ЛЗУ, который мощнее иного леспромхоза

Любое лесное предприятие — от малого или среднего до крупного лесного холдинга — можно сравнить с деревенским домом.
У путного хозяин дом стоит ровно, а предприятие работает устойчиво. Хороший хозяин постоянно следит за домом, что-то обновляет, ремонтирует. Так и в лесном деле толковый владелец стремится обновлять технику, совершенствовать технологию, создавать комфортные условия для работающих.
Такое лирическое сравнение навеяла командировка в ОСП ЛЗУ «Красноборский», входящий в состав Лесного филиала ОАО «Группа Илим» в г. Коряжма (далее в тексте – ЛЗУ). Автор этих строк приехал на предприятие, что называется, в самый «пик» производственной деятельности. Лесозаготовка и вывозка леса не ведётся из-за весенней распутицы, техника из лесу выведена на ремонт и техническое обслуживание, готовая продукция не отгружается из-за весеннего закрытия дорог, часть коллектива отправлена в отпуск, другая занята подготовкой техники к работе в летний период. Зато у руководителя ЛЗУ – директора по производству Юрия Лихачёва (на снимке) нашлось время для беседы с заезжим корреспондентом.
В первую очередь поговорили о производственных показателях. По словам Юрия Николаевича, за прошлый год предприятие заготовило и вывезло 322,3 тыс. кбм древесины. В ЛЗУ работает 182 человека, и комплексная выработка на одного работающего 1,77 тыс. кбм. Заготовка леса ведётся пятью комплексами, «ручных» бригад нет. Пытались организовать бригаду из 10 вальщиков леса плюс один форвардер, да как-то не прижилась эта технология в ЛЗУ. Одна из главных причин отказа от ручной заготовки — её травмоопасность. Работа вальщика леса всегда была самой уважаемой, но и самой опасной. В социалистические времена приводились такие статистические данные: на один миллион кубометров заготовленного леса — один смертельный случай с лесозаготовителем. Жутковатые показатели.
По словам Юрия Николаевича, спрос за соблюдение правил техники безопасности намного строже, нежели за выполнение производственных планов. И действительно – что может быть дороже человеческой жизни.
Поэтому на всех планёрках, совещаниях, как это и принято в ОАО «Группа Илим», первым вопросом стоит охрана труда.
А вот заготовка леса комплексами — одна из самых безопасных. Надо сказать, что операторы этих машин – элита ЛПК. Недостаточно лишь пройти обучение и научиться управлять сложной машиной, надо быть мастером своего дела, поистине виртуозом, чтобы показывать высокую производительность, а главное, воспитать в себе ответственность за безукоризненное выполнение технологии, всех требований по обслуживанию и эксплуатации этой сложной техники.
По словам Юрия Николаеви-ча, операторами работают исключительно жители района. Готовит операторов учебный центр в Коряжме. И всё же оператор — профессия штучная, не каждый прошедший обучение станет настоящим оператором, здесь нужен талант, призвание.
Заготовка древесины осуществляется ЛЗУ на правом и левом берегах Северной Двины.
В зимнее время вся древесина, заготовленная на правом берегу, отправляется по зимней дороге Комарово—Коряжма, среднее расстояние вывозки от делянки до ЦБК около 110 км. В летнее время приходится делать изрядный крюк – везти лес к паромной переправе через Северную Двину на Красноборск и по автодороге до Коряжмы. Здесь расстояние вывозки уже 205 км. По левому берегу поставка древесины до ЦБК производится автомобильным транспортом.
Создавать большие запасы в лесу и вести отгрузку древесины только зимой – не совсем правильно, поскольку объёмы заготовки леса в ЛЗУ весьма солидные и формировать сверхнормативные запасы древесины нерационально, да и ритмичность поставки леса на ЦБК нарушается.
В ЛЗУ работа лесовозов контролируется системой «Автоскоп», которая контролирует не только расход топлива, но и скорость движения лесовозов. Это дисциплинирует водителей и позволяет получать оперативную информацию, где какая машина находится в данный момент времени.
Машины с лесом идут в том числе и по дорогам общего пользования, поэтому существует железное правило – не грузить лес выше стоек. Если это правило нарушить, последует неминуемое наказание водителя, а на лесном терминале ЦБК такой перегруженный лесовоз просто не станут разгружать. Это правило касается всех лесовозов, в том числе и сторонних организаций.
В лесном филиале ОАО «Группа Илим» в Коряжме уже много лет действует сеть структурных подразделений (ЛЗУ).
Контора леспромхоза обычно располагается в малюсеньком деревянном здании с одним окном, в коридоре стоят ломы и лопаты, лежат бензопилы.
В ЛЗУ контора — это громадное современное здание, настоящий производственно-бытовой комплекс, где под одной крышей просторный гараж на десяток лесовозов, несколько офисных помещений, душевые, бытовки. В зале заседания — хоть международные конференции проводи.
Отмечу, что в гараже идеальный порядок, такой был только у легендарного директора Конецгорского леспромхоза Александра Чушкова.
Строительство комплекса завершено в 2012 году, и, как считает Юрий Николаевич, здесь созданы все условия для работы — как производственного, так и управленческого персонала ЛЗУ.
Плюсы и минусы такой схемы управления можно обсуждать бесконечно. Как считает Юрий Николаевич, задача его как руководителя ЛЗУ – организовать работу производственного участка, спланировать деятельность участка на будущий год с учётом поставленных планов. Все его права и обязанности чётко определены.
На участке, как и положено, нет бухгалтерии, зарплату сотрудникам ЛЗУ перечисляют на банковскую карточку. «Лесной филиал» решает все вопросы — от обеспечения лесфондом до обеспечения запчастями, ГСМ, оборудованием, новой техникой.
Когда-то на заре приватизации практически каждый леспромхоз области имел представительство в Архангельске, где руководители предприятии почти безвыездно решали неотложные финансовые вопросы, десятки других насущных и неотложных проблем ЛПХ, выбивали долги с потребителей древесины.
При существующей структуре каждый занимается своим делом, и если Юрий Николаевич – директор по производству, он производством и занимается.
Автор этих строк старательно пытался обсудить с Юрием Лихачёвым проблемы ЛЗУ – не получилось. Нет дефицита кадров, устроиться в ЛЗУ – не так просто, надо пройти своеобразный конкурсный отбор. Нет проблем, которые мешали бы работе предприятия.

Не лесом единым
А теперь вернёмся к образному сравнению любого лесного предприятия с деревенским домом. Хороший хозяин стремится не только сделать свой дом прочным и красивым, но и наладить добрые отношения с соседями. В нашем случае такие соседи — МО «Красноборский район».
По большому счёту если лесной филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжма заплатил все налоги и платежи, выплатил зарплату сотрудникам ЛЗУ, рассчитался за аренду лесфонда, то он свои обязательства перед государством, в том числе и перед МО «Красноборский район», выполнил полностью. И тем не менее в руководстве ОАО «Группа Илим» считают, что бизнес должен участвовать в социальных программах территорий, где компания ведёт заготовку леса.
По словам главы МО «Красноборский район» Владимира Рудакова, активное взаимодействие с ОАО «Группа Илим» продолжается не первый год. И было бы неверно полагать, что когда ОАО «Группа Илим» выделяет определённую сумму на социальные нужды района, на этом всё сотрудничество заканчивается. Это далеко не так. Сначала ОАО «Группа Илим» предлагает МО «Красноборский район» подготовить список объектов. Затем из этого списка выбирает наиболее, по его мнению, важные объекты. Далее МО «Красноборский район» составляет подробную смету расходов на каждый выбранный объект, которая утверждается ОАО «Группа Илим». Выделяются необходимые средства, МО «Красноборский район» заключает договоры с подрядчиками, и на объектах начинается работа.
Далее, после завершения работ ОАО «Группа Илим» проверяет исполнение сметы, и руководство компании считает необходимым посетить эти объекты, посмотреть, во что воплотились выделенные средства.
Только в этом году на различные социальные программы ОАО «Группа Илим» выделило 3,679 млн. рублей – в первую очередь на завершение строительства детского сада на 120 мест в селе Красноборск. Восстановлено здание клуба в деревне Емельяновское, идёт ремонт детсада на территории МО «Пермогорское».
Как считает Владимир Сергеевич, такие добрососедские отношения с ОАО «Группа Илим» позволяют решать наиболее острые социальные проблемы района.
Часть лесовозных дорог, которые строят и содержат производственные участки ОАО «Группа Илим», имеют и социальное значение, поскольку связывают между собой населённые пункты района.
Как считает Владимир Сергеевич, для любого района благо, когда на его территории работает эффективный, добросовестный, социально ориентированный бизнес. А если это ещё и крупная компания, то вклад её в развитие района ещё заметнее. 

Дата публикации: 18 мая 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(132)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий