Итоги года Гострудинспекции

По традиции, наша газета ежегодно публикует наиболее важные части доклада Госинспекции труда в Архангельской области и НАО за истекший год, полагая, что информация станет поводом для анализа и принятия мер к устранению нарушений. Полный текст доклада — на сайте нашей релакции. 

Нестыковки законодательства
До настоящего времени должным образом не урегулировано правовое положение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают порядок предоставления данной категории работников компенсаций за работу в указанных условиях, установленный Правительством Российской Федерации. Однако соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие условия предоставления работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не утверждены в установленном порядке и не введены в действие. 
Также до настоящего времени в трудовом законодательстве не урегулирован должным образом вопрос о применении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
В частности, в соответствии со статьёй 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Действующие нормативные правовые акты по начислению районного коэффициента и процентной надбавки, принятые в период существования СССР, также предусматривают начисление указанных выплат к заработной плате.  
В минимальный размер оплаты труда включаются стимулирующие и компенсационные выплаты за
работу в условиях, отклоняющихся от нормальных работ в особых климатических условиях. Однако в случае такого приравнивания районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате норма статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации вступает в противоречие с нормой специальной статьи 315, содержащейся в разделе Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающем особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
Необходимо также особо отметить неудовлетворительное состояние нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда.
Так, подавляющее большинство применяемых в настоящее время на практике отраслевых Правил охраны труда и практически все меж-отраслевые Правила охраны труда фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, по следующим основаниям:
практически все они (включая около 30 межотраслевых правил, утверждённых в прежние годы Минтрудом России) по разным причинам не прошли в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации;
все они без исключения противоречат положениям Федерального закона «О техническом регулировании», так как содержат правовые нормы, отнесённые к сфере регулирования законодательства о техническом регулировании;
подавляющее большинство правил были утверждены более 10 лет назад и в настоящее время фактически потеряли свою юридическую силу. И в соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года (№ 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда») было установлено, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Однако решений о продлении срока действия большинства отраслевых правил охраны труда не принималось и в настоящее время принято быть не может ввиду отсутствия органов власти, их утвердивших.
 
 
Проведённые проверки
В 2012 году значительное внимание государственной инспекции уделялось взаимодействию с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и объединениями профсоюзов.
При разработке планов работы инспекторами предусматривается взаимодействие с органами прокуратуры и профсоюзами. Наряду с плановыми проверками с профсоюзами и прокуратурами, проводятся и внеплановые проверки по соблюдению законодательства о труде.
По результатам совместных проверок инспекторами оформлялись акты, на основании которых (по ряду проверок) прокуратурой бы-
ли вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях. Инспекторы, проводившие проверки, в установленном порядке рассматривали и выносили постановления о назначении административного наказания. Такая форма взаимодействия является наиболее плодотворной и действенной.
Вместе с тем, часть 5 статьи 3 Федерального Закона № 294 ФЗ указывает на недопустимость проведения проверок в отношении од-
ного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В 2012 прокуратурой было проведено 30 проверок.
Октябрьский район — ИП Крыловой В. В., в муниципальном учреждении «Центр охраны прав детства», ООО «Аварком-Сервис Архангельск», ИП Левашовой З. П., ООО «Энергобизнес», ООО ЧОО «Пардус-Альфа», ООО «Баренц-Тур», ООО «Турактив», ГУ ОАО «ТГК-2» по АО, в ИП Суполова 
Ю. В., ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница».
Ломоносовский район — МДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 121 «Золушка», МБОУ СООШ № 28, ООО «АТП-5».
Соломбальский район — ГУ «Архангельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», ИП Шаутина С. Ю., ГБОУ СПО АО «Архангельский аграрный техникум».
Плесецкий район — ОАО «РН–Архангельскнефтепродукт Плесецкий филиал».
А также проведена проверка в ОАО «Архангельский морской торговый порт» и ООО «Альтаир».
По всем выявленным в ходе проверок нарушениям законодательства о труде работодателям предъявлены предписания об устранении нарушений, исполнение которых находится на контроле у государственных инспекторов труда.
В 2012 году госинспекторами труда в органы прокуратуры было направлено 173 материала о возбуждении в отношении виновных лиц уголовных дел, в том числе по результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве — 167 материалов.
По постановлениям государственных инспекторов труда рассмотрено 425 административных дел, по которым вынесено 376 постановлений о назначении административного наказания, 6 материалов возвращены для устранения недостатков, по 43 делам производство по делу прекращено. Общая сумма наложенных административных штрафов по административным делам составила 4258,5 тыс. рублей.
За 2012 год (по оперативным данным регионального отделения ФСС) зарегистрированное количество пострадавших от несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями по сравнению с прошлым годом снизилось на 28,1% и составило 77 человек (за 2011 год – 107), общее количество несчастных случаев по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 15,7% и составило 873 человека. 
По оперативным данным Государственной инспекции труда, зарегистрированное количество по-
страдавших от несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями составило 86 человек, со смертельным исходом – 21 человек (за 2011 год – 22).
Результаты проведённого анализа свидетельствуют, что благодаря комплексу предпринимаемых мер, включая надзорную деятельность госинспекции труда, в 2012 году тенденция к снижению несчастных случаев с тяжёлыми последствиями сохраняется.
Проведённый инспекцией труда анализ свидетельствует, что наибольшее количество погибших в результате несчастных случаев на производстве и высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности, как транспорт и связь, обрабатывающие производства, сельское хозяйство. 
Снижение абсолютного количества погибших в результате несчастных случаев на производстве отмечено в таких отраслях экономики, как:
обрабатывающие производства (2011 г. – 4; 2012 г. – 2);
транспорт и связь (2011 г. – 6; 2012 г. – 3);
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (2011 г. – 1; 2012 г. – 0).
Вместе с тем, увеличение абсолютного количества погибших в результате несчастных случаев на производстве отмечается:
в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (2011 г. – 6; 2012 г. – 8);
лесное хозяйство и предоставление услуг в этой отрасли (2011 г. – 3; 2012 г. – 8);
рыболовство, рыбоводство (2011 г. – 0; 2012 г. – 1);
добыча полезных ископаемых (2011 г. – 0; 2012 г. – 1);
производство транспортных средств и оборудования (2011 г. – 1; 2012 г. – 2);
строительство (2011 г. – 1; 2012 г. – 2).
Показатель смертельного травматизма остался на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом в оптовой и розничной торговле (2011 г. – 2; 2012 г. – 2);
Госинспекцией обобщались сведения о происходящих в организациях Архангельской области и Ненецкого автономного округа несчастных случаях на производстве:
- количество групповых несчастных случаев, тяжёлых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
- абсолютное количество пострадавших на производстве со смертельным исходом в организа-циях различных видов экономической деятельности, включая пострадавших на производстве женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет;
- распределение несчастных случаев по видам происшествий и причинам.
За текущий год в предприятиях и организациях Архангельской области и Ненецкого автономного округа Государственной инспекцией труда расследовано 182 несчастных случая, в том числе с тяжелыми последствиями — 168. Из общего количества расследованных несчастных случаев 61 не были связаны с производством, в том числе 52 со смертельным исходом. По 28 несчастным случаям материалы направлены в иные инспекции (по месту государственной регистрации работодателя).

Защита прав граждан
С целью обеспечения защиты прав граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены труда, в 2012 года было проведено 863 проверки по охране труда, по результатам которых выдано 937 предписаний. При проведении проверок основное внимание уделялось профилактическим мерам, направленным на предупреждение и локализацию правонарушений, являющихся основными причинами несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
В ходе проведённых проверок было выявлено 9056 нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда, в целях устранения которых работодателям выдано 937 предписаний, из которых в установленные сроки было исполнено 816 предписаний, а удельный вес устранённых в отчётный период нарушений по охране труда составил 83,7%.
В целом за 2012 год проведено в плановом порядке 289 проверок, тогда как остальные проверки (66,5% от общего количества проведённых проверок) проводились во внеплановом порядке и были обусловлены необходимостью расследования несчастных случаев на производстве и рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан.
Наибольший удельный вес в общем количестве проведённых проверок приходится:
на организации оптовой и розничной торговли – 14,6%,
транспорт и связь – 8,9%,
строительство – 12,2%,
обрабатывающие производства – 7,6%,
образование – 17,3%,
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 7,5%,
здравоохранение и предоставление социальных услуг – 6,6%,
операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг – 5,1%,
государственное управление и обеспечение безопасности – 4,1%,
лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области – 5,2%,
производств, передача и распределение электроэнергии – 4,1%,
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области – 2,7%,
гостиницы и рестораны – 2,5%,
добыча полезных ископаемых – 0,9%,
финансовая деятельность – 0,1%,
рыболовство, рыбоводство – 0,6%.
По видам экономической деятельности количество проведённых проверок приходится на организации:
сельское хозяйство и охота – 23,
лесное хозяйство – 45,
рыболовство и рыбоводство – 5,
добыча полезных ископаемых – 8,
обрабатывающие производства – 66,
строительство – 105,
транспорт и связь – 77,
производство и распределение электроэнергии – 35,
оптовая и розничная торговля – 126,
гостиницы и рестораны – 22,
финансовая деятельность – 1,
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 44,
государственное управление и обеспечение военной безопасности — 35,
образование – 149,
здравоохранение и предоставление социальных услуг – 57,
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 65.
Состояние условий и охраны
труда во многих организациях Архангельской области и НАО, по мнению Госинспекции, по-прежнему остаётся неудовлетворительным.

Дата публикации: 18 марта 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(129)
Теги: Социальная сфера




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий