Ударят практикой

Пленум Верховного суда РФ в целях обеспечения единства судебной практики в сфере законодательства, охраняющего окружающую среду, в ближайшее время намерен внести ясность в понятие «незаконная рубка» и разъяснит степень ответственности за это экологическое преступление. Проект решения Пленума сейчас согласовывается в органах власти, регулирующих сферу природопользования.
До нынешнего Пленума суды РФ руководствовались постановлением Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 года
(в редакции от 6 февраля 2007 года) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В нём предписывалось под незаконной порубкой понимать рубку деревьев без лесорубочного билета. Однако новый Лесной кодекс РФ создал принципиально новые правовые условия в сфере использования лесов, упразднив само понятие лесорубочного билета. В связи с этим возникла необходимость по-новому установить общую практику правоприменения в сфере охраны лесов.
Прежде всего, согласно проекту постановления Пленума, к рубке лесных насаждений отнесены процессы их опиливания, срубания или срезания, то есть отделение различным способом ствола дерева. При этом первичная обработка древесины, трелёвка, частичная переработка, хранение и вывоз из леса древесины не являются рубкой лесных насаждений.
В постановлении Пленума отмечено, что основным критерием разграничения уголовно наказуемой рубки по статье 260 Уголовного кодекса РФ и административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.28 КоАП РФ, является размер ущерба, причинённого посягательством, который должен быть значительным, то есть превышать 5 тысяч рублей. Однако уголовная ответственность может наступить также и вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка в значительном размере.
По мнению авторов проекта, ущерб, причинённый экологическим преступлением, предусмотренным статьёй 260 УК РФ и влекущим уголовную ответственность, возникает лишь в том случае, если были незаконно срублены деревья, которые вообще не подлежали рубке. Если же человек в этот период времени имел правовые основания для рубки этих насаждений, но нарушил, скажем, Правила заготовки древесины или вовремя не сдал ежеквартальный отчёт о проведённой заготовке, то такая рубка сама по себе не может повлечь возникновение экологического ущерба и, следовательно, уголовное наказание.
В новом постановлении Пленума Верховного суда РФ будет установлено, что соучастниками незаконной рубки могут быть только лица, непосредственно участвующие в процессе опиливания или срубания насаждений. Например, лица, подпиливающие или сталкивающие деревья. При этом хищение древесины, заготовленной иными лицами, следует квалифицировать в качестве хищения чужого имущества, а не как экологическое преступление.
В Рослесхозе уверены, что правовая ясность в понятии «незаконные рубки» поможет судам выносить справедливые решения в случаях нелегальных заготовок леса, а успешная правоприменительная практика окажет огромное содействие в борьбе с «чёрными лесорубами».

 

Иван ЯКУБОВ.


Дата публикации: 6 ноября 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(122)
Теги: Криминал, Официальные документы




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий