскурса в историю ЛПК в сегодняшний день, следует сказать, что ООО «Карпогорылес» — одно из ведущих лесозаготовительных предприятий, входящих в группу компаний «Титан». 
Главный производственный показатель для любого ЛПХ — заготовка леса. Не менее важный показатель — вывозка леса. 
По словам генерального директора ООО «Карпогорылес» Евгения Нифантьева, производственные показатели за последние четыре года позволяют утверждать, что предприятие в состоянии заготовить и вывезти за год более 400 тыс. кбм древесины.
Однако существуют препятствия, мешающие наращивать заготовку и вывозку. Для ООО «Карпогорылес» главное и, пожалуй, единственное препятствие – нехватка лесфонда. Расчётная лесосека предприятия всего 160 тыс. кбм, и необходимо приложить немало усилий, чтобы изыскать недостающий лесфонд и обеспечить выполнение напряжённых планов. Часть древесины вывозится по зимним дорогам из дальних лесных делянок. В последние несколько лет зимы на редкость мягкие, и это значительно сдерживает зимнюю вывозку леса.
Что касается обеспечения ЛПХ техникой, то здесь проблем нет, их успешно решает головное предприятие «Титан». Задача леспромхоза — тщательно подготовить бюджет на предстоящий год под плановые объёмы. После корректировки и утверждения бюджета «Титаном» остаётся действовать по намеченному плану. При закупке лесозаготовительной, лесовозной, дорожной техники основательно изучаются все предложения ведущих российских и зарубежных компаний, что позволяет выбрать технику, наиболее подходящую для природных условий Крайнего Севера и производственных задач ЛПХ. 
Что касается сырьевой базы предприятия, то она расположена далеко от пункта отгрузки — Карпогор, и в отдельных случаях расстояние вывозки превышает 120 км. Поэтому в ЛПХ самое серьёзное внимание уделяется строительству лесовозных дорог круглогодового действия. Дорожный участок строит за год до 40 км таких дорог. При строительстве применяется скандинавская технология: экскаватором формируется дорожный профиль, пни выкорчёвываются, укладываются вверх корнями в дорогу и засыпаются грунтом. В зимнее время на такой полуфабрикат дороги самосвалами завозится песчано-гравийная смесь. С наступлением тёплого времени бульдозерами и грейдерами производится планировка этой песчано-гравийной смеси — и дорога готова. Необходимо дать новой дороге полгода устояться, точнее сказать, «улежаться», чтобы грунт уплотнился, и можно начать вывозку леса.
В настоящее время дорожный участок ЛПХ ведёт строительство сразу нескольких дорог, строит мосты, чтобы обеспечить бесперебойную работу на вывозке леса в течение всего года. Нынешняя тёплая и сухая погода на руку дорожным строителям, и они времени не теряют.
Автор этих строк с генеральным директором предприятия и заместителем главного инженера по производству Геннадием Елисеевым побывали на нескольких производственных участках ЛПХ, в том числе и в арендной базе предприятия, расположенной на территории Республики Коми. Такая поездка позволила оценить масштаб дорожного строительства, темпы строительства мостов через множество речушек и ручейков, которые сейчас, в сухую погоду, ведут себя тихо, а весной или после проливных дождей могут стать непреодолимыми преградами.
После небольшого весеннего перерыва все 7 комплексов ЛПХ вновь в работе. Ручных бригад на заготовке леса нет уже несколько лет.
На производственных участках ЛПХ трудятся жители не только Карпогор, но и отдалённых деревень Пинежского района. Этим людям невозможно ежедневно добираться до работы. Поэтому все участки работают вахтами — две недели на производстве, две недели дома. При таком режиме не требуется тратить время на дорогу, и жители села могут управиться со всеми домашними делами, которых, как известно, в деревне невпроворот.
Последние 10 лет «Карпогорылес» не формирует плотов зимней сплотки, не занимается отгрузкой леса в баржах по Пинеге. Как показала практика, гораздо эффективней весь лес отгружать по железной дороге. Хотя и здесь возникают проблемы с подвижным составом, которого хронически не хватает.
Сейчас на участке отгрузки (нижнем складе) ЛПХ скопилось около 60 тыс. кбм древесины. Чтобы уберечь хвойный пиловочник от порчи, его уложили на зимнее хранение. Почти 5 тыс. кбм пиловочника засыпаны снегом и опилками. До осеннего межсезонья эта древесина отлично сохранится. Солидный запас древесины на участке отгрузки позволяет в течение всего года ритмично реализовывать лесопродукцию, что для любого ЛПХ крайне важно.
