Лесному хозяйству — интенсивное развитие

 

В Поморье планируют создавать не только новые лесопитомники, но и лесные плантации для получения семян улучшенного качества.

Вопросы повышения качества работ по восстановлению лесов региона и интенсификации ведения лесного хозяйства (расширенного воспроизводства лесов) стали основными в ходе дискуссии, развернувшийся в рамках заседания  координационного совета (КС) по лесному комплексу, природным ресурсам и экологии при губернаторе Архангельской области. Заседание состоялось под председательством и. о. министра природных ресурсов и ЛПК региона Сергея Шевелева. Участниками обсуждения  темы повестки дня  стали представители научно-исследовательских организаций, надзорных органов в сфере природопользования, муниципальных образований и бизнеса – ведущих компаний, работающих на территории региона в горнодобывающем секторе и лесном комплексе.

 

Ситуацию, которая сложилась в лесах Архангельской области за последние десятилетия, охарактеризовала начальник отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов регионального министерства Светлана Каллина:

- Общая площадь лесов Архангельской области – 29 млн. га. Лесистость территории в континентальной части – 74%. Леса расположены в трёх лесных районах: средне-таёжном, северо-таёжном и районе притундровых лесов и редкостойной тайги.

Зона притундровых лесов занимает полосу шириной от 40 до 140 километров на северо-востоке области, все остальные леса относятся к таёжной зоне. Соотношение зон — 12,4%: 87,6%. 

Леса имеют важнейшее биосферное значение, особенно леса района притундровых лесов и редкостойной тайги. В целом же по области к защитным лесам, т. е. лесам, выполняющим климаторегулирующие, водоохранные и водорегулирующие и другие средообразующие функции, отнесено 8,8 млн. га — 29,1%. Эксплуатационные леса занимают 19,6 млн. га, но и среди них выделены особо-защитные участки леса и зоны с особыми условиями эксплуатации – всего на площади 1,7 млн. га. Фактически эксплуатационные леса занимают 17,9 млн. га.

Наша область была и остаётся лесопромышленным регионом. Удельный вес продукции ЛПК в объёме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей составил в 2011 году 53%.

Леса Поморья используются для заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, ведения охотничьего хозяйства, рекреации. Но, как и прежде, основным видом пользования остаётся заготовка древесины — почти 62% переданных в аренду лесов, зона муниципального потребления составляет чуть больше 9%. Остаются нераспределёнными по причине малодоступности почти четверть лесов, находящиеся в Мезенском и Лешуконском районах и характеризующиеся низкой продуктивностью и заболоченностью.

В 2011 году использование расчётной лесосеки по области составило 65%, заготовлено 11,8 млн. кбм. На перерабатывающие предприятия поставлено 2279 тыс. кбм пиловочника, 6494 тыс. кбм балансов, 173 тыс. кбм фанерного кряжа при совокупной потребности лесоперерабатывающего комплекса – 16 млн. кбм. Несмотря на то, что в 2011 году почти все холдинги увеличили объёмы лесозаготовок, доведя использование расчётной лесосеки до 70%, отставание от показателей Лесного плана составляет почти 900 тыс. кбм.

Основная проблема лесопользования в Архангельской области заключается в том, что мы подошли к границе первичного освоения лесов. На 23% площади эксплуатируемые запасы почти полностью исчерпаны, это южные и прижелезнодорожные районы, где расположены наиболее продуктивные леса. На 54% территории уровень концентрации спелых и перестойных лесов низкий. Структура лесов последовательно ухудшается: если в 1951 году в составе лесов 81% приходился на долю спелых и перестойных насаждений, то в настоящее время таких всего 52,4 %.

Большая часть спелых и перестойных лесов расположена в труднодоступных удалённых районах (междуречье Двины и Пинеги, Мезенский, Лешуконский районы). В среднетаёжном районе доля спелых и перестойных хвойных лесов составляет 37,5%. Большая часть из них – защитные леса. Спелые и перестойные хвойные эксплуатационные насаждения представлены преимущественно недорубами предшествующего периода, которые не вырубались вследствие их низкой продуктивности. Спелые лиственные насаждения представлены березняками и осинниками, сформировавшимися на вырубках 30-40 годов прошлого века.

Продуктивность лесов с продвижением с севера на юг увеличивается, но в связи с тем, что значительная часть спелых и перестойных продуктивных лесов вырублена, их продуктивность не высока. Средний запас на 1 га спелых и перестойных хвойных насаждений — 141 кбм/га. В товарной структуре эксплуатационного фонда (при оптимальной раскряжёвке) преобладает древесина средней крупности – 39%, дрова топливные и технологические – 16%. В целом товарная структура эксплуатационного фонда имеет диспропорцию с сегодняшним спросом на древесное сырьё. При дефиците пиловочника объёмы балансов и технологических дров превышают спрос на них.

Одна из основных причин неудовлетворительного состояния лесного фонда заключается в том, что мы вели экстенсивное лесное хозяйство. В области отмечается ежегодное отставание лесовосстановления от площади сплошной рубки. При этом на долю лесных культур приходится около 8-10% от площади сплошной рубки. В 2011 году лесовосстановление выполнено на площади 48,3 тыс. га, рубки ухода в молодняках — на 11 тыс. га. Около 9% всех объёмов работ по воспроизводству лесов выполнено за счёт субвенций федерального бюджета, на долю холдингов приходится, по видам работ, от 48 до 61% выполненных объёмов.

Искусственные насаждения хвойных пород, созданные за последние пять десятилетий по устаревшим и дешёвым технологиям на 10% вырубок, по темпам роста не обеспечивают восстановление сырьевой базы лесопромышленного комплекса области. Выращивание посадочного материала не финансируется ни из федерального, ни из областного бюджетов. Содержание питомников за счёт внебюджетных средств сначала автономного учреждения Архобллес, а теперь Единого лесопожарного центра привело к резкому сокращению площадей посевов в открытом и закрытом грунте питомников (с 20 до 1 га).

Для обеспечения своевременного и качественного воспроизводства лесов необходимо в ближайшие 3-5 лет решить следующие задачи: обеспечить лесокультурные работы высококачественным посадочным материалом, восстановить лесосеменное хозяйство и заложить основу для производства семян с улучшенными наследственными свойствами (лесосеменные плантации), разработать и реализовать мероприятия, стимулирующие лесопользователя обеспечивать воспроизводство лесов на вырубках и гарях.

Для решения проблемы обеспечения лесокультурных работ качественным посадочным материалом с закрытой корневой системой, позволяющим проводить работы даже в летние месяцы и показывающим по итогам инвентаризации почти 100%-ную приживаемость лесных культур, министерством предпринят ряд мер. Так, в рамках соглашения между Федеральным агентством лесного хозяйства и правительством области завершается строительство лесного селекционно-семеноводческого центра в Устьянском районе производительностью до 6 млн. штук в год сеянцев с закрытой корневой системой при условии одноротационной схемы выращивания. Выход на полную производственную мощность планируется к сентябрю 2015 года. В Котласском районе выделен участок лесного фонда под выращивание хвойного посадочного материала для стро-ительства тепличного комплекса ООО «Группа Илим» мощностью до 2 млн. штук в год. Кроме этого, направлено письмо в Федеральное агентство лесного хозяйство с просьбой рассмотреть возможность строительства ещё одного центра в Виноградовском районе.

Однако для более эффективной работы новых лесопитомников понадобятся семена с улучшенными качествами. Для производства таких семян более десяти лет назад в Вельском районе была создана лесосеменная плантация. В планах на 2013-й – начать создание второй плантации, но это мероприятие – весьма дорогостоящее. Для решения вопроса финансирования работ региональное министерство уже направило письмо в ФБУ «Рослесозащита».

Эти мероприятия позволят ликвидировать дефицит в хвойных сеянцах и обеспечить лесовосстановительные работы области качественным посадочным материалом.

Для гарантированного обеспечения государственного контракта по воспроизводству лесов на лесных участках, не переданных в аренду, посевным и посадочным материалом автономному учреждению «Единый лесопожарный центр» ежегодно будет выдаваться государственное задание на формирование регионального страхового фонда семян и выращивание посадочного материала.

В рамках мер по улучшению эффективности лесовосстановительных работ на непокрытых землях министерством природных ресурсов и ЛПК вводится ежегодная неустойка и возмещение ущерба по итогам пятилетнего периода за невыполнение работ по воспроизводству лесов. Необходимо законодательно решить вопрос о направлении неустоек
и сумм взысканного ущерба на ведение лесного хозяйства на арендуемом участке. В этой связи Министерство природных ресурсов РФ должно обратиться с законодательной инициативой по передаче полномочий по лесному семеноводству субъектам. Это объединит полный комплекс работ по воспроизводству лесов, позволит субъектам самостоятельно планировать объём по созданию и уходам за объектами единого генетико-селекционного комплекса, продуцирующего улучшенные семена, так необходимые сегодня на селекционном центре.

Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области следует выдавать государственное задание автономному учреждению «Единый лесопожарный центр» на выращивание посадочного материала в объёме 2,0 млн. штук для восстановления лесных участков, не переданных в аренду, разработать механизм финансирования госзадания. Необходимо также законодательно решить вопрос о направлении неустоек и сумм взысканного ущерба на ведение лесного хозяйства на арендуемом участке.

Но чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему, необходима передача полномочий по лесному семеноводству регионам России. Для этого понадобится внесение изменений в Лесной кодекс РФ.

Затем слово взял заведующий лабораторией Северного научно-исследовательского института лесного хозяйства Рудольф Сунгуров.

Древесина на корню, подчеркнул он, есть капитал, который можно постоянно наращивать. Современные знания и опыт учёных и лесоводов позволяют, при определённых затратах, его минимум удвоить. Это достигается за счёт выращивания лесов требуемого породного состава и качества, сокращения оборота рубки, повышения продуктивности. Интенсификация ведения лесного хозяйства и лесопользования – это не одномоментная акция, а постоянный, кропотливый труд всех работников отрасли во взаимосвязи с лесной наукой, требующий довольно значительных финансовых затрат.

Впервые вопросы интенсификации лесного хозяйства на Северо-Западе России, в том числе в Архангельской области, возникли в середине 60-х годов прошлого столетия. При существовавших темпах лесопользования становилось очевидным, что лесные ресурсы в отдельных регионах сильно истощены. В то же время текущее и перспективное потребление древесины было весьма высоким. Требовались меры по исправлению ситуации. Учёными института был составлен прогноз потребления древесины по регионам и темпы воспроизводства лесов на уровне ведения лесного хозяйства и лесопользования того времени. Баланс был неутешительный, сказал Сунгуров. Сырьевые ресурсы оказались сильно истощены, и требовался новый подход к ведению лесного хозяйства и лесопользованию.

Перед учёными ставилась задача по обоснованию мероприятий для интенсификации воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования. Были разработаны комплекс мероприятий по ведению лесного хозяйства для повышения продуктивности лесов и неистощительного их использования, методика расчёта неистощительного пользования лесом на длительную перспективу, которая учитывала применение интенсивных методов ведения лесного хозяйства и исключение недостатков прежней методики определения расчётной лесосеки (учёт периода возобновления и смены пород, новые методы искусственного и естественного лесовозобновления, ухода за лесами и формирования насаждений, повышение продуктивности лесов путём мелиорации и применения инновационных способов рубок).

По мнению Сунгурова, в связи с распадом СССР, потерей единой системы управления лесами в стране, передачей полномочий по управлению лесами субъектам РФ, а большинства функций лесного хозяйства – арендаторам лесных участков положение с качественным состоянием лесов области и лесопользованием ухудшилось. Существовавшая ранее законодательная и нормативная база воспроизводства и пользования лесами была разрушена. Вновь принятый Лесной кодекс РФ по существу отменил прежнюю систему управления лесами и ведения лесного хозяйства. Многолетнее интенсивное использование лесов Архангельской области и нехватка экономически доступных лесов, в особенности насаждений с высоким выходом ценных и востребованных сортиментов, стали мотивирующим фактором для развития интенсивной модели устойчивого управления лесами, которая основывается на непрерывном, неистощительном и неуменьшающемся пользовании лесами и расширенном воспроизводстве лесных ресурсов, т. е. интенсификации лесного хозяйства. 

Для того, чтобы повернуть лесное хозяйство и лесопользование в направлении интенсификации, необходим ряд мер. В частности, создать эффективную систему учёта и инвентаризации лесов области, разработать долгосрочную программу воспроизводства лесных ресурсов, которая должна базироваться на глубоком знании закономерностей роста и формирования лесов, их продуктивности, товарности и экономической доступности, создать систему маркетинга лесной продукции и прогноза потребления её на длительную перспективу, использовать результаты прогноза в формировании лесной политики области для выбора приоритетов развития предприятий лесного комплекса и направлений развития лесного хозяйства, условия для формирования спроса на древесную продукцию на внутреннем рынке (увеличение номенклатуры выпускаемой продукции за счёт глубокой переработки древесины). Необходимо также разработать и внедрить наукоёмкие инновационные технологии в лесохозяйственное производство, имитационные модели функционирования лесных экосистем при различных сценариях ведения лесного хозяйства, приступить к разработке долгосрочной программы интенсификации Архангельской области.

В дискуссию с учёным вступил гендиректор АЦБК Михаил Папылев. По его мнению, интенсификация в регионе должна проводиться на тех территориях, где это будет оправдано с экономической точки зрения.

Подводя итоги заседания координационного совета, заместитель министра природных ресурсов и ЛПК области Сергей Шевелев отметил:

- Прозвучали различные подходы к проблеме интенсификации лесного хозяйства, что будет учтено при разработке стратегии развития лесной сферы региона и проявлении законодательных инициатив в виде наших предложений в адрес Минприроды РФ. Вместе с тем участники обсуждения вопроса однозначно сошлись во мнении, что в целом лесная национальная политика должна строиться с учётом региональных особенностей нашего Поморья.

Валерий ДМИТРИЕВ.


Дата публикации: 20 августа 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(117)


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий