Разговор по существу

В конце октября в админи страции Архангельской области состоялось совещание по итогам пожароопасного сезона и выпол нению лесовосстановительных работ в 2011 году.

 

Предполагалось, что губернатор Илья Михальчук поприсутствует лишь в начале совещания, выступит с приветственным словом, задаст, так сказать, импульс и направление, после чего уйдёт на другое совещание.

 

Вышло всё по-иному. Губернатор никуда не ушёл и стал главным действующим лицом совещания.

 

Поначалу отменил все доклады, в том числе и свой, о проделанной работе и возникавших проблемах. Потребовал от всех выходящих на трибуну говорить о том, что надо сделать, чтобы в следующем году лесные пожары тушить оперативнее и с наименьшими затратами.

 

Гнев губернатора обрушился и на министерство ПР и ЛПК, его подведомственные структу ры, «Архобллес», Авиалесоохрану, лесничества. А также на руководителей муниципальных образований, которые этим летом не сумели должным образом противостоять лесным пожарам.

 

В то время когда на тушении лесных пожаров работали сотни пожарных из других регионов России, город Архангельск направил на борьбу с огнём 16 человек, а Приморский район — 10 человек. И если количество пожарных, прибывших из других регионов, превышает число привлечённых на тушение лесных пожаров из Архангельской области, это пока затель слабой организации всех областных структур.

 

Губернатора возмутило, что немало лесопожарной техники «Арх-обллеса» стояло в Котласе для подстраховки предприятий ОАО «Группа Илим», у которого лесной техники и так предостаточно. Или тот факт, что летом на совещании у губернатора директор одного из архангельских лесозаводов вместо того, чтобы срочно принять решение о выделении людей и техники на тушение лесных пожаров, начал «философствовать» и отка зался выполнять распоряжение губернатора.

 

Не устраивают губернатора сроки ликвидации пожаров: на некоторых пожарах борьба с огнём идёт целую неделю, и лишь 20% лесных пожаров ликвидируется в течение суток после обнаружения.

 

И если к лесопожарному сезону 2012 года не будет создана си стема, позволяющая оперативно тушить лесные пожары, это будет подтверждением, что абсолютно все не справляются со своими обязанностями. В том числе и губернатор, не сумевший сформировать команду и нацелить её на работу.

 

Ни один арендатор лесных участков не наказан за отвратительную организацию тушения лесных пожаров.

 

Как показала практика, на планшетном компьютере прекрас но видно карту местности, самолёт – который в виде точки перемещается по карте. Это же незаменимая вещь для лётчиков-наблюдателей! Губернатор забрал три планшетника у чиновников и передал их лётчикам-наблюдателям.

 

После довольно сурового вступления и раздав всем сестрам по серьгам, в смысле — выдав изрядную порцию критики в адрес своих подчинённых и арендаторов и самокритики в собственный адрес, губернатор пригласил на трибуну главу Пинежского района Александра Хромцова.

 

По мнению Александра Владимировича, не следует делить лесные пожары на свои и чужие. Так, пожары в наземной зоне прежде считались своими, в авиазоне – чужими. В этом году в Пинежском районе все пожары стали общие! Привлекали парашютистов- пожарных на тушение лесных пожаров в наземной зоне. Профессионалы высочайшей квалифика ции — парашютисты-пожарные тушили пожары в наземной зоне в кратчайшие сроки.

 

Руководить тушением лесных пожаров в районе должен один человек. Это глава района либо специалист, назначенный главой. Когда появляется несколько руководителей – начинается неразбериха. Нет порядка и в предоставлении отчётности по лесным пожарам. В области существует Единая диспетчерская служба (ЕДС), в ней и должна быть сконцентрирована вся информация о лесных пожарах. Все структуры, заинтересованные в получении информации о лесных пожарах, должны обращаться только в ЕДС.

 

Так, в пик горимости лесов глава района в течение суток обязан докладывать о лесных пожарах семи (!) различным структурам. И это когда каждая минута на счету.

 

Ещё один парадокс отчётно сти: пожар ещё не потушен, а некоторые структуры требуют – отчитайтесь, что этот пожар ликвидирован. Следом за настоятельной просьбой отчитаться о ликвидации ещё не потушенного пожара по электронке приходит письмо с вопросом – на кого относить расходы на дальнейшее тушение пожара?

 

После ликвидации лесного пожара лесопатологам надо производить обследование пострадавшего от огня участка леса по фактическим данным, а не по отчёту о ликвидации пожара.

 

Александр Владимирович дал высокую оценку работе сотрудни ков МВД и УФНС, участвовавших в тушении отдалённых от населённых пунктов лесных пожаров. При этом офицерам МВД и УФСИН всё же необходимо пройти специальное обучение по тушению лесных пожаров, и тогда помощь этих структур будет ещё эффективнее.

 

По мнению Александра Хромцова, в профилактике лесных по жаров должны участвовать не только лесничие и участковые, но и все структуры, работающие в районе. Очень много надзирающих, контролирующих, проверяющих структур, и если все они примут участие в профилактике лесных пожаров, эта деятельность пойдёт на пользу делу. В любом случае, когда профилактическую беседу проводит человек в погонах (УВД, МЧС, прокуратура, Служба судебных приставов), эффект выше.

 

Александр Хромцов предло жил в пожароопасный период не запрещать лесозаготовки. Как выяснилось, за последние 3 года ни одного лесного пожара по вине лесозаготовителей не возникло. И даже если возникнет пожар, лесозаготовители тут же своими силами потушат его.

 

Лесозаготовительные участки разбросаны по всей территории района, и лесозаготовители — это эффективная боевая сила, способная в считанные часы собраться и выехать к месту тушения лесного пожара. А вот в случае запрета лесозаготовок люди и техника выезжают из леса, технику ставят на ремонт и техобслуживание, люди уходят в отпуска. Возникнет лесной пожар — а под рукой нет ни людей, ни техники.

 

Так что скорее наоборот — на до требовать от лесозаготовителей, чтобы в пожароопасный период они организовывали как можно больше вахтовых участков, лесосечных бригад, обеспечили с ними надёжную радиосвязь.

 

Ещё один пример взаимодей ствия и взаимовыручки: возник пожар в арендованной базе Соломбальского ЛДК, и районные власти привлекли на тушение этого пожара лесозаготовителей группы «Титан», которые оказались ближе к месту пожара.

 

Привлечение безработных на тушение лесных пожаров не всегда оправдано. Эти люди не обучены, не имеют спецодежды, а зачастую и желания работать. А лесозаготовители – это мобильные группы людей, готовые включиться в тушение лесного пожара.

 

В Пинежском районе отмечено два случая, когда в районе лесозаготовок возникло два пожара от сухой грозы. Благодаря тому, что на отдалённом участке находились люди, техника – эти пожары потушили в кратчайшее время. А вот если бы не было лесозаготовителей, эти пожары неминуемо разрослись бы до крупных размеров и для тушения потребовалось бы стягивать крупные силы.

 

Или ещё пример. Лес ведь везут за 100 км и больше, и случалось, что водитель, увидев пожар, сообщал о нём по рации, и тут же принимались меры к тушению пожара. По мнению Александра Владимировича, заставлять арендаторов заниматься подготовкой
парашютистов-пожарных и лётчиков-наблюдателей не совсем разумно, обучением таких специалистов должно заниматься государство.

 

Как считает Александр Хромцов, самая неуправляемая структура при тушении лесных пожаров – это железная дорога. Железнодорожники летом продолжают жечь старые шпалы, крайне трудно заставить железнодорожников тушить зачастую возникшие по их вине пожары рядом с полосой отвода железной дороги. Повлиять на железнодорожников районная власть не может, а транспортная прокуратура в этом деле бездействует и безмолвствует.

 

Самая сложная проблема – взаимодействие с энергетиками, которые, прикрываясь ведомственными инструкциями, почти не оказывают помощи в тушении лесных пожаров.

 

Необходимо обязать все об ластные и федеральные структуры, работающие в районе, присутствовать на оперативных совещаниях по ликвидации лесных пожаров. Лесные пожары – это общая беда, и ликвидировать их надо всем миром, сторонних наблюдателей быть не должно.

 

Завершая своё выступление, Александр Владимирович под держал идею создания в области единого центра тушения лесных пожаров.

 

По словам Александра Молчанова, главы Плесецкого района, за июль и август на территории района возникло до 90 пожаров на общей площади 11,5 тыс. га. Все арендаторы района участвовали в борьбе с огнём, но некоторые к этой борьбе не были готовы. Не подготовлен ными оказались и люди, и техника.

 

Решено впредь накануне по жароопасного сезона не только рассматривать планы борьбы с огнём, но и проводить смотр техники. Нынешнее лето показало, что при ликвидации лесных пожаров остро не хватает технических средств для подвозки воды. Арендаторам приходилось ставить на лесовозы ёмкости с водой, мотопомпы. Эффективно показали себя на локализации лесных пожаров мощные бульдозеры. Благо, что в районе развита промышленность, и не только лесная, и такие предприятия как Североонежский бокситовый рудник, Савинский цементный завод, «Спецстрой России», дорожники по первому звонку направили технику на пожары. Многие из этих предприятий впоследствии даже не выставили счета за эту технику.

 

По словам Александра Анатольевича, с крупными, технически оснащёнными предприятиями необходимо заранее заключать договоры о привлечении людей, техники на тушение лесных пожаров. Один из недостатков в организации тушения лесных пожаров — позднее информирование о пожарах и как следствие позднее реагирование.

 

В районе должен быть единый штаб управления по тушению лесных пожаров, который получает всю информацию о лесных пожарах и принимает решения о ликвидации.

 

Примечательно, что большая часть пожаров произошла не в арендованных, а в свободных от закрепления лесах. А если пожар возникал на арендованном лесном участке, арендаторы тут же принимали меры к его ликвидации.

 

Часть лесных пожаров возникла по вине железнодорожников. В ночное время особенно хорошо видно, как из выхлопных труб те пловозов летят искры, которые способны поджечь сухую придорожную траву, после чего огонь перекидывается на лес. А вот пожарный поезд выделяется на тушение с большим скрипом – не говоря о том, чтобы направить силы на тушение пожара, вышедшего за пределы полосы отвода железной дороги.
(Окончание в следующем номере)

 


Дата публикации: 7 ноября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий