Как леспромхоз"вышел в люди"

Вот уже почти двадцать лет Уральский союз лесопромышленников проводит предновогодние деловые встречи на одном из передовых предприятий своего сообщества. В этом году, отложив насущные дела, предприниматели лесного бизнеса встретились в ООО «Режевской леспромхоз». 
Лесных «маяков» в Свердловской области немного, но они есть и вызывают жгучий интерес, особенно у тех предпринимателей, которые едва сводят концы с концами в своей экономике или вообще работают с убытками. Таких больше половины на Среднем Урале. Государство к ним равнодушно, а самим быстро стать на ноги им не даёт возможности алчность российских монополистов, раздевающих средь бела дня заоблачным тарифом на железнодорожные грузоперевозки, растущими ценами на энергоносители, материалы и услуги.
Режевской леспромхоз в перестроечные годы тоже находился в тяжёлом финансовом состоянии. Чтобы спастись от банкротства, руководство избавлялось от всего, что тянуло экономику на дно. Многое позакрывали здесь, от 1000 человек производственного персонала осталось 200. Тогда и задумались, что надо не рубить под собой сук, а развивать, вкладывая последние деньги. Один из ведущих специалистов предложил заманчивую программу действий. Это был Семён Петрович Фирсов. Его и выбрали генеральным директором, дескать, дерзай, если знаешь, как убыточную лесозаготовку и деревообработку трансформировать в золотую жилу.
Семён Петрович действительно смекалистый, хваткий хозяйственник. А самое главное — он неутомимый и предприимчивый человек, способный осуществить свои непростые планы. Став директором, он решительно отказался от дорогостоящего централизованного теплоснабжения. Но прежде нашёл специалистов, которые помогли построить «всеядную» котельную, поглощающую отходы лесозаготовки и деревообработки и обеспечившую все производства дешёвым, практически дармовым теплом.
Высокий КПД собственной котельной воодушевил директора развивать сушильный комплекс. Приехавших к Фирсову предпринимателей поразило, что леспромхоз имеет аж 12 сушильных камер. Удивило, наверное, потому, что многие вообще не сушат пиломатериалы. Оборудование стоит немалых денег, поэтому зачастую его приобретение откладывают на потом, когда бизнес встанет на ноги. А он никогда не поднимется без сушки пиломатериалов. Это основа для глубокой переработки древесины, то есть выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, позволяющей «выйти в люди». Именно эту цель и преследовал в своих рыночных преобразованиях директор Режевского леспромхоза.
Развивая сушильный комплекс с современными камерами, например, итальянской фирмы «SECAL», он начал деятельно обновлять ассортимент выпускаемой продукции. Вместо паркета, не дающего существенного дохода, освоил выпуск столярных и погонажных изделий, облицовочных досок и другой продукции, позволившей закрепиться в рыночной экономике. А затем пошёл дальше, он разработал проект освоения производства изделий из клеёной древесины. 
Проект привлёк внимание руководства Уральского союза лесопромышленников. Общими усилиями удалось, как говорится, пробить льготный бюджетный кредит. В общих затратах он невелик, основной статьёй расходов были свои оборотные средства, но, тем не менее, финансовая поддержка правительства области помогла осуществить техническую модернизацию деревообработки. В частности, были приобретены и освоены две технологические линии сращивания древесины, одна из них отечественного производителя — компании «Бакаут» из Великою Новгорода. А глубокая переработка древесины помогла быстро наращивать выпуск товарной продукции при тех же объёмах сортиментной заготовки леса.
Ко многим размышлениям привела участников деловой встречи экскурсия в цex производства бруса из клеёной древесины. Здесь наглядно осознаёшь, что возможности превращения древесины в превосходные изделия безграничны. При удалении из пиломатериала сучков и всевозможных дефектов, при дальнейшем сращивании (склеивании) древесины и высококачественной обработке появляется продукт, по прочности не уступающий металлу, но по своей экологичности, эстетичности и многофункциональности способный облагородить все сферы человеческого бытия. Сегодня леспромхоз производит из клеёной древесины комплекты дверных коробок, но имеет полную заинтересованность завтра выпускать широкий ассортимент столярно-строительных изделий.
Семён Петрович неутомим в своих планах. Он пригласил своих коллег на участок, где перед их глазами предстала внушительная вакуумная печь, внутри которой томится пиломатериал при 175-градусной температуре. Здесь леспромхоз одним из немногих в стране осваивает выпуск термомодифицированной древесины. Она выходит из печи, приобретая цвет жгучего южного загара, и попадает на современные станки, где с наименьшими потерями распиливается, обрабатывается, шлифуется, в конечном счёте превращается в брусья самого различного профиля. Аккуратные пакеты, обёрнутые плёнкой, готовы к отправке хоть на край света. 
Термомодифицированная древесина действительно имеет широкий спрос. У неё много достоинств, и главная особенность — она не гниёт, не поддаётся воздействию воды. Её охотно используют в судостроении, в строительстве, в частности, в облицовке бассейнов, бань, саун, в наружной отделке сооружений.
Новое производство, как отметил директор, развивается исключительно за счёт собственных оборотных средств. Только на приобретение оборудования израсходовано 10 млн. рублей. Для среднего бизнеса это, конечно, немалые деньги, но предприимчивый руководитель подсчитал, что термомодифицированная древесина быстро окупит затраты при отпускной стоимости 45-50 тыс. рублей за кубометр.
Сегодня леспромхоз отправляет свою высокотехнологичную продукцию из клеёной и термомодифицированной древесины по существу по всей России. И нет проблем с отгрузкой. Продукция грузится в 40-тонные фуры и своевременно доставляется по заказам в Казань, Москву, Ханты-Мансийск или Новосибирск.
Независимость от монополистов, в том числе и от железной дороги, как раз и даёт возможность леспромхозу успешно развиваться. В частности, Семён Петрович привёл весьма любопытный факт: «Сегодня у меня себестоимость одной гигакалории тепла составляет в среднем 350 рублей, а муниципальные теплоносители берут 1170 рублей за гигакалорию. Да они давно разорили бы леспромхоз, если бы я вовремя не перекрыл централизованное теплоснабжение».
Сегодня в ООО «Режевской леспромхоз» с одного кубометра заготовленной древесины получают товарной продукции на 3200 рублей. Это в три раза больше, чем в совсем недалёком прошлом. Это сравнение вызвало у многих присутствовавших предпринимателей лесного бизнеса горячий блеск в глазах. Можно подумать, что леспромхоз нашёл золотую жилу.
 
 
Валерий ШЕПИЛОВ.

Дата публикации: 4 февраля 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №02(126)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий