Проблемы ЛПК и пути их решения

Публикуем текст выступления директора по развитию ОАО «Архангельский ЦБК» Натальи Пинягиной на прошедшем в Санкт-Петербурге Международном лесном форуме


Архангельский ЦБК является крупнейшим европейским производителем целлюлозно-бумажной продукции, одним из лидеров по производству картона и   целлюлозы в России.

 

Комбинат совместно со своим стратегическим партнёром по поставкам древесного сырья Группой компаний «Титан» по существу образует сбалансированную интегрированную структуру, которая является на северо-западе Архангельской области наиболее инвестиционно активной и динамично развивающейся.

 

Без решительных мер по модернизации, техническому перевооружению производства обеспечить дальнейшее устойчивое и динамичное развитие Архангельского ЦБК невозможно.

 

Решению этой задачи способствует инвестиционная политика предприятия, которая в последнее десятилетие заметно активизировалась.  

 

Модернизация и реконструкция действующих основных средств является приоритетной задачей инвестиционной политики АЦБК, для решения которой в период с 1998 по 2010 гг. было инвестировано в производство более 660 млн. долларов. В результате на комбинате значительно выросла производительность оборудования и объёмы производства, а износ основных фондов снизился с 62% до 48%.

 

Для дальнейшего устойчивого развития Архангельского ЦБК и достижения его стратегических целей на комбинате разработана и внедряется долгосрочная инвестиционная программа на сумму более 327 млн. евро.

 

Программа направлена на повышение эффективности производства, улучшение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, бесперебойное обеспечение предприятия сырьём, на удовлетворение потребности рынка в экологических товарах.

 

В 2008 году Архангельский ЦБК приступил к реализации инвестиционного проекта «Реконструкция производства карто-на», включённого Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных проектов. Общий объём инвестиций в этот проект составит 5,45 млрд. рублей. В основу концепции проекта заложено производство более дешёвого сырья для производства картона и бумаги для гофрирования, увеличение производительности за счёт модернизации КДМ-1 и КДМ-2 и улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции.

 

Однако из-за отсутствия собственных средств и внешних источников в связи с начавшимся кризисом работу по данному проекту в 2009 году пришлось приостановить. Возобновление работ по реализации проекта намечено на четвёртый квартал 2011 года, а пока обновляется информация о потенциальных поставщиках оборудования, уточняются расчёты по проекту.

 

В 2009-2010 годах в рамках реализации инвестиционной программы АЦБК было освоено 280,1 млн. рублей, а до конца 2011 года будет освоено ещё 18 млн. рублей в рамках реализации проекта строительства завода по варке нейтральной сульфатной полуцеллюлозы (НСПЦ). Общая стоимость данного проекта оценивается в 1,314 млрд. рублей.

 

Позднее, в 2012-2014 годах, будут реконструированы две КДМ более чем за 2,8 млрд. рублей
и ТЭС-2 производства картона более чем за 1,3 млрд. рублей.

 

Однако ускоренной реализации инвестиционной программы по стратегическому развитию и модернизации производства на Архангельском ЦБК препятствует   ряд проблем.

 

Так, в фактических затратах на производство довольно большую долю занимают затраты на оплату услуг государственных монополий (транспорт, энергетика, лесные ресурсы).

 

Поскольку по железной дороге на комбинат топливо поставляется в полном объёме, а лесных ресурсов и химикатов завозится более 70%, то постоянный рост железнодорожных тарифов резко увеличивает издержки предприятия. Кроме того, в результате отмены кодов исключительных тарифов на перевозку угля и мазута для грузоотправителей, обеспечивающих энерго- и теплоснабжение региона, затраты комбината возросли на 25 млн. рублей.

 

Проблемой для Архангельского ЦБК является и постоянный рост цен на топливо, которое комбинат использует в производстве большими объёмами. Так, в 2008 г. повышение цены на уголь составило 18,5%, а в 2009 году цена возросла уже почти на 20%.

 

Хотелось бы отдельно остановиться на проблеме выделения лесопромышленным предприятиям полувагонов парка ОАО «РЖД», ОАО «ПГК» и ОАО «Транслес». Так, если в ноябре 2010 года подача полувагонов на АЦБК составляла 45% от потребности, то к апрелю 2011 она уменьшилась до 16%. Такая ситуация с обеспечением комбината полувагонами негативно влияет на показатели эффективности его работы.  

 

В результате для решения данной проблемы АЦБК был вынужден срочно арендовать у сторонних организаций платформы и полувагоны по завышенным тарифам. Кроме того, на приобретение ж.д. платформ комбинату пришлось затратить незапланированные средства в размере более 500 млн. рублей, что затормозило реализацию инвестиционной программы по модернизации АЦБК.

 

Следует отметить, что в 2011 году значительно обострились проблемы лесообеспечения АЦБК и отгрузки готовой продукции автотранспортом в период ежегодного сезонного закрытия автомобильных дорог для большегрузного транспорта. Указанные проблемы являются системными и требуют комплексного решения.

 

Современные технологии строительства автомобильных дорог по определению способствуют сокращению сроков сезонного закрытия дорог и увеличению допустимых нагрузок. В действительности же происходит всё наоборот.

 

Так, несмотря на значительные объёмы ремонтных работ на федеральной и областной трассах в предшествующие годы, сроки закрытия дорог в Архангельской области в 2011 году ничуть не сократились. Более того, многократно были увеличены штрафы за нарушение запрета проезда.

 

Данная ситуация полностью остановила грузопоток автомобильным транспортом на АЦБК, и комбинат был вынужден ограничивать производственный процесс из-за полной загрузки складов готовой продукции.

 

Вследствие недостаточности подвижного состава для отгрузки продукции и одновременного закрытия автомобильных дорог АЦБК сократил выпуск продукции во II квартале 2011 года на 16% и, соответственно, недополучил 445 млн. рублей прибыли. Потери предприятия только в период сезонного закрытия автодорог (с 15 апреля по 15 мая 2011 года) составили около 23 млн. рублей.

 

Наличие указанных транспортных проблем снизило налоговые поступления в федеральный и областной бюджеты на 67,9 млн. рублей, хотя отмена сезонного закрытия автодорог могла бы частично компенсировать убытки предприятий из-за низкого уровня их обеспеченности железнодорожным подвижным составом.

 

Другой важной проблемой являются арендные отношения и организация аукционов на право аренды лесных участков.

 

В условиях повышения требований зарубежных стран, являющихся покупателями продукции АЦБК, ужесточения их законодательства в отношении использования законно заготовленной древесины отсутствие согласованной российской нормативно-правовой базы может закрыть для предприятия зарубежные рынки.

 

Остановлюсь на конкретном примере. В лесосырьевой базе ОАО «Усть-Покшеньгский ЛПХ», переданной леспромхозу в аренду, имеются лесные участки, которые относятся к малонарушенным лесным территориям.

 

В соответствии с российским лесным законодательством на малонарушенных лесных участках можно осуществлять лесопользование, как на обычных лесных участках. Однако в соответствии с международными стандартами рационального лесопользования освоение малонарушенных лесных территорий весьма ограничено. Здесь налицо противоречие российского и международного лесного законодательства.

 

Поскольку Архангельский ЦБК и лесозаготовительные предприятия ГК «Титан» проводят сертификацию цепочки поставок продукции от пня до выпуска пиломатериалов, целлюлозы и т. д., то есть являются добросовестными лесопользователями, эти разночтения в нормативно-правовой базе России и зарубежных стран могут нанести урон их репутации на внешних экологически чувствительных рынках.

 

В целях успешного проведения сертификации лесопользования Усть-Покшеньгским ЛПХ в октябре 2004 года было подписано соглашение о моратории на рубки в части «ядра» Двинско-Пинежского массива ЛВПЦ сроком на 3 года в надежде, что лесное законодательство будет гармонизировано с международными стандартами. Однако «воз и ныне там», так как никаких действий со стороны уполномоченных органов власти по совершенствованию лесного законодательства за этот период не последовало.

 

Тем не менее, как было сказано, Архангельский ЦБК и предприятия ГК «Титан» являются наиболее динамично развивающимися в Архангельской области, и в условиях нарастающего дефицита лесного сырья выдерживать мораторий на лесозаготовки в их арендной базе становится затруднительно.

 

Более того, арендные отношения и порядок организации аукционов на право аренды лесных участков, изложенные в Лесном кодексе РФ 2006 года, не только не обеспечивают приоритетное выделение лесосырьевых баз лесопромышленным предприятиям под модернизацию и развитие, но и тормозят лесообеспечение инвестиционно активных лесопромышленных предприятий.

 

Ведь возможность победы на аукционе любой непрофильной компании, не имеющей лесоперерабатывающих мощностей, в условиях единственного аукционного критерия – ставки арендной платы, приводит к передаче лесных участков не для лесозаготовки или других видов пользования, а для спекулятивных сделок.

 

По словам министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрия Германовича Трубина, главной проблемой реализации приоритетных проектов является невозможность их обеспечения лесными ресурсами в полном объёме. Так, проект ОАО «Группа «Илим» обеспечен лесом на 47%, ООО «УК «Соломбалалес» — на 64%, ОАО «Архангельский ЦБК» — на 9%.