По словам Евгения Леонидовича, такое крупное лесозаготовительное предприятие как «Карпогорылес» до последнего времени не имело своего ж.-д. тупика, что приводило к дополнительным затратам на аренду тупиков сторонних организаций, к неоправданным перевалкам леса.
Сейчас ЛПХ удалось выкупить ж.-д. тупик у ОАО «Лесозавод 2», и несколько месяцев на тупике ведутся масштабные строительные
и ремонтные работы. Строится погрузочная площадка, запланирован ремонт ж.-д. путей. Завершена планировка территории нижнего склада, и уже идёт укладка железобетонных плит. Строятся бытовые помещения, идёт реконст-рукция электроснабжения нижнего склада. После завершения строительно-ремонтных работ на нижнем складе можно будет хранить до 70-80 тыс. кбм древесины, а под погрузку можно будет ставить до 25 вагонов или платформ для перевозки леса. После завершения реконструкции у ЛПХ будет собственный современный нижний склад.  
Последние два года в арендной базе ООО «Карпогорылес»
не было лесных пожаров (постучать по дереву, чтоб не сглазить). Тем не менее Евгений Леонидович считает, что надо следовать пословице: рассчитывай на лучшее, но готовься к худшему.
По мнению Евгения Леонидовича, в последнее время усыхание еловых насаждений несколько замедлилось, однако ущерб лесу нанесён громадный, высохли огромные территории ельников. Большое количество высохших и упавших деревьев ещё раз подтверждает правильность мнения российских лесоводов: необходимо срочно вырубать старовозрастные усыхающие леса, пока они не высохли окончательно и не превратились в непроходимые дебри, где может беспрепятственно пройти только лесной пожар.
В этом году вдобавок к усыханию на ветвях ели появилась хвоя красно-кирпичного цвета. Что это за беда — предстоит выяснить специалистам.
По итогам прошлого года ООО «Карпогорылес» заняло первое место в соревновании среди лесозаготовительных предприятий области. Прежде за такую победу вручался красивый переходящий кубок и полагалась крупная денежная премия. Теперь и призовых денег не положено, и приз победителю стал заметно скромнее. Тем не менее на предприятии гордятся, что сумели стать лучшими в области, как говорится, испытывают глубокое моральное удовлетворение.
Лесные обитатели не оставляют своим вниманием ООО «Карпогорылес». В прошлом году на вахте в 12-м квартале медведь, выломав раму, забрался в слесарку. Видно, надеялся найти что-нибудь съедобное, но кроме солидола ничего не нашёл, и вкус его медведю не понравился. В одной из лесных делянок медведица с двумя медвежатами периодически выходит на дорогу, словно желая показать людям, как подросло её потомство; то лоси чинно прогуливаются по делянкам, не говоря уж о зайцах и лисицах, поголовье которых за последние годы заметно увеличилось.
Геннадий Валентинович посетовал, что некоторые горе-охотники повадились расстреливать дорожные знаки. Видимо, есть смысл на технологической дороге установить контрольно-пропуск-ной пункт, чтобы в пожароопасный период не допускать людей
в лес, а во время охотничьего сезона фиксировать все автомобили, въезжающие в лес, чтобы легче было выявить этих вандалов.
В последние два десятилетия не было слышно, чтобы лесные предприятия строили жильё для своих работников. И вот в Карпогорах строится 4-квартирный дом, где квартиры будут с полным благоустройством. Жильё, скорее всего, будет предоставлено молодым специалистам, чтобы закрепить ценные кадры на предприятии. Дом можно было построить гораздо раньше, однако почти год решался «сложнейший» вопрос — отвод земли под строительство. При такой «оперативности» госструктур трудно надеяться на бум жилищного строительства в районе. Хочется надеяться, положительный опыт решения жилищ-ной проблемы в ООО «Карпогорылес» будет изучен эффективными предприятиями ЛПК и принят к использованию.
По словам директора по лесозаготовкам ООО ПКП «Титан» Александра Хмелюка, ООО «Карпогорылес» не только самое крупное, но и самое эффективное лесозаготовительное предприятие группы компаний «Титан». Оно лидирует не только по объёмам производства, но по таким показателям как комплексная выработка на одного работающего. Средняя зарплата в ООО «Карпогорылес» одна из самых высоких в лесозаготовительной отрасли.
Успешная работа позволяет ЛПХ участвовать в различных социальных программах. Это и помощь ветеранам предприятия, и организация летнего отдыха детей работников предприятия, и компенсация части затрат работникам на медицинское обследование и лечение. Это и есть социальная ответственность бизнеса.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Фото автора 


Дата публикации: 22 июня 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(135)
Теги: Промышленность, Откровенный разговор



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий