Северное предприятие
13 июня 2012
В Архангельской области есть несколько предприятий, расположенных в красивейших местах. Одно из таких мест — Пинежье. И недаром настоящие туристы готовы ехать за тысячи километров, чтоб полюбоваться рекой Пинегой, пинежскими просторами, сказочными пинежскими пещерами. Командировка в ООО «Пинежьелес» дала и мне возможность в очередной раз оценить красоту и богатство края.
Поводом для командировки была, во-первых, сплавная навигация на Пинеге, во-вторых, ООО «Пинежьелес» заняло почётное второе место в соревнованиях среди лесных предприятий за кубок губернатора, и было бы интересно узнать, как удалось добиться такого успеха и что помешало занять ещё более почётное первое место.
Пока на «газельке» добирались от Архангельска до Пинежского района, времени побеседовать с гендиректором ООО «Пинежьелес» Сергеем Дехтяренко было предостаточно.
По словам Сергея Александровича, ещё два года назад он работал на крупном лесозаготовительном предприятии в Ленском районе. Когда в ООО ПКП «Титан» объявили конкурс на должность гендиректора ООО «Пинежьелес», направил туда резюме, практически не надеясь на положительный ответ, и, к своему немалому удивлению, получил предложение возглавить это предприятие.
Как говорит Сергей Александрович, «Титаном» созданы все условия для работы: это и бытовые – предоставлено благоустроенное жильё, причём на самом берегу Пинеги, это и обеспеченность предприятия необходимой техникой, и различные консультации, что для молодого руководителя крайне важно.
В конечном итоге все эти факторы, а также опыт, полученный на предприятии в Ленском районе, позволили молодому руководителю быстро освоиться на новой должности, сделать всё, чтобы ООО «Пинежьелес» не сбавляло, а увеличивало производственные показатели.
Что касается соревнований за кубок губернатора, Сергей Александрович считает, что была возможность завоевать и кубок, однако две нелепые производственные травмы отодвинули «Пинежьелес» на 2-е место. Хотя все травмы нелепы, все они случаются по неосторожности, при спешке, из-за вроде бы мелкого нарушения правил техники безопасности. И этих двух травм вполне можно было избежать, и пострадавшие не испытывали бы физических страданий, и победа в соревнованиях была за «Пинежьелесом».
За прошлый год предприятие заготовило 147,5 тыс. кбм древесины. Автотранспортом предприятия и других организаций вывезено на Лесозавод 25 и Архангельский ЦБК 125,9 тыс. кбм.
Лесфонд предприятия расположен в основном на левобережье Пинеги, и в этом году возникла проблема с подготовкой ледовой переправы, которую из-за тёплой погоды в ноябре-декабре 2011 года удалось наморозить только в январе.
Поэтому часть балансов складировали на берегу Пинеги для отправки баржами, а вот пиловочник постарались вывезти весь. Сплавная навигация началась и проходила не совсем успешно. Сначала возник многокилометровый затор на реке и уровень воды значительно поднялся, а когда затор разрушился и появилась возможность буксировки плавкранов и барж к местам погрузки, то оказалось, что высокие уровни воды не позволяют провести мощный 15-тонный плавкран под ж.-д. мостом через Пинегу. Потеряно было время и из-за нехватки барж. Такие перебои с отгрузкой балансов вынудили несколько раз перекладывать штабеля балансов. Вода убывала, вылета стрелы крана не хватало, чтобы достать до штабеля, вот и приходилось перекладывать и подвозить древесину ближе к урезу воды, а для этого использовать технику, которая в это время могла бы работать на заготовке и вывозке леса.
На сегодняшний день баржами отгружено 28,6 тыс. кбм, ещё часть древесины, скорее всего, останется до следующей навигации или будет вывезена автотранспортом.
Автор этих строк обратился к руководству Северного речного пароходства с просьбой прояснить ситуацию с обеспечением участка отгрузки «Пинежьелес» баржами.
По словам заместителя генерального директора ОАО «Северное речное пароходство» Владислава Смирнова, нехватка барж под погрузку объясняется тем, что разгрузка гружёных барж идёт медленно. Например, на сегодняшний день (25 мая. – с.к.) в Архпорту в ожидании разгрузки стоит 32 баржи.
Такое положение дел с отгрузкой продукции вынуждает со следующего года возобновить подготовку плотов зимней сплотки. С этой целью Сергей Дехтяренко обратился на кафедру водного транспорта леса САФУ для разработки проекта зимнего плотбища. Если этот проект удастся реализовать, то уже в следующем году появится возможность сформировать плоты зимней сплотки. А более дешёвого вида транспорта леса на сегодняшний день не существует.
Преимуществ у плотового сплава много, но есть два маленьких «но». Во-первых, всегда существует опасность «обсушки» плотов (многие помнят навигацию 2006 года, когда почти все плоты зимней сплотки остались на плотбищах из-за предельно низких уровней воды). И во-вторых, река Пинега отличается не только редкой красотой, но и крутым нравом. Малейшая ошибка судоводителей при буксировке плота чревата аварией. Об этом говорит и практика последних лет: редкая сплавная навигация обходится без аварии плотов. Поэтому крайне важно выбрать судоходную компанию, имеющую в своём штате судоводителей с опытом проводки плотов по Пинеге.
В своенравности реки Пинеги мы сами тут же убедились. Посреди реки наша мотолодка неожиданно села на мель, хотя мимо нас в обоих направлениях неторопливо проходили буксиры с баржами, у которых осадка гораздо больше, чем у нашей моторки. Так что Пинега ошибок судоводителям не простит, реку надо знать как свои пять пальцев и даже лучше.
В «Пинежьелесе» работает всего 120 человек, а заготовило предприятие за 2011 год 147,5 тыс. кбм. Высокая выработка на одного работающего достигается за счёт высокой технической оснащённости предприятия. На заготовке работают только комплексы. Уже в этом году приобретены форвардер LogSet и харвестер Volvo, лесовозы МАЗ, КамАЗ, бульдозер.
Производственный потенциал «Пинежьелеса» благодаря поддержке «Титана» высокий, и заготавливать могли бы больше, но всё упирается в нехватку лесфонда. Ещё бы 30 тыс. кбм «расчётки» – и предприятие работало бы с полной нагрузкой, считает Сергей Дехтяренко.
Большое внимание на предприятии уделяется дорожному строительству, для этого есть и специалисты, и необходимая техника. Есть и новаторские замыслы: так, при строительстве 45-метрового моста через реку Кёлда планируется позаимствовать опыт наших коллег, которые для перекрытия пролётов моста использовали металлические конструкции одного из ярославских заводов, а сваи, понятное дело, изготовить из лиственницы, которой богаты пинежские леса. Мост получится относительно недорогой по затратам, если сравнивать с железобетонным, и грузоподъёмность его высокая – 60 тонн, чтобы лесовозы «Вольво» мог выдерживать, и долговечный, и времени на строительство уйдёт меньше.
Рек, речушек и ручейков в лесфонде «Пинежьелеса» предостаточно, так что опыт строительства мостов через водные преграды накоплен немалый, и от опыта других мостостроителей здесь не отказываются.
Не миновали «Пинежьелес» в прошлом году и лесные пожары, средств на их ликвидацию затрачено около 200 тыс. руб., однако заказчик тушения «Архобллес» до сих пор не расплатился.
В этом году с ликвидацией лесных пожаров могут возникнуть определённые проблемы. Согласно новым требованиям законодательства необходимо иметь лицензию на право тушения лесных пожаров. Расходы на получение такой лицензии, по словам руководителей крупных лесных предприятий, исчисляются в миллионах рублей, таких средств у «Пинежьелеса» нет, а значит, и лицензии нет. Тем не менее пожарная техника на предприятии подготовлена, люди обучены, имеют опыт борьбы с огнём.
Как пояснили в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, с этого года тушением лесных пожаров занимается Единый лесопожарный центр (ЕЛЦ). В случае необходимости ЕЛЦ будет привлекать по договорам на тушение лесных пожаров людей и технику арендаторов. А в случае возникновения чрезвычайных ситуаций будут задействованы все имеющиеся в регионе силы и средства.
Тем не менее Сергей Александрович считает, что не совсем разумно запрещать лесозаготовки, когда в лесах создаётся критическая ситуация с лесными пожарами. Статистика говорит, что по вине лесозаготовителей пожары практически не возникают. А если запретить проведение лесозаготовок, техника из лесу будет выведена, люди отправлены в отпуск или займутся ремонтом лесной техники. И при возникновении лесного пожара в лесу не окажется ни людей, ни техники.
При такой ситуации будет упущено драгоценное время, и небольшой пожар может разрастись до крупного. Поэтому гораздо логичней было бы требование властей наоборот – запретить прекращение лесозаготовок в жаркую погоду, с тем чтобы в лесах области имелись производственные участки, готовые немедленно выдвинуться к месту лесного пожара и приступить к его ликвидации.
Возвращались из командировки поздно вечером, и природа преподнесла ещё один сюрприз – на дорогу вышел красавец лось, посмотрел на наш автомобиль и неспешно, с достоинством направился в лес.
Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №10(115)