 

Таким образом, даже в многолесной высокоорганизованной Архангельской области участки лесфонда отдаются в аренду недобросовестным лесопользователям и, как следствие, не осваиваются.

 

По информации Ю. Г. Трубина, непростая ситуация складывается с осуществлением инвестиционного проекта «Строительство деревообрабатывающего комбината» в Архангельске, реализуемого ООО «ХарвиСеверЛес». За первое полугодие текущего года денежные средства в проект не вкладывались, имеется серьёзная задолженность по лесным платежам, превышающая 20 млн. рублей. В то же время в аренду компании передано 358 тыс. кбм леса, что позволило обеспечить ООО «ХарвиСеверЛес» лесосырьевой базой на 88%.

 

Глава минлеспрома Архангельской области предложил исключить данный проект из перечня приоритетных, так как ведущие, динамично развивающиеся лесопромышленные компании, испытывая дефицит сырья, вынуждены нарушать международные стандарты лесопользования под угрозой закрытия экологически чувствительных рынков.

 

Этот пример наглядно показывает, что положения Лесного кодекса РФ, регламентирующие арендные отношения, не работают. Стало очевидным, что на участках лесного фонда, зарезервированных под «мифические» приоритетные проекты, практически нет хозяина. Там никто не занимается лесохозяйственными мероприятиями, рациональным лесопользованием, лес горит, болеет, его нещадно вырубают «чёрные» лесорубы.

 

Да и лесные аукционы с единственным критерием победы на них – наибольшей ставкой арендной платы, показали полную несостоятельность в обеспечении сырьём лесопромышленных компаний, осуществляющих реальную модернизацию и создание новых мощностей.

 

На наш взгляд, необходимо пересмотреть методологию отбора инвестиционных проектов и включения их в перечень приоритетных, усилить расчётами обоснование их потенциальной эффективности и практической реализуемости.

 

Предлагается ряд мер, с помощью которых государство смогло бы обеспечить ускоренную модернизацию предприятий лесного комплекса России на основе частно-государственного партнёрства.

 

Во-первых, государство должно более взвешенно и эффективно регулировать деятельность российских монополий, и прежде всего в сфере транспорта и энергетики. Иначе непропорционально высокий темп роста цен на их услуги, по сравнению с ростом цен на лесобумажную продукцию, приведёт к резкому снижению рентабельности лесопромышленного, в том числе целлюлозно-бумажного производства.

 

В этой связи следует вспомнить, что ТРАНСПОРТ как сфера народного хозяйства всегда имел сервисный характер, так как обслуживал потребности ПРОМЫШЛЕННОГО сектора экономики и входящих в его состав промышленных предприятий.

 

В настоящее время произошло разбалансирование этих взаимоувязанных секторов народного хозяйства, ТРАНСПОРТ и его структурные образования стали самостоятельными коммерческими организациями, заинтересованными в получении максимальных прибылей, порою за счёт отказа перевозить дешёвое необработанное сырьё.

 

Поспешная либерализация и коммерциализация транспортных предприятий в отсутствие государственного регулирования их деятельности может привести к серьёзному системному кризису в промышленно-сырьевой сфере, и признаки такого кризиса уже проявляются практически во всех промышленных отраслях.

 

Во-вторых, поскольку сезонное закрытие автомобильных дорог имеет причиной устаревшие технологии их строительства и ремонта, предлагаем пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую сезонное закрытие автодорог в зависимости от их состояния. Для этого потребуется регулярный мониторинг их строительства, ремонта и, соответственно, их состояния с привлечением аэро и космических мониторинговых организаций, в том числе системы ГЛОНАСС.

 

Кроме того, на основе анализа состояния автомобильных дорог предлагается использовать специальные пропуска, возможно на платной основе, для грузов бюджетообразующих предприятий, каким является Архангельский ЦБК, приравняв их к социально значимым грузам.

 

В-третьих, концепция организации арендных отношений, изложенная в действующем Лесном кодексе РФ, требует уточнения и переработки. Предлагаем вновь вернуться к идее предварительного отбора участников аукциона в целях введения приоритетов для компаний, имеющих лесоперерабатывающие мощности, а также реальные проекты их модернизации и строительства новых производств.

 

В этой связи государственная поддержка развития лесопромышленных компаний должна быть выборочной и целенаправленной, осуществляться на основе инвестиционных соглашений между государством и бизнесом, когда в обмен на обязательства бизнеса модернизировать или создавать новые мощности по производству продукции глубокой переработки древесины государство должно предоставлять определённые преференции и налоговые льготы.  

 


Н. Б. Пинягина, директор Архангельского ЦБК
по взаимодействию с государственными органами, д.э.н.

 


Дата публикации: 7 ноября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий