Гострудинспекция информирует

Как того требует законодательство, Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее в тексте Гострудинспекция) подводит итоги своей работы за истекший год, готовит подробный и довольно объёмистый (до 100 страниц) доклад в Правительство РФ.

По мнению руководителя Гострудинспекции Вячеслава Панкова, доклад содержит всесторонний анализ деятельности Гоструд-инспекции и взаимодействия её с региональными и федеральными структурами. Наиболее интересные для наших читателей части доклада мы сегодня публикуем.

Пробелы в законодательстве

До настоящего времени должным образом не урегулировано правовое положение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление данной категории работников компенсации за работу в указанных условиях, установленное Правительством Российской Федерации.

Однако соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие условия предоставления работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращённой продолжительности рабочего времени, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и размер повышения оплаты труда в зависимости от класса вредности условий труда, до настоящего времени не утверждены в установленном порядке и не введены в действие.

В трудовом законодательстве не урегулирован должным образом вопрос о применении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с неблагоприятными климатичес-кими условиями.

В частности, в соответствии со статьёй 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Однако действующие нормативные правовые акты по вопросу начисления районного коэффициента и процентной надбавки, принятые в период существования СССР, также предусматривают начисление указанных выплат к заработной плате.

Необходимо также особо отметить неудовлетворительное состояние нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда.

В этой связи следует констатировать, что подавляющее большинство применяемых в настоящее время на практике отраслевых Правил охраны труда и практически все межотраслевые Правила охраны труда фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, по следующим основаниям:

практически все (включая около 30 межотраслевых правил, утверждённых в прежние годы Минтруда России) по разным причинам не прошли в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации;

все они без исключения противоречат положениям Федерального закона «О техническом регулировании», так как содержат правовые нормы, отнесённые к сфере регулирования законодательства о техническом регулировании;

подавляющее большинство правил были утверждены более 10 лет назад и в настоящее время фактически потеряли свою юридическую силу, так как в соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» было установлено, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Однако решение о продлении срока действия большинства указанных отраслевых правил охраны труда не принималось и в настоящее время принято быть не может ввиду отсутствия органов власти, их утвердивших.

 

Права и обязанности госинспекторов

Государственные инспекторы труда при исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, не зависимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. При осуществлении надзорной деятельности государственные инспекторы труда обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда (часть 1 статьи 358 Трудового кодекса Российской Федерации);

хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности (часть 2 статьи 358 Трудового кодекса Российской Федерации);

считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (часть 2 статьи 358 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

О взаимодействии

В 2011 году значительное внимание Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе уделялось взаимодействию с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными на осуществ-ление надзора и контроля в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и объединениями профсоюзов. Так, только с органами прокуратуры было проведено 75 (2010 г. –116) совместных проверок, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду – 71 (2010 г. – 98) проверка, с органами технологического надзора – 1 (2010 г. – 0) проверка.

Так, совместно со специалис-том по охране труда администрации г. Новодвинска проведены 2 плановые проверки в организациях г. Новодвинска (ООО «Компания Д.О.М.», ООО «СМП «ВИРГО»).

Совместно с органом по труду администрации МО «Вилегодский муниципальный район» проведены проверки в ИП Климов В. Л., ИП Цывцын В. Г., ИП Григораш В. В., ИП Гогохия Р. Р.

Совместно с органом по труду администрации МО «Красноборский муниципальный район» проведена проверка в ИП Брызгалов В. В.

При расследовании несчастных случаев на предприятиях, где имеются профсоюзные организации, всегда участвуют члены профсоюзных организаций и представители соответствующих обкомов профсоюзов.

Так, при расследовании нес-частного случая со смертельным исходом, происшедшего с электромонтёром линейных сооружений телефонной связи и радиофикации Архангельского филиала ОАО «Ростелеком» в комиссии по расследованию участвовал представитель Архангельской областной организации профсоюза работников связи.

При расследовании несчастного случая, происшедшего со сторожем службы внутренней безопасности ФГОУ АО ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет» в комиссии по расследованию участвовал представитель первичной профсоюзной организации работников и обучающихся САФУ.

В порядке реализации полномочий, установленных статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, при выявлении в ходе надзорной деятельности признаков преступлений, предусмотренных статьями 143, 145, 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году госинспекторами труда в органы прокуратуры было направлено 199 материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц уголовных дел, в том числе по результатам проведённых расследований несчастных случаев на производстве – 166 материалов (2010 г. – 169).

По задолженности о выплате заработной платы в прокуратуру направлено 33 материала, что на 50% больше, чем в 2010 году.

При разработке годовых перспективных планов работы государственной инспекции труда предусматривается взаимодействие с органами прокуратуры. Совместные проверки с районными и городскими прокуратурами планируются при составлении квартальных планов. Наряду с плановыми проверками с областной, городскими и районными прокуратурами проводятся и внеплановые проверки по соблюдению законодательства о труде.

По результатам совместных проверок государственными инспекторами труда оформлялись акты, на основании которых (по ряду проверок) прокуратуры выносили постановления о возбуждении дел об административном правонарушении. Государственные инспекторы труда, проводившие проверки, в установленном порядке рассматривали и выносили постановления о назначении административного наказания. Такая форма взаимодействия является наиболее плодотворной и действенной в пресечении нарушений законодательства.

По обращению в Гострудинспекцию работника ЗАО «Мостостроительный отряд № 9» о невыплате заработной платы проведена проверка соблюдения законодательства о труде и охране труда совместно с прокуратурой Октябрьского района г. Архангельска. В результате проверки в ЗАО «Мостостроительный отряд № 9» выявлены нарушения зако-нодательства о труде и охране труда, в том числе по невыплате заработной платы. По результатам проверки генеральному директору ЗАО «Мостостроительный отряд № 9» выдано обязательное для выполнения предписание.

Совместно с прокуратурой Няндомского района проведены внеплановые проверки в ОАО «Архоблэнерго» Няндомский филиал, ООО «Няндома-Лес».

Совместно с прокуратурой Устьянского района проведена проверка в ОАО «Дмитриевский ЛПХ», в ходе которой установлены нарушения законодательства о труде и охране труда. По результатам проверки прокурором Устьянского района вынесены постановления о возбуждении дел об административном производстве в отношении юридического лица ОАО «Дмитриевский ЛПХ» и должностных лиц предприятия (генерального директора и инженера по охране труда).

Совместно с Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области».

Совместно с прокуратурой Холмогорского района Архангельской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ИП Амирасланов Ш.

В ходе совместной проверки с прокуратурой Ломоносовского района г. Архангельска по обращению работников ООО «Спецдорстрой-Терминал» о нарушении трудовых прав установлены нарушения законодательства о труде и охране труда, в том числе по обеспечению проведения аттес-тации рабочих мест по условиям труда и учёту фактически отработанного времени.

По результатам проверки должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. По всем выявленным в ходе проверок нарушениям законодательства о труде инспектором труда работодателям  предъявляются предписания об их устранении, исполнение которых контролируется.

(Продолжение в следующем номере)


Дата публикации: 12 марта 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №04(109)


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий