Леспромхоз на Пинеге

26 мая 2008

В одном из «зимних» номеров газеты мы рассказали о предприятии «Карпогорылес», и, как оказалось, руководитель этого лес­промхоза Михаил Сенчишин является гендиректором ещё одного предприятия — ООО «Пинежьелес», расположенного почти «рядом», в каких­нибудь 150 км, если считать расстояние по реке Пинега от села Карпогоры до посёлка Пинега.

Путь из Архангельска до Пинеги неблизкий, а по весне вообще попасть сложно, поскольку автомобильное сообщение изза паводка прекращается. Поэтому гораздо быстрей до Пинеги добраться с оказией. Так и случилось. Михаил Васильевич закончил свои дела в Архангельске, и мы вместе выехали в Пинегу. Сначала на «газели» доехали до деревни Петухово (34й км реки Пинега). Автодорога, связывающая Пинегу с Архангельском, в этом районе уже перекрыта вешними водами, и за нами пришёл штабной катер КС100 «Карпогорылес­2», на нём­то за 4 часа и поднялись до Пинеги.

Пока на перекладных добирались до места, было предостаточно времени побеседовать с Михаилом Васильевичем и полюбоваться сказочно красивыми пинежскими пейзажами.

Краткая история ООО «Пинежьелес» такова: в социалистические времена работал

Пинежский леспромхоз после акционирования стал называться ОАО «Пинегалес», а после банкротства в 2001 году было образовано ООО «Пинежьелес», вошедшее в состав группы компаний ПКП «Титан». По словам Михаила Васильевича, сегодня «Пинежьелес» – это современное лесозаготовительное предприятие, а когда он приехал
в этот леспромхоз, получил
«в наследство» 14 млн. рублей долгов — в основном по уплате НДФЛ и платежам в Пенсионный фонд.

В первую очередь было принято решение отказаться от хлыстовой заготовки леса и перейти на сортиментную. Это дало возможность избежать больших затрат на работу нижнего склада и отгрузку древесины ж/д транспортом. Теперь лес из делянок «едет» в Архангельск прямо во двор лесопереработчикам.

При этом перевозками леса автотранспортом занялись не только леспромхоз, лесопереработчики – Архангельский ЦБК и Лесозавод № 25, но и местные предприниматели. Часть древесины, в основном балансы, вывозилась в Пинегу и штабелевалась для дальнейшей отгрузки баржами или укладывалась в плоты, которые начали формировать на Пинеге после многолетнего перерыва.

Чтобы набраться опыта, специалисты «Пинежьелеса» ездили в Борецкий и Конецгорский леспромхозы, «Мамонихалес», Беломорскую сплавную компанию; обращались за советом к ветеранам лесосплава Пинежского леспромхоза. И к навигации 2008 года в леспромхозе было сформировано 4 плота общим объёмом 26 тыс. кбм, 35 тыс. кбм было уложено в штабеля для отгрузки в баржах.

В леспромхозе довольно сильный управленческий аппарат. Среди рабочих немало опытных механизаторов, не один год отдавших работе в лесной отрасли. В конечном итоге усилия всего коллектива позволили за 1,52 года выплатить часть старых долгов, и на 1 мая 2008 года общая задолженность ЛПХ по налогам и платежам уменьшилась до
5 млн. рублей.

По словам главного бухгалтера Елены Лемеховой, за
последнее время дела на предприятии улучшились – повысились производительность труда, комплексная выработка на одного работающего, что в свою очередь позволило за короткий срок значительно увеличить зарплату в лес­промхозе.

Для перехода ЛПХ на сортиментную заготовку «Титаном» было приобретено три лесозаготовительных комплекса – два фирмы «Катарпиллер» и один сборный — харвестер «Вольво» и форвардер «Роттне».

По выгодной для ЛПХ лизинговой схеме комплексы были переданы предприятию. Рассрочка платежа за машины по договору составляет 35 лет, древесину у леспром­
хоза «Титан» приобретает по рыночной цене, что позволило «Пинежьелесу» частично выплатить старые долги, устойчиво работать и своевременно расплачиваться за комплексы.

Таким образом, всю производственную программу по лесозаготовкам в «Пинежьелесе» в основном выполняют
3 комплекса. Ручную заготовку леса ведут индивидуальные предприниматели, работающие с леспромхозом по договорам услуг.

Далеко не весь лесфонд пригоден к машинной заготовке, и было решено привлечь для работы в неудобьях, заболоченных местах, на крутых склонах (как их здесь называют – мургах) местных предпринимателей.

В леспромхозе посчитали выгодным передать индивидуальным предпринимателям в аренду бывшие в эксплуатации лесовозы. Так малый бизнес на обоюдовыгодных условиях помогает леспромхозу вести заготовку и вывозку леса.

По словам Михаила Васильевича, особое внимание в леспромхозе уделяется строительству лесовозных дорог. В этом году запланировано построить 5 км дорог, в ближайшей перспективе – 13 км. Для решения дорожной проблемы леспромхозом приобретено 6 самосвалов КамАЗ, грейдер, грейдозер, бульдозер, сделан заказ на экскаватор. Именно успешное дорожное строительство и будет определять перспективу «Пинежьелеса».

В период весенней и осенней распутицы леспромхоз не имеет возможности отгружать древесину автотранспортом. Чтобы предприятие могло работать бесперебойно, платить зарплату, налоги, ПКП «Титан» производит предоплату за уже заготовленную, но ещё не отгруженную потребителям древесину.

Весна — сложный и ответ­ственный период для приреч
ных леспромхозов, надо успеть отправить все плоты, отгрузить лес, «нацеленный» на баржи. Главное, чтобы подошла вода, обеспечив водосъёмные горизонты для плотов, и своевременно прибыли плотоводы, плавкраны и баржи.

Пинега река своенравная, и вода в ней прибывает и убывает не считаясь с желанием сплавщиков. В дни командировки в Пинегу стояла замечательная «сплавная» погода – шёл дождь со снегом и вода в Пинеге понемногу прибывала. Плавкран Северного речного пароходства 13 мая закончил погрузку первой баржи с лесом. С Северной Двины к плотам «Пинежьелеса» поднимались четыре буксира Беломорской сплавной компании. Планировалось, что два крайних плота будут переставлены с плотбища на более глубокую лесостоянку близ деревни Цимола, два оставшихся будут взяты на буксир и отправятся в Архангельск.

Быстротечна навигация на Пинеге, а работы предстоит ещё немало.

 

Соревнования будут
в Пинеге

 

Первоначально планировалось провести областные соревнования вальщиков леса в Карпогорах – на базе ООО «Карпогорылес». После консультации организаторы соревнований решили, что Пинега удобнее как в транспортном отношении (до Пинеги из
Архангельска можно добраться автотранспортом), так и для размещения участников и гостей.

Пинежскому лесничеству предстоит выбрать делянку поближе к дороге, такую, чтобы деревья на ней соответствовали требованиям правил, по которым проводятся соревнования вальщиков.

Если соревнования в очередной раз перенесут на новое место и назначат новую дату их проведения – мы сообщим об этом первые.

 

Человек дела

 

В июне все творческие люди страны отметят День изобретателя и рационализатора. Накануне этого праздника мы попросили Михаила Сенчишина назвать работников, склонных к рационализаторству, которые могут решить любую техническую проблему.

И одним из первых Михаил Васильевич назвал Сергея Петровича Леванидова – ветерана лесной отрасли, много лет отдавшего освоению новой советской лесной техники. Каждый механизатор знает, насколько «сырая» у нас выпускалась и выпускается лесная техника. Чтобы её «довести до ума», надо немало попотеть, или, как шутят в леспромхозе, слегка доработать напильником. И чтобы трелёвочник, сучкорезка, погрузчик, валочная машина заработали – надо проявить столько смекалки, изобретательности, приложить сил, здоровья и нервов, что любому механизатору лесной отрасли можно присвоить звание «Заслуженный изобретатель и рационализатор».

По словам Сергея Петровича, различных технических новшеств при освоении новой техники им внедрено немало. Да почемуто не принято было оформлять их как рацпредложения.

Сейчас Сергей Петрович трудится бригадироммехаником — занимается обслуживанием лесозаготовительных комплексов. А его сыновья Дмитрий и Пётр работают операторами этих современных лесных машин. Вот такая рабочая династия.

 

Лиственницу —

на дрова?

 

Принято думать, что лиственница — самое ценное дерево у нас на Севере, что каждый лиственничный ствол на вес золота и цена за лиственницу соответствующая.

Оказывается, не совсем так. В «Пинежьелесе» я выяснил, что лиственница не имеет спроса и редкий предприниматель едет в Пинегу за ней. Как ни удивительно, лиственница идёт в основном на дрова в кочегарки. Местное население лиственницу для отопления почти не берёт – слишком жаркие из неё дрова, печной кирпич не выдерживает, крошится.

Так и хочется обратиться к читателям «Лесного региона»: предприниматели, найдите возможность рационально и эффективно использовать уникальную породу деревьев. Приезжайте за лиственницей в Пинегу! Не дайте ценной древесине сгореть в кочегарках.

 

 

Когда верстался номер, стало известно, что все 4 плота ООО «Пинежьелес» успешно отбуксированы ООО «Беломорская СПК» потребителям.

По мнению специалистов лесной отрасли, сплавная навигация пока проходит успешно, как на р. Пинеге, так и на Северной Двине.

Теперь важно успеть отгрузить древесину, подготовленную для перевозки в баржах. На радость сплавщикам региона растут уровни воды на реках Вычегда, Сухона и Северная Двина.

Как сообщили нам в диспетчерской Северного речного пароходства, которое занимается погрузкой и буксировкой барж с лесом ООО «Пинежьелес», на сегодняший день (23 мая) вода в р. Пинеге прибывает и погрузка барж идёт по графику.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

АрхангельскПинега­
Архангельск.

Опубликовано в "Лесной Регион"

Другие новости

image
8 февраля 2010
Есть мост через Сотку!
Читать >
image
3 июля 2010
Старый сплавщик
Читать >
image
8 июня 2009
Навигация на Пинеге
Читать >
image
13 июня 2012
Северное предприятие
Читать >