Тяжёлая и опасная работа

В начале апреля Северная база авиационной охраны лесов отметит 75 лет со дня основания. Накануне юбилея мы пригласили в редакцию директора ГУ АО «Северная база авиационной охраны лесов» Юрия Антуфьева и попросили его рассказать об истории Северной базы, её сегодняшнем дне.

По словам Юрия Фёдоровича, ещё в далёком 1931 году лесоавиационной секцией отдела лесоэксплуатации Ленинградского лесопромышленного НИИ организуется экспедиция по проведению опыта охраны лесов от пожаров и борьбе с ними с применением авиации на территории Нижегородского края.

В 1936 году трестом «Севлес» (Архангельская область) был разработан план по воздушной охране лесов от пожаров в летний сезон 1936 года.

На основе статистических данных по лесным пожарам (с 1931 по 1936 годы) сезон воздушной охраны был определён с 25-го мая по
1-е сентября на территории лесно го фонда Красноборского, Верхне-Тоемского, Ровдинского, Березни ковского, Шенкурского, Устьянского, Черевковского, Удимского леспромхозов.

Первая воздушная трасса маршрута пожарной охраны была за проектирована общей протяжённостью 320 км от Красноборска до села Двинской Березник, проходя через деревню Согра, и распадалась на два этапа.

Первый этап воздушной трассы проходил от с. Красноборска до дер. Согра, где расположена контора лесопункта Верхне-Тоемского леспромхоза, общая протяжённость этапа 140 км с охватом лесного фонда Красноборского, Черевковского и Верхне-Тоемского леспромхозов общей площадью 630 тыс. га.

Второй этап воздушный трас сы проходил от дер. Согра до с.   Двинской Березник, где расположена контора Березниковского леспромхоза, общая протяжённость маршрута 180 км, с охватом лесфонда Верхне-Тоемского и Бе резниковского леспромхозов на общей площади 810 тыс. га. Для ведения воздушной охраны использовались три самолёта СП.

Датой создания Северной базы авиационной охраны лесов считается 8 апреля 1936 года, когда приказом треста лесной авиации № 89 от 8 апреля 1936 года организован 2-й Северный авиаотряд «Лес-авиа». В составе авиаотряда было 3 самолёта ПО-2, охраняемая площадь лесов — 6,4 млн. га.

В 1937 году организуется парашютно-пожарная служба, начинают работать курсы по подготовке парашютистов, а с 1938 года – курсы лётчиков-наблюдателей.

С началом Великой Отечественной войны личный состав 2-го Северного авиаотряда призван в действующую армию. Ушедших на фронт мужчин заменили жен щины. В годы войны несколько сокращается охраняемая площадь лесов. Например, в 1943 году она составляла 33,3 млн. га. Было организовано 12 отделений, использовалось 12 самолётов. Однако уже с 1944 года увеличивается площадь охраняемых лесов, и к 1945 году она составила 44,0 млн. га, организовано 16 отделений, используется 17 самолётов.

В годы войны Северный авиаотряд понёс невосполнимые потери. Из 120 человек, ушедших на фронт, вернулись домой лишь 20. Многие работники авиаотряда были награждены орденами и медалями. Пилоту авиаотряда Павлу Тарасовичу Кашубе, добровольцем ушедшему на фронт в августе 1941 года, в ноябре этого же года за образцовое выполнение боевых заданий было присвоено звание Героя Советского Союза. Теперь имя героя носит одна из улиц Красноборска.

После войны авиационная охрана лесов получает дальнейшее развитие. На смену самолёту По-2 с 1953 года поступают самолёты ЯК-12, АН-2, вертолёты МИ-1, МИ-4.

С 1947 года на тушении лесных пожаров испытывается применение взрывчатых веществ, технических и химических средств пожаротушения.

В 1962 году на службу авиалесо охраны поступает самолёт АН-2В, организуется десантно-пожарная служба.

Начиная с 1963 года широкое применение получает защитное снаряжение парашютиста и спус ковые устройства, позволяющие высаживать с вертолётов парашютно-десантные команды к местам лесных пожаров.

В 1965-1975 годах авиалесо охрана постоянно развивается, растёт численность парашютно- десантной службы, внедряются новые технические средства и спо собы тушения лесных пожаров.

В 1971 году на смену вертолётам МИ-1 и МИ-4 приходят вертолёты МИ-8 и транспортный вер толёт МИ-6, способный доставлять к местам пожаров тяжёлую землеройную технику. Внедряются современные мотопомпы ПМП-Л и резиновые ёмкости П-1.00 для доставки воды на внешней подвеске вертолёта. В 1973 году поступают парашюты «Лесник».

В 1976-1986 годы на оснащение парашютно-десантной служ бы поступают новые парашюты ПТЛ-72 и вертолётные спусковые устройства СУ-Р.

С 1979 года начинает внедряться система АСУ с использованием ЭВМ. В 1983 году идёт внедрение «ИК» — аппаратуры для обнаружения с вертолётов скрытых очагов горения, водосливное устрой-ство к вертолёту М и-8.

Специалисты Северной авиабазы тушили лесные пожары не только в Архангельской области, но и далеко за её пределами – в Афганистане, Греции, знакоми лись с опытом тушения лесных пожаров в Швеции, США.

С началом перестройки и коренных реформ для Северной авиабазы наступили трудные времена.

Сокращалось финансирование, сокращалась численность пара шютистов-пожарных, возникли проблемы с обеспечением радиосвязью, что сказалось на оперативности тушения лесных пожаров. Нехватка средств на авиапатрулирование приводила к позднему обнаружению ряда лесных пожаров, разрастанию их до крупных размеров.

Немало проблем принёс Северной авиабазе пресловутый ФЗ № 94. По логике законодателей Северной авиабазе ещё до начала пожароопасного сезона надо точно знать – где и сколько возникнет лесных пожаров, их площадь, сколько потребуется сил и средств для их тушения, с тем чтобы провести аукцион на право заключения договоров с арендаторами, специалисты и техника которых будут привлекаться на лесные пожары. Более нелепого порядка взаимодействия авиалесоохраны и   арендаторов   сложно   представить.

Лето прошлого года более чем убедительно доказало, что только авиалесоохрана в состоянии своевременно обнаружить и потушить лесной пожар в труднодоступных районах. Даже космический мони торинг не позволяет достоверно определить, где находятся очаги возгорания: то мешают облака, то за лесные пожары принимается горящая сухая трава, свалки. Сообщения космического мониторинга поступают в Северную авиабазу 2 раза в сутки. Были случаи, когда из Центра поступало сообщение о пожаре, который уже ликвидирован!

По словам Юрия Антуфьева, сейчас самый разгар подготовки к очередному пожароопасному сезону, и пышного празднования
75-летия авиабазы не планируется. Однако добрые слова ветеранам, работникам Северной авиабазы непременно   будут   сказаны.

В ходе нашей продолжитель ной беседы Юрий Фёдорович уверял, что в Северной авиабазе работают классные специалисты, преданные своему делу. А работа парашютистов-пожарных сродни подвигу, всегда связана с опасностью. Это дело для настоящих мужчин.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 4 апреля 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